ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ/ЭКОЛОГИИ

Судакова З.Г.

МОУ лицей №1 г.Волгоград, Россия, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

В стандартах второго поколения на первый план выдвигается формирование у учащихся универсальных учебных действий, которые обеспечили бы формирование коммуникативных, познавательных и результативных качеств личности. При изучении биологии основные виды учебной деятельности включают умения характеризовать, классифицировать, объяснять, овладевать методами научного познания, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения[1].В настоящее время особое внимание уделяется учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности учащихся. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность позволяет современным ученикам целесообразно проявлять себя в проблемных ситуациях и находить пути выхода из них[3].

В организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности школьников выделяю следующие этапы:

  • - выбор темы исследовательской работы, нужно помнить, что тема должна быть актуальна и вызывала интерес у учеников;
  • - формулировка цели и задач исследования;
  • - выбор объекта и методов исследования;
  • - рекомендация первоисточников и наблюдение за ходом работы;
  • - обсуждение полученных результатов и формулировка выводов [2]. Представление работы на конкурсах, конференциях, олимпиадах.

Ученики самостоятельно добывают знания в ходе выполнения работы, роль учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач.

Зачастую, мотивацией к внеурочной учебно-исследовательской работе становятся лабораторные и практические работы, включенные в содержание курса биологии. Лабораторные и практические работы позволяют не только изучать биологические объекты, но и знакомиться с методами биологической науки, что способствует развитию исследовательских умений. Для проведения лабораторных работ необходима определенная материальная база, в нашем кабинете биологии она неплохая. Это и лабораторное оборудование, микропрепараты, гербарии, муляжи, хорошая видеотека, в которой собраны видеофильмы, слайды, текстовый материал. Разработаны инструктивные карточки, в которые включены инструкции по выполнению лабораторной работы, тексты с описанием проблемных ситуацией, творческие задания. Включение творческих заданий, вопросов проблемного характера позволяет организовать деятельность учащихся по осмыслению проблемы исследования, поиску учебной информации, обсуждению и обобщению полученных результатов, стимулирует их рефлексивную активность. Задания проблемного и исследовательского характера включены в содержание следующих лабораторных работ: «Микроскопическое исследование крови человека и лягушки», «Костная ткань. Строение и свойство кости», «Действие желудочного сока на белки», «Влияние слюны на крахмал» и др. в разделе «Человек и его здоровье».

В разделе «Общая биология» это такие лабораторные работы, как «Изучение строения растительной, животной, грибной клеток под микроскопом», «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках», «Адаптации листа к ведению фотосинтеза», «Наблюдение действия каталазы в тканях организмов при разных условиях» В ходе проведения лабораторных работ в разделе «Человек», «Общая биология» идет развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и постановка проблемного вопроса, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования.

Так, при изучении темы «Фотосинтез» в 10 классе выполняем лабораторную работу «Адаптации листа к ведению фотосинтеза», в которой исследуем микроскопическое строение листа, выявляем связь строения тканей с процессами фотосинтеза, изучаем пигменты листа. Данная лабораторная работа становится стимулом к выполнению двух учебноисследовательских работ: «Хлорофилл и гемоглобин- комплексные соединения» и «Влияние табачного дыма на процессы фотосинтеза», работы удостоены призовых мест на научно-практических конференциях.

Кабинет биологии хорошо озеленен, в нем много комнатных растений. Учащиеся нашего профиля не только знакомятся с биологией растений, но и получают практические навыки по уходу и выращиванию растений. Учебно-исследовательская работа «Влияние фитонцидов комнатных растений на чистоту воздуха в помещении» заняла призовое место на экологической олимпиаде, а учебно-исследовательский проект «Роль комнатных растений в озеленении помещений лицея №1» стал призером районного конкурса учебно-исследовательских проектов «Дети науки-2014» Исследовательская и проектная работа приучает учащихся работать с литературой, средствами массовой информации и интернетом. Она развивает у школьников критический подход к источникам информации, вызывает интерес к предмету, показывает значимость теоретических исследования для практической деятельности. Формирующиеся исследовательские умения способствуют развитию у школьников таких личностных качеств как, наблюдательность, внимательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, развивают коммуникативные навыки.

Учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной и прочностью. Исследовательская деятельность предусматривает творческое усвоение знаний.

Список литературы:

  • 1. Стандарт второго поколения: примерная программа по биологии для основной школы (проект) [Текст] //Биология в школе.-2009-№2.-с. 16-33
  • 2. Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся. [Текст] //Биология в школе.-2007-№1.-с.40-44
  • 3. Чистякова С.Н., Журкина А.Я. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению [Текст]: методич. пособие.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >