ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМИ И ФОРМИРОВА НИЕ ОСНОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Смотрова Н.Н.

Муниципальное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 176 г. Волгограда, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Моделирование занимает важное место в экологическом воспитании детей. Венгер Л.А. предположил, что в дошкольном возрасте на умственные способности успешнее влияет пространственное моделирование, т.е. построение и использование наглядных моделей, образов дает более реальное представление об окружающим мире.

ФГОС ДО подчеркивает необходимость введения программнометодического обеспечения дошкольного образования нового поколения, которое направлено на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Наглядное моделирование полностью отвечает этим требованиям. По Николаевой С.Н. моделирование обеспечивает глубокое познание явлений природы, закономерности приспособления организмов к среде обитания, закономерности их роста и развития, всесторонне развивает интеллект дошкольника. Моделирование в экологическом воспитании помогает подготовить дошколят к школе и сохранить непрерывность в образовании детского сада и начальной школы. В процессе экологического воспитания дошкольнику предстоит усвоить много информации, и моделирование помогает ему в этом. Самое главное, моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственноценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Цель: Развитие элементов экологической культуры старших дошкольников; интеллектуальное развитие ребенка.

При ознакомлении детей с животными с помощью моделей, ставила задачи:

  • - Учить детей понимать необходимость экологически целесообразного поведения в природе;
  • - Формировать у детей представления о животных: птицах, зверях, рыбах, насекомых, пауках, земноводных и пресмыкающихся;
  • - Учить вычленять главные признаки объектов природы, делать зарисовку общих признаков, т.е. учить моделировать;
  • - Помочь детям наглядно увидеть, понять связи и зависимости в окружающем мире;
  • - Учить различать модели и схемы, уметь пользоваться ими (рассказывать по ним о любом животном данного класса);
  • - Учить понимать отношения, существующие между более общими (родовыми) или более частными (видовыми) понятиями;
  • - Обучение моделированию отношений сериации, т.е. учить располагать понятия по степени выраженности какого-либо признака (модель -полоски равномерно возрастающей величины);
  • - Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать.

Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих правил:

  • модель должна отражать обобщённый образ;
  • раскрывать существенное в объекте.

При создании моделей с детьми выделила три этапа:

I - Рассматривание с детьми необходимых природных объектов, их схематическая зарисовка или их признаков;

II - Обсуждение получившихся рисунков, выбор наиболее характерных, обобщенных объектов или признаков;

III - «Принятие» и зарисовка единой модели детьми.

Получившиеся модели многофункциональны. Они используются на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. На основе моделей мы придумали дидактические игры о животных.

Вначале мы создаем модели, с помощью которых выделяем какую-либо одну группу животных, получаем обобщенное представление о ней. Таких моделей две. Первая получившаяся модель схематично показывает внешние различия, например, насекомые имеют три части тела (голову, грудь, брюшко), шесть ног, почти у всех есть крылья. Вторая модель дает обобщенное представление о жизни и развитии данной группы животных, наглядно показывает их «круг жизни», у насекомых, например, их два, с полным и неполным превращением. Эти понятия обговариваются с детьми и зарисовываются в виде моделей.

Далее рассматриваем различия животных по внешнему виду, образу жизни, месту обитания, питания. Получается, что каждая группа животных очень разнообразна, и их тоже условно делим на 3-5 групп. Например, птиц мы условно разделили на перелетных, кочующих, оседлых и домашних, придумали к ним модели-обозначения.

Обычно, все эти модели очень схематичны, отражают общие черты взятой группы животных, нет ничего лишнего, не цветные, чтоб внимание ребенка сосредоточилось на главном.

Затем мы активно познаем конкретных животных этих групп. Например, звери севера: морж, белый медведь, тюлень, северный олень, горностай. Рассматриваем, как они выглядят, приспосабливаются к среде обитания, питаются, передвигаются, защищаются и т.д.

На следующем этапе мы с детьми занимаемся «логическим» моделированием, решаем задачи на усвоение детьми понятий разной степени обобщенности по данной теме: при помощи кругов Эйлера в старшей группе и классификационного древа в подготовительной к школе группе. Дети очень любят заполнять готовые схемы (круги или линии древа) животными. Проверяют друг друга, не обходится и без спор, в которых и рождается истина. Любят дети и сериационное моделирование. Яркий пример - эволюционное древо, где простые полоски постепенно увеличиваются и наглядно показывают уровень эволюционного развития природного мира.

В заключение, мы с детьми придумываем самые интересные на мой взгляд, и любимые детьми модели по охране животных. Эти модели более детализированы, и чаще всего цветные. Это уже модели-картинки, памятки, как надо вести себя в природе. Мы собрали их вместе, получилась книжка, которую дети любят рассматривать и рассказывать по ним.

Очень важно, чтобы в группе, на уровне глаз ребенка всегда висели основные схемы: «Природа», от нее две линии вниз и обозначенная точками «Живая природа» и «Неживая природа». От «Живой природы» четыре линии вниз «Животные», «Растения», «Грибы», «Бактерии». Далее эта цепочка продолжается в зависимости от изучаемой темы. Так от общего понятия «Природа» можно придти к конкретному названию растения, животного, гриба или бактерии. Эти знания дети используют в играх. В нашей группе очень популярна игра «Угадай-ка» с опорой на схему. Один ребенок загадывает любой объект природы, другие дети грамотно задают вопросы от общих к частным. Загадавший слово ребенок обязан отвечать только «да» или «нет»: - Это живая природа? Ребенок отвечает «Да». - Это животное? - «Нет». - Это растение? - «Нет». - Это гриб? - «Да». - Это съедобный гриб? - «Нет». - Это необычный гриб? - «Да». - Это дрожжи? -«Нет». - Это плесень? - «Да». При освоении игры вначале дети опираются на висевшие схемы. К концу года дети играют на улице, дома, в любое свободное время и без всякой опоры.

В итоге, у детей появился активный интерес к природе, они стали экологически более грамотны. У детей появились четкие знания о животных, они уже не перепутают основные понятия, как раньше (например, животные, значит звери, а птицы - это птицы). Теперь дети хорошо знают, кого называют животными, кто к ним относится, могут назвать по 10 -20 конкретных животных каждого класса. Дети научились составлять модели, схемы, научились планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними, оценивать полученный результат. Кроме четких представлений о животных, дети стали более гуманными, они знают, что нет вредных и некрасивых животных (в природе все нужны друг другу). У детей появился активный интерес к животным, стремление узнать о них больше, как-то помочь им, защитить их, если возникнет такая необходимость. Кроме того, благодаря экологии - развитое логическое мышление.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >