ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Сдобнова С.Д.

МОУ лицей №3 Тракторозавдского района г. Волгограда

Мир, в котором мы живем, так быстро меняется, что дети должны научиться решать те проблемы, которые ставит перед ними жизнь. А учит ли этому школа? Перед педагогами сегодня стоит задача создания благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся, возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, т.е. умения учиться.

Школьник, который учится без познавательного интереса, воспринимает получаемые знания как «мертвый груз», а сам процесс обучения -как тяжелую бессмысленную повинность. Каким бы значимым не представлялся материал урока учителю, для ученика он не будет представлять интереса, пока данный материал не является для ученика личностно значимым. Как сделать тему интересной и значимой для ученика?

Основной способ формирования познавательного интереса и развития творческого мышления у школьников - это использование на уроках идей проблемного обучения. Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения появились в конце 60-х-начале 70-х гт XX в. (Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, В. Оконь и др.) Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций, осознании, принятии и решении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя (при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего). Концепция проблемного обучения предполагает поиск резервов умственного развития учащихся, и прежде всего творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. Известно, что интеллектуальное развитие человека осуществляется только в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Поэтому формирование творческой личности школьника предполагает особую организацию процесса обучения, при которой достигается усвоение школьниками опыта творческой деятельности. При творческом решении новой для себя проблемы ученики обязательно применяют усвоенные ранее знания и умения в новой ситуации, творчески преобразуя их в соответствии с содержанием проблемы. Для достижения целей творческой деятельности учащихся педагогом на уроке используются творческие задачи, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся накапливают опыт поиска способов решения проблемы. При этом оказывается, что значительная часть знаний усваивается не в ходе пассивного восприятия их в готовом виде (из уст учителя), а как продукт самостоятельного творческого поиска.

Проблемное обучение способствует не только формированию необходимой системы знаний, умений и навыков, но и обеспечивает достижение высокого уровня умственного развития школьников, развитие у них способностей к самообучению, самообразованию. Эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно - познавательных творческих задач, при решении которых учащиеся накапливают опыт поиска способов решений.

К творческим задачам относятся такие, которые требуют от ученика самостоятельного применения знаний в новых условиях, создание чего-то субъективно (а иногда и объективно) нового. Это те задачи, которые невозможно решить стандартным путем. При решении проблемной задачи учащиеся понимают, что имеющихся у них знаний уже недостаточно. В этой ситуации возрастает потребность в приобретении новых знаний, более четко выявляются мотивы познавательной деятельности.

Например, при изучении некоторых тем учащимся предлагаются житейские и научные факты, на основании которых учащиеся в ходе диалога с учителем формулируют тему урока и проблему.

Тема: «Роль кожи в теплорегуляции».

  • 1) У человека температура тела одинакова и зимой и летом, хотя внешние условия меняются.
  • 2) За сутки человек выделяет столько тепла, что его хватит, чтобы довести до кипения несколько литров воды.
  • 3) Теоретические расчеты показали, что за 1 час активной игры в футбол температура тела повышается на 11,5 градусов. На практике этого не происходит.
  • 4) На холоде наша кожа сначала краснеет, а потом бледнеет.
  • 5) Закаливание влияет на состояние кожи: она становится упругой и эластичной.
  • 6) Летом лучше носить одежду из синтетических тканей, а не из натуральных (льна, хлопка).

Учащиеся не могут сразу согласиться или опровергнуть некоторые факты.

Тема: «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма».

  • 1) Почти 2 тыс. лет назад правитель одной из северо-восточных провинций Китая издал указ, в котором обязал всех своих подданных съедать по 2 кг морской капуты в год. С тех пор жители послушно соблюдают древний указ.
  • 2) Житель небольшого украинского села в 36 лет обладает ростом 2 м 55 см 6 мм. В 12 лет у него обнаружили доброкачественную опухоль мозга. Подростку сделали операцию, во время которой была задета железа внутренней секреции. Мальчишка стал расти как на дрожжах. (Московский комсомолец, 2006)

После изучения нового материала объясняются факты, которые были озвучены в начале урока, делается вывод о значении приобретенных знаний для укрепления своего здоровья.

При работе с терминами можно использовать следующие проблемные задачи:

«Какие из данных определений являются правильными:

Артерии - сосуды, по которым течет артериальная кровь.

Артерии - сосуды, несущие кровь от сердца.

Вены - сосуды, по которым течет венозная кровь.

Вены - сосуды, несущие кровь к сердцу».

При изучении кругов кровообращения учащиеся находят противоречие: в малом круге кровообращения по легочным артериям течет венозная кровь, а по легочным венам - артериальная. Правильный ответ становится очевидным.

На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении (И.А. Ильинская, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмудов и др) и психологии творчества (А.В. Брушлин-ский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) - разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Проблемно-диалогическое обучение-это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Цель - научить самостоятельно решать проблемы. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Учащиеся «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили в готовом виде, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Преимущества проблемного подхода очевидны. При проблемном введении материала методика постановки проблемы позволяет учащимся самим сформулировать вопрос для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и их деятельность в этом случае можно определить как творческую. Проблемные методы эффективнее традиционных, так как постановка проблемы на этапе введения новых знаний на уроке гарантирует появление познавательной мотивации учащихся, поиск решения приводит к пониманию материала большинством класса.

Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной).

Использование технологии проблемно-диалогического обучения способствует формированию общеучебных действий, таких как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, применение методов компьютерного поиска, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия; личностных универсальных учебных действий (действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные (целеполагание, прогнозирование, оценка, элементы волевой саморегуляции); универсальных логических действий (анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование); действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера); а также формирование коммуникативных универсальных действий (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно сотрудничать).

Сталкиваясь с проблемой, человек ищет новые алгоритмы действий, приобретает опыт поведения в ситуации неопределенности. А это - школа будущих жизненных и профессиональных действий, то есть личностное развитие. Сегодня человеку нужны не столько знания (значительная часть которых с течением времени морально устаревает), сколько сформированные у учащегося способы действий по их добыванию.

Список литературы:

  • 1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. М: Просвещение, 2010.
  • 2. В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. М: Педагогика АСА-DEMA, 2002.
  • 3. Е.Н. Демьянков. Биология. Мир человека. Задачи, дополнительные материалы. М: Владос, 2004.
  • 4. И.П. Чередниченко. Биология. Система подготовки к единому государственному экзамену, (рекомендации и комментарии к выполнению заданий повышенной сложности). Волгоград: Учитель, 2005.
  • 5. И.Я. Лернер. Учить творчески, воспитывать личность. Биология в школе, Педагогика, 1988.
  • 6. Д.С.Ермаков, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина. Учимся решать экологические проблемы. М: Школьная пресса, 2002.
  • 7. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М:2006.
  • 8. Сайт: nsport.ru
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >