ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ

Филина А.А.

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Николаевска Николаевского муниципального района Волгоградской области

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей. Дай возможность почувствовать себя в нём властелином».

Ш.А. Амоношвили

На современном этапе развития образовательных технологий одним из важных моментов отбора является не только оптимальный отбор соответствующего материала, но и правильный выбор форм, методов и приёмов, развивающих детскую любознательность, познавательную и поисковую активность детей. Одной из таких форм является проектная и исследовательская деятельность. Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступеням роста - от проекта к проекту [1]. Формировать исследовательские умения можно не только на уроках, но и внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе. Элементы исследовательской деятельности на уроках биологии можно вводить уже в 5 классах. Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применять имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. В курсе «Природоведение» на уроках по темам: «Животные клетки», «Среды обитания», «Методы изучения живой природы» и т. д. Обучающиеся изучают, наблюдают, сравнивают, исследуют. Тем самым пятиклассники потихоньку вовлекаются в учебно-исследовательскую работу. Большое внимание уделяю практическим работам в разделе «Общая биология», которые можно использовать в экологии при изучении «отдельных» тем. Цель проведения подобных работ - совершенствование умений и навыков учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности. Задания практических работ имеют экологическую направленность и выполняются индивидуально или в группах. Они создают условия для личной заинтересованности ученика в конечном результате его деятельности и в самом процессе его достижения.

Недостаток времени на уроках зачастую не позволяет в полной мере развить у учащихся творческие способности, наблюдательность и самостоятельность, приобрести трудовые умения и навыки. Поэтому основной акцент в своей деятельности я делаю на внеклассную работу. В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно - научное мировоззрение. В пятом классе я веду курс «Основы проектной деятельности». Курс направлен на формирование исследовательских навыков детей и решает три задачи: образовательную, развивающую и воспитательную. Цель данного курса - познакомить обучающихся с теорией и практикой организации исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

Программа данного курса позволяет решить следующие задачи:

  • 1. Сформировать у школьников понимание терминов «наука» и «научное мировоззрение».
  • 2. Обучить основам научных методов, единых для большинства наук.
  • 3. Дать представление о структуре проектной и исследовательской деятельности, способах поиска необходимой для исследования информации, о способах обработки результатов и их презентации и т.д.
  • 4. Развить познавательную самостоятельность и активность обучающихся.

Курс включает как теоретическую часть, так и практическую, поэтому формой защиты в рамках данного курса можно считать: выступление учеников с докладами об основных результатах своей работы в ходе тематических семинаров, выступление на конференциях различного уровня, защита как олимпиадной работы (по экологии и краеведению), конкурсах проектных работ различного уровня.

Тематика исследовательских работ, экологических проектов написанных под моим руководством тесно связана с проблемами нашего города. Это такие проекты как: «Озеленение улиц города Николаевска», «Бездомные собаки города Николаевска», «Вторая жизнь батарейки».

Проект «Озеленение улиц города Николаевска» был продемонстрирован в рамках областной олимпиады школьников по экологии. По результатам работы был снят фильм, отражающий проблемы города, связанные с озеленением и то, каким хотели бы видеть свой город ребята. «Бездомные собаки города Николаевска» был удостоен III места на XIII- областном фестивале презентаций учебных проектов. Проект «Прекрасное рядом» - III место в областном конкурсе учебно-исследовательских работ и творческих проектов «Царицын - Сталинград - Волгоград». По результатам этого проекта был сделан альбом и создана коллекция насекомых, которая используется на уроках биологии и на факультативе по экологии. Альбом с фотографиями был удостоен 1 места на районном конкурсе «Земля - наш дом». Учащиеся также приняли участие в областном фотоконкурсе «Окно в природу».

Главной целью учебно-исследовательской деятельности является развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Если в самом начале работы приходится вместе с детьми формулировать цели, задачи исследования, то уже в дальнейшем учащиеся могут выбрать и чётко сформулировать темы исследования, обосновать актуальность, определить цели и задачи, методы исследования, правильно подобрать литературу. И самое главное правильно оформить свою работу и сформулировать выводы. Это наиболее важный этап. И если при грамотной поддержке учителя у ребёнка всё получилось, учитель может радоваться вместе с ним - это и его победа.

Список литературы:

1. Экологические проекты: понятие и технология работы. /Автор -составитель Черезова Л.Б - Волоград,2010.-25 с.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >