ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (из опыта работы)

Соломатина О. Ф.

МОУ ООШ№ 119, г.Волгоград, Россия, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Цель современного биологического образования - подготовка биологически и экологически грамотной личности. Биологические знания необходимы для ознакомления с окружающим миром, формирования духовно - нравственных качеств, воспитания культуры поведения в природе и обществе.

Биологическое образование не должно быть только теоретическим. Внеклассная работа по биологии и экологии имеет важное воспитательное и образовательное значение. Она способствует воспитанию у обучающихся самостоятельности и инициативы, развитию творческого и логического мышления, интереса к изучению биологии и экологии.

Одним из направлений деятельности МОУ ООШ № 119 Красноармейского района г.Волгограда является экологическое воспитание.

Экологическая деятельность обучающихся реализуется через экологические проекты. Обучающиеся школы занимаются изучением редких видов растений, занесённых в Красную книгу РФ и Волгоградской области. За экологический проект «Изучение и восстановление популяций ириса низкого и живокости пунцовой на территории посёлка Лесобаза Красноармейского района г.Волгограда» школа получила муниципальный грант. Был разработан «Путеводитель по экологической тропе по Ергенинской возвышенности в районе посёлка Лесобаза Красноармейского района г.Волгограда».

Исследовательская и проектная деятельность несёт огромный обучающий, развивающий и воспитывающий потенциал: способствует развитию познавательных интересов и личностных качеств обучающихся, повышает творческую активность, решает проблему организации досуга во внеурочное время.

В ходе исследовательской деятельности ученики имеют возможность контактировать с природой: проводят наблюдения, ставят эксперименты, анализируют полученные результаты.

Участие в Открытом межрегиональном экологическом проекте Зелёный марш «Экодром - 2014» способствует формированию нравственных основ экологической культуры и реализации экологического обучения, воспитания и просвещения.

Совместный с «Дендрарием Красноармейского района» проект «Из рук в руки» способствует привлечению школьников к практической работе по благоустройству и озеленению территорий, к решению экологических проблем г.Волгограда.

На базе МОУ ООШ № 119 функционирует кружок «Юный эколог», задачами которого являются:

  • 1. Воспитание у школьника сознания, что человек — часть природы, что подлинным хозяином он становится тогда, когда познает законы природы и, правильно пользуясь ими, перестраивает природу в соответствии с нуждами общества.
  • 2. Усвоение научных знаний о природе Волгоградской области, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатств;
  • 3. Понимание многосторонней ценности природы для общества и человека; овладение нормами правильного поведения в природной среде,
  • 4. Развитие потребности общения с природой, активизация деятельности по улучшению природной и преобразованной среды,
  • 5. Воспитание патриотических и эстетических чувств,
  • 6. Формирование представлений и навыков здорового образа жизни.

В основу работы кружка положены теоретические, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составление отчетов, подготовка докладов и проведение самостоятельных исследований и экскурсий.

Одной из форм экологического образования являются предметные недели.

В план проведения «Недели экологии» в МОУ ООШ № 119 были включены экологические акции, фотоконкурсы, конкурсы плакатов и поделок из природного материала. В таких мероприятиях с интересом участвуют даже малоактивные и застенчивые дети, успешно реализуют себя, преодолевая свою неуверенность.

С целью просветительской и воспитательной работы обучающиеся школы привлекаются к участию в экологических акциях: «Чистый двор», «Зелёный наряд отчизны», «Чистый берег», «Долой пластиковую чуму».

Список литературы:

  • 1. Аракчаа Л.К., Дадаа Г.И. Методические подходы в экологическом воспитании: Учебно-методическое пособие для учителей и родителей. -Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2001. 104 с.
  • 2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002. 336 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >