УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Неделъская Н. О.

МОУ гимназия №11 Дзержинского района Волгограда, Россия, gimn 11 @mail. ru

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на ФГОС ООО перед школой стоит задача формирования личности, умеющей вести учебное исследование и самостоятельно организовывать свою деятельность, а так же свободно ориентироваться в конформационном пространстве. Таким образом, ключевой деятельностью в новых условиях организации образовательного процесса обучающихся становится учебно-исследовательская и проектная деятельность.

Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации и ведение исследования, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт использования прогрессивных образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает проектная технология.

Актуальность использования этой технологии в рамках исследовательской деятельности заключается в том, что, во-первых, в решение проблемной ситуации вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации; во-вторых, проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся (исследовательских, аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.); в-третьих, решается обязательная задача педагога - при работе над учебным проектом дать каждому участнику провести своё исследование и ощутить собственную значимость.

Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся. Данная технология подразумевает выполнение обучающимися большого объёма работы как под руководством учителя, так и самостоятельно, в частности, в процессе поиска, обработки и использования информации позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Школьники овладевают умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации защиты своего проекта. В методе проектов привлекает атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся, её нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностный и общественно значимый результат. В нём изменяются ролевые функции ученика и учителя. Школьник является полноправным субъектом взаимодействия с преподавателем. Основной функцией педагога становится консультирование. При этом деятельность учащихся может быть организована как в форме индивидуальной работы, так и групповой.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели -наглядное представление результата, будь это отдельные схемы и рисунки, графики и диаграммы или компьютерные презентации. Использование информационно-коммуникативных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несёт в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. А ведь мотивационная сфера подростков представлена широким спектром мотивов, интересов и увлечений. Ситуация развития личности учащегося в данном возрастном периоде обуславливает его стремление к самоутверждению, завоёвыванию статусной позиции среди сверстников, желание актуализировать и испытать свои возможности, проявив самостоятельность. Подросток, увлечённый работой над проектом, обращает основное внимание не на получение отметки, а испытывает своего рода творческое удовольствие от самого процесса познания. Стимулирование такого мотива позволяет школьнику:

  • 1) открыть для себя новый смысл познания как процесса самообразования и творческой самореализации;
  • 2) встретить поддержку своим творческим усилиям со стороны учителя и одноклассников;
  • 3) испытать удовольствие от процесса самостоятельного ведения исследования и открытия новых знаний;
  • 4) самостоятельно выдвинуть и апробировать различные гипотезы, собрать, обработать и оформить материал, свободно ориентируясь в информационном пространстве;
  • 5) обменяться новыми познаниями и опытом работы на персональном компьютере с «коллегами-одноклассниками» в процессе работы над проектом;
  • 6) получить дозированную помощь от учителя и более сильных партнёров, что позволит обеспечить стабильность его положительной мотивации.

Самое драгоценное, что есть у человека, - это здоровье. С этим трудно не согласиться. Однако в последнее десятилетие состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. А ведь хорошее самочувствие ребенка - важное условие успешного усвоения им школьной программы Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Вот почему я уделяю большое внимание здоровью своих учеников, занимаясь им и в учебное, и во внеурочное время. Ведущей формой здоровьесберегающей деятельности является исследовательская работа и выполнение проектов.

Я убедилась в том, что для реализации учебно-исследовательских проектов учащимися 8 класса лучше брать темы, предполагающие рефлексивную деятельность и оценку собственного здоровья. Поэтому, для выполнения проектов я предложила тему «Изучаем след», где учащиеся сами должны были определить у себя наличие или отсутствие плоскостопия и выработать дальнейшую стратегию действий. Таким образом, я использовала на уроке технологию исследовательского проектного обучения.

При этом были поставлены следующие цели:

  • 1) образовательные (обучающие) - провести исследование своего следа ноги на предмет наличия плоскостопия;
  • 2) развивающая - продолжить развитие умений и навыков исследовательской деятельности;
  • 3) воспитательная - продолжить формирование убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности. Были определены задачи:

Образовательные:

  • 1. Научить учащихся способам выявления плоскостопия.
  • 2. Расширить осведомлённость учащихся о причинах плоскостопия и нарушениях опорно-двигательного аппарата.
  • 3. Показать, каким образом можно скорректировать нарушение опорно-двигательной системы.
  • 4. Вооружить учащихся комплексом упражнений, рекомендуемых при плоскостопии.

Развивающие:

1. Развивать умение переносить знания, полученные на занятиях, в повседневную жизнь.

Воспитательные:

1. Продолжить формирование у учащихся интереса и желания вести активный здоровый образ жизни.

Каждый учащийся сделал домашние заготовки:

  • 1) след ноги:
  • 1. Возьмите лист белой бумаги
  • 2. Положите его на пол.
  • 3. Смочите ногу в водном подкрашенном растворе (гуашь, акварель).
  • 4. Встаньте на лист мокрой ногой.
  • 2) подборка комплекса упражнений, рекомендуемых при плоскостопии, и инвентарь (пластиковая бутылка, маленький мячик, тканевая салфетка или полотенце).

Я создала личностно-ориентированную ситуацию, направленную на осознание учащимися ценности сохранения здоровья. При разработке проектно-исследовательского задания я старалась реализовать ряд приёмов, способствующих формированию внутренней мотивации учения: одобрение, удивление, парадоксальность ситуации, создание доверительной и располагающей к откровенности атмосферы: все ученики были вовлечены в значимую для них деятельность и работали без риска потерпеть неудачу. В ходе подготовки исследовательского проекта я предоставила самим ребятам возможность исследовать вопрос и выработать собственные знания и суждения.

Данный урок отличался атмосферой доверия и доброжелательности, способствовал проявлению личностных качеств. Учащиеся выступали на уроке в качестве авторов и проявили следующие качества: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение творчески работать в группе, стремление к взаимопониманию. Урок имел хороший темп и побуждал участников познавательного процесса к волевым усилиям и преодолению затруднений. В ходе всего урока я следила за вербальным (мимика, жесты, пантомима) общением детей, за реакцией аудитории и старалась чувствовать и направлять её, подбирая соответствующий тон голоса, движение тела и головы, импровизировала в зависимости от создавшейся конкретной ситуации.

Наблюдение за деятельностью учащихся на уроке показало, что характерной её особенностью является творческий, поисковый характер и личная значимость. В ходе неё обучающиеся проявили заинтересованность и достаточно высокую продуктивность, способность формулировать задачи своей деятельности и решать их каждый на своём уровне. Признаком эффективности этой деятельности явился конечный продукт «Памятка для профилактики плоскостопия» и его презентация.

Использование учебно-исследовательской деятельности в сочетании с проектной технологией на уроках биологии разнообразит учебный про цесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает им самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном пространстве и получать практические навыки, необходимые для комфортной жизни.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >