ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ / ЭКОЛОГИИ

Маликова С.Ю.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 имени 87 Гвардейской стрелковой дивизии, г. Волжский, Россия, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

В 2012 году наша школа взялась за реализацию стандартов второго поколения, в котором приоритетом является формирование универсальных учебных действий. И дело не только в том, что министерство образования требует от нас того, чтобы мы перестроились, а в том, что сегодняшняя жизнь требует другой модели выпускника. Ведь уровень образования в мире непрерывно растет. Чтобы соответствовать международным стандартам, выпускник современной школы должен быть интеллектуально и духовно развит, социально адаптирован, готов к продолжению образования, способен к самореализации, самоопределению, самосовершенствованию [3]. Этого результата во многом помогают достигать естественно - научные дисциплины, так как они очень тесно связаны с жизнью.

Безусловно содержание предмета биологии позволяет раскрывать мир живой природы, а значит и себя в ней. Для нас важно учить детей, а не излагать им материал. Вот тогда они смогут показать свои знания в действии, применить в жизни УУД, то есть умения.

Характерной чертой нового стандарта является его деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик сам открывает знания через содержание УМК, его способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, означает умение учиться, это УУД (универсальные учебные действия) [2].

Формировать и развивать УУД (универсальные учебные действия) -значит:

  • - научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации;
  • - передать сам способ выполнения метапредметного действия;
  • - научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его.

Данные учебные задачи решаются через практическую направленность биологического образования, организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников.

Исследовательская и проектная деятельность школьников это возможность повышения теоретического уровня знаний; конструирования этапов работы; оценивания и самооценивания; аргументирования; приобретения собственного опыта публичного выступления и представления результатов деятельности.

Так в 2013 - 2014 учебном году был проведен образовательный модуль, где биологи совместно с географами предложили школьникам 5 -6 классов провести экологическую экспертизу школьного двора и прилегающей территории.

Перед этим были рассмотрены глобальные экологические проблемы. В момент рефлексии выяснили, что это важно для каждого, так как «я - часть природы».

Поскольку проект это разносторонняя деятельность для школьников были проведены краткосрочные курсы по пониманию текста, аргументации, поиску информации и выделению главного, составлению презентаций, публичному выступлению. В результате этого школьники имели возможность определиться с приоритетным направлением деятельности в проекте.

Итак, обучающиеся были вооружены знаниями, технологическими картами проекта с подробными рекомендациями по этапам работы, оборудованием, листами самооценки.

Групповой проект 5- 6 классов

«Экологическая экспертиза 39 квартала и школьного участка»

Предисловие.

XXI век - период величайших открытий и научных разработок. Человечество шагает семимильными шагами. Объёмы промышленного производства увеличились в сотни раз, энерговооружённость человечества возросла более чем в 1000 раз, скорость передвижения — в 400 раз, скорость передачи информации — в миллионы раз и т. д. Такая активная деятельность человека не проходит бесследно как для природы, так и для самого человека.

Загрязнение воды и воздуха, истощение почв, сокращение биологических ресурсов, изменение радиационного фона планеты - вот основные проблемы человечества.

Экологическое состояние местности - один из главных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека.

На сегодняшний день востребована экологическая экспертиза жилых помещений и близлежащих к ним территорий.

Цель: исследовать экологическое состояние территории и подготовить отчет и рекомендации по результатам исследования.

Задачи:

  • -провести исследование радиационного фона территории;
  • - определить экологическое состояние территории по возрасту хвои;
  • - определить степень загрязнения воздуха по хвойным растениям;
  • - определить степень загрязнения воздушной среды методом лихе-ноиндикации (лишайники);
  • - определить зависимость экологического состояния территории от направления ветра.

В результате были представлены: компьютерные и стендовые презентации с публичными выступлениями, видеоролики.

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках школьного образования позволяет осуществлять развитие самостоятельности у обучающихся [1], а значит удовлетворяет общество результатами образования.

Список литературы:

  • 1. М.В. Высоцкая. «Нетрадиционные уроки по биологии в 5 - 11 классах». - Волгоград.: Учитель, 2008. - 80с.
  • 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011.- 48с.
  • 3. http://www.booksite.m/falltext/poro/shin/nat/l .htm
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >