ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

Маринина М.Г., Федосеева С.Ю.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script , Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Диагностика умственного развития по показателям высшей нервной деятельности является необходимым условием успешного образовательного процесса и важнейшим звеном обратной связи между школьным обучением и процессом усвоения изучаемого материала.

В нашей работе нами было изучено внимание, как один из показателей высшей нервной деятельности, поскольку оно является важным и необходимым условием эффективности всех видов деятельности человека, в том числе и учебной.

Нами было обследовано 50 обучающихся общеобразовательных школ и 29 обучающихся коррекционных школ VIII типа. Исследование проводилось в одно и то же время, в первой половине дня.

Концентрация внимания изучалась с помощью таблиц Горбова. О концентрации активного внимания мы судили по времени, затраченному на отыскание чисел в таблицах. Для исследования устойчивости внимания использовалась корректурная проба Б. Бурдона. Ученикам предоставлялся бланк со знаками, расположенными в случайном порядке. Устойчивость внимания оценивалась по количеству просмотренных за отведенное время символов и по точности выполнения работы. Для исследования переключения внимания был проведён тест отыскания чисел.

Обработка полученных результатов была произведена стандартными методами математической статистики. Определение достоверности различий параметров свойств внимания осуществлялась по t-критерию Стью дента (Т).

Так, сравнительный анализ концентрации активного внимания показал, что у учеников общеобразовательных школ этот показатель достоверно выше, чем у учеников коррекционных школ (Р<0,001). Среднее время, затраченное учеником общеобразовательной школы на работу с одной таблицей, составило 40,9 секунд. У учеников коррекционных школ этот показатель равен 74,2 секунд, что на 81% больше.

Проведенное исследование устойчивости внимания так же показало достоверные различия (Р<0,001). В среднем учащиеся общеобразовательных школ просмотрели 812,5 символов за отведенное время, а ученики коррекционных школ - 568 (на 44% меньше). Результат выше среднего показали лишь 14,3% учеников общеобразовательных школ. Средний результат показали 59,2% учеников общеобразовательных и 38,5% учеников коррекционных школ. Результат ниже среднего показали 24,5% учеников обычных и 46,2% коррекционных школ. Низкие же результаты показали 2% и 15,3% учащихся соответственно.

Точность выполнения работы у учеников общеобразовательных школ колебалась в пределах 86-96%. У учеников коррекционных школ разброс значений оказался более широким. Среди этой группы учеников были выявлены самые низкие индивидуальные показатели (15-16%) и самые высокие (100%). Причем, в группе здоровых детей 100%-ный результат не показал никто. Это можно объяснить тем, что у детей, имеющих отклонения в умственном развитии, может происходить «застревание» на одном виде деятельности. При невысокой продуктивности такие дети выполняют работу с очень высокой точностью.

Так же нами были установлены достоверные различия между показателями распределения внимания. Средний результат учащихся общеобразовательных школ составил 9,2 символа, а у учеников школ VIII типа -5,1 (Р<0,001). Высокие результаты показали лишь учащиеся общеобразовательных школ - 22,6%. Средние результаты отмечены у 64,2% учеников обычной школы и 31,8% коррекционных. Низкий результат продемонстрировали 13,2% и 68,2% учащихся соответственно.

Анализ распределения типов высшей нервной деятельности показал, что среди учащихся коррекционных школ преобладают дети со «слабым» типом высшей нервной деятельности (46,7%). «Подвижный» и «инертный» типы ВИД представлены в меньшем количестве. Учащихся с «безудержным» типом выявлено не было. Среди учащихся общеобразовательной школы выявлено все четыре группы типов высшей нервной деятельности с преобладанием «подвижного» (50%).

В ходе обследования учащихся общеобразовательной школы с «живым» типом высшей нервной деятельности мы получили следующие результаты: высокий уровень концентрации внимания - в среднем 33,62±2,16 секунд; среднее значение устойчивости внимания -838,15±30,25 символов; при исследовании переключения внимания учениками было правильно отмечено 9,7±0,80 символов, что соответствует среднему значению.

Учащиеся коррекционных школ показали достоверно более слабые результаты. Показатели концентрации внимания достоверно низкие -64,83±4,45 (Р<0,001). Во время исследования устойчивости внимания количество просмотренных символов составило 626,42±48,51, что достоверно меньше, чем у учащихся общеобразовательной школы (Р<0,01). Значение переключения внимания учеников школ VIII типа так же достоверно ниже, ими было отмечено 5,17±0,44 символов (Р<0,01).

Полученные нами показатели свойств внимания учащихся общеобразовательной школы и коррекционных школ с «инертным» типом высшей нервной деятельности имеют достоверные различия. При исследовании концентрации внимания ученики общеобразовательных школ показали средние результаты. У них время просмотра составило 43,17±3,02 секунд, а у учеников коррекционных школ - 65,87±4,67, что является низким значением и достоверно ниже, чем у учащихся общеобразовательных школ (Р<0,01).

При исследовании устойчивости внимания установлено, что учащиеся общеобразовательных школ просмотрели 911,22±63,00 символов, а ученики школ VIII типа - 656,00±15,85, что достоверно ниже, чем у учащихся общеобразовательных школ (Р<0,01).

Анализ показателей переключения внимания так же выявил достоверные различия: ученики общеобразовательных школ отметили 8,33±1,09 символов, а ученики коррекционных школ - 5,50±0,58 (Р<0,05).

Проведенное исследование свойств внимания школьников со «слабым» типом высшей нервной деятельности выявил различия с разной степенью достоверности.

При исследовании концентрации внимания обнаружено, что учащиеся общеобразовательных школ потратили 51,20±5,30 секунд на работу с таблицами. Результаты учеников коррекционных школ с высокой степенью достоверности ниже - 83,85±8,54 секунд (Р<0,001). Результат работы при изучении устойчивости внимания у учеников общеобразовательной школы составил 752,60±59,50, а у учеников коррекционных -527,43±47,30, что достоверно ниже (Р< 0,05).

При исследовании переключения внимания установлено, что учащиеся общеобразовательных школ отметили 7,80±1,19 символов, а ученики школ VIII типа - 4,50±0,50, что достоверно меньше (Р< 0,05).

Для детей со слабым типом высшей нервной деятельности характерно преобладание внешнего торможения. Принято считать, что у тормозных детей устойчивость внимания выше. Выявленная в нашем исследовании достоверность различий между устойчивостью внимания учащихся общеобразовательной школы и учащихся коррекционных школ подтверждает это положение.

Таким образом, для всех типов высшей нервной деятельности школьников с ограниченными умственными возможностями установлены достоверно низкие показатели свойств внимания, в сравнении с учащимися общеобразовательной школы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >