ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Фетисова Н.Е.

ГБОУ ВПО «ВГСПУ», Волгоград, Россия, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Актуальность формирования исследовательских умений как части познавательных определяется социально-педагогическими предпосылками и потребностями школьной практики. На необходимость формирования данных умений указывает ФГОС, в котором четко прослеживается усиление требований к результатам освоения учащимися программы основного общего образования, в том числе к метапредметным результатам, включающим универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

В свою очередь, одним из средств формирования исследовательских умений выступают познавательные задачи.

Существуют различные классификации познавательных задач, в зависимости от способа классификации одни и те же задачи могут быть отнесены к различным группам, поэтому любая классификация задач является неполной. Нас интересуют задачи, способствующие формированию исследовательских умений.

  • 1. По количеству формируемых умений.
  • А) Простые (формируется один вид исследовательских умений). У плюща листья всегда обращены к свету, и если растение отвернуть, то через некоторое время листовые пластинки опять повернутся к источнику освещения. Дайте объяснение этому явлению. (Цель - формирование умения выдвигать гипотезы).
  • Б) Комплексные (формируется несколько видов исследовательский умений). По определению лист — специализированный орган, осуществляющий фотосинтез. Как определить осуществляет ли фотосинтез видоизмененный лист (усик, чешуя, ловчий кувшинчик и др.)? (Цель - формирование комплекса исследовательских умений таких как: умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умения проведения эксперимента, умения делать выводы и умозаключения)

Рассмотрите осеннюю раскраску листьев любого дерева. Установите какая окраска листьев преобладает в различных частях кроны. Выскажите предположения, почему листва на дереве расцвечивается неравномерно? (Цель - формирование комплекса умений: умения видеть проблему, умения выдвигать гипотезы, умения наблюдать, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы и умозаключения)

  • 2. По уровню трудности.
  • А) Одноуровневые (характеризуются наименьшей трудностью и выполняются учащимися при воспроизведении усвоенных знаний и умений, при их выполнении можно пользоваться планом, инструкцией, наводящими вопросами). Культурные растения играют важную роль в жизни человека. Однако ученые утверждают, что и дикорастущие растения являются богатством нашей Родины. Правомерно ли подобное утверждение? (Цель - формирование умения выдвигать гипотезы, умения делать выводы и умозаключения).

У большинства деревьев за вегетационный период образуется годичное кольцо, но у саксаула в иной год образуется три кольца, а то и десять. Предложите объяснение подобного явления. Где еще в живой природе можно встретить подобное явление? (Цель - формирование комплекса исследовательских умений: умения выдвигать гипотезы, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения оценки полученных результатов и их применение к новым ситуациям).

Рассмотрите созревшие плоды щавеля. Плод окружен тремя выросшими листочками. Выскажите предположения о назначении данных листочков. Бросьте несколько плодов с листочками в стакан с водой, пронаблюдайте, что происходит с плодами. Удалите данные выросты у других подов щавеля и также бросьте их в воду. Оставьте оба стакана до конца урока, сделайте выводы о значении листочков. Какие еще способы распространения плодов и семян Вам известны? Укажите каким способом распространяются плоды клена, ольхи, кокосовой пальмы, рябины, бузины, брусники, черники, семена тополя. (Цель - формирование умения выдвигать гипотезы, умения наблюдать, умения классифицировать).

Б) Двухуровневые (характеризуются средней степенью сложности, требуют от учащихся осознанного выполнения интеллектуальных операций, сопоставления имеющихся и новых знаний об исследуемом объекте, при выполнении заданий возможно использование необходимых алгоритмических описаний). Два ученика спорят о том, нужен ли свет листьям растения. Один говорит, что, также как и корням, свет листьям не нужен, а другой ему возражает. Свои возражения он подтверждает результатами опыта, который проводил сам. Выскажите предположения, о каком опыте говорил второй ученик, и какие результаты он приводил в доказательство, что свет листьям растений нужен. (Цель - формирование комплекса умений: умения видеть проблему, умения выдвижения гипотезы, умения делать выводы и умозаключения, умения защищать результаты исследования)

На севере корни сосны растут вертикально, а потом продолжают расти в горизонтальном направлении. Объясните это явление. (Цель -формирование умения выдвигать гипотезы, умения делать выводы и умозаключения).

  • В) Трехуровневые (характеризуются наибольшей трудностью, подразумевают поиск путей разрешения противоречий, при выполнении данных заданий учащиеся могут использовать дополнительную и справочную литературу). Учеными установлено, что у листьев, собранных с деревьев, растущих в пригородах, где воздух относительно чистый, на единицу поверхности листа приходиться в 10 раз больше устьиц, чем у листьев из сильно загрязненных районов. Какое это имеет значение для растений? (Цель - формирование комплекса умений: умения видеть проблему, умения выдвигать гипотезы, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения делать выводы и умозаключения)
  • 3. По форме организации.

Классификацию познавательных задач на данной основе можно провести лишь условно, все зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Индивидуальные задания чаще даются слабым и сильным ученикам, а групповые задания формируют, кроме исследовательских умений, еще и чувство коллективизма, ответственности за команду и др.

Основными условиями эффективности применения познавательных задач являются: системное, последовательное, этапное, контролируемое использование в процессе формирования исследовательских умений.

Уровень сформированности исследовательских умений, наряду с предметными, является важным показателем эффективности обучения. Формирование данных умений оказывает положительное влияние на качество знаний школьников, способствует становлению познавательных интересов и положительно влияет на умственное развитие школьников.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >