ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО

Топчиева Л.М.

МБОУ СОШ № 2 г. Волжского Волгоградской области, school2vlz2@mail. ги

Принципиальным отличием образовательных Стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции Стандартов.

Понимание сущности образовательного результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование, его главные цели. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • - от определения цели школьного обучения к определению цели как формирование умения учиться;
  • - от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  • - от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
  • - от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Для реализации поставленных целей Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личные, метапредметные и предметные.

Какие же требования Стандарт предъявляет к предметным результатам освоения базового курса биологии? Это:

  • • сформированность представлений о роли и понимание роли и месте биологии в современной научной картине мира;
  • • владение основополагающими понятиями, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
  • • владение основными методами научного познания;
  • • сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
  • • сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Реализовать поставленные задачи можно только через сформированность у обучающихся универсальных учебных действий.

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:

  • • личностный;
  • • регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  • • познавательный;
  • • коммуникативный.

Изучая теоретический материал, я делаю выводы, что на своих уроках и внеклассных мероприятиях формирую у учащихся УУД.

Например: при изучении антропогенного воздействия в своей местности, в разделе «Экосистемы» 11 класс, оцениваю у обучающихся содержание, исходя из социальных и личностных ценностей.

Стараюсь у учащихся формировать смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать. Этому помогают темы 8-го класса «Пищеварение. Рациональное питание» или «Работа сердца» определение тренированности своего сердца.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся умение организовывать свою учебную деятельность. При изучении клетки хорошо прослеживается целеполагание. Учащиеся в 5 классе уже начинают рассматривать клетку как единицу живого с минимальной информацией о ее структуре. В 6 классе можно спросить, что они знали о клетке, а что еще можно узнать, рассматривая иллюстрации. В 9 классе информации о структурной организации клетки становится больше. При проведении промежуточного контроля использую форму сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Проверку осуществляют обучающиеся в парах, находя ошибки, тем самым еще раз сами прорабатывают данный вопрос, а также учатся оценивать товарища. Проектная деятельность очень хорошо в этом плане помогает вырабатывать регулятивные действия в виде составления плана реализации проекта.

При формировании познавательных учебных действий использую разнообразные формы работы. Люблю работать с текстом и учу ребят видеть главное - опорные термины, функции, характеристики. Например, в 7 классе есть объемные тексты по многообразию и значению тех или иных животных «Тип плоские черви» или «Тип кишечнополостные» и др. Для охвата всего материала распределяю тексты по группам с заданием: составить план рассказа, озаглавив словами текста или самим придумать заголовок. С 6 - го класса развиваю такое умение как преобразование текста из одной знаковой системы в другую, т. е. построение таблиц, схем по тексту.

Очень нравиться использовать логические операции при формировании познавательных действий. В 7 классе, изучая многообразие широко можно применять сравнение, например при изучении двух классов покрытосеменных растений или типов животных: плоские и кольчатые черви; такую операцию как обобщение применяю, изучая признаки вида, рода, отряда или класса, к которому относится изучаемый объект. В 8 классе широко использую такую операцию как установление причинно-следственных связей. При изучении любой системы органов рассматривается вопрос гигиены и профилактики заболевания, здесь и рассматривается причина какого-либо недуга и соответственно следствие этого - результат. Так же и при изучении форм естественного отбора в 11 классе: всякое изменение и тем более развитие, то есть изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие.

Конечно же, не обходится учебный процесс без коммуникативных универсальных учебных действий. Они обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Многие подходы, приёмы по формированию УУД активно использовались мной в образовательной практике. Но с введением новых стандартов эта работа сложилась в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса: и в части достижения планируемых результатов освоения учебных программ, и в области духовнонравственного развития, и в создании здоровьесберегающей среды, и в направлении взаимодействия с родителями и общественностью. Безусловно, что такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата - портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >