СЕКЦИЯ 5. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Н.А. РЫЖОВОЙ «НАШ ДОМ - ПРИРОДА» ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Анцыперова Т.А., Черезова Л.Б.

(ГБОУ СПО «Волгоградский педагогический колледж», Волгоград, Россия, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script ; ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Волгоград, Россия, allokom201 Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script )

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).Стандарт заменил принятые в 2009-2010 гг. Федеральные Государственные требования к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые в свое время достаточно сильно повлияли на смену ориентиров и приоритетов прежней системы дошкольного образования в России. Произошел отход от традиционной так называемой знаниевой парадигмы (формирование «ЗУНов» - знаний, умений, навыков) и переход к новой системе ценностей - личностно ориентированной, направленной на всестороннее развитие ребенка, поддержку в нем самостоятельности, инициативности, креативности, познавательно-исследовательской деятельности, где знания выступают не самоцелью, а лишь средством развития ребенка-дошкольника.

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом его регулирования являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

ФГОС ДО поддерживается следующими нормативными документами:

  • 1. Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»[1].
  • 2. План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 31.12.2013, утвержденный Минобрнауки РФ.
  • 3. Письмо Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзора) № 01-52-22/05-382 от 07.02.2014.
  • 4. Письмо Министерства образования и науки РФ «Рекомендации к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014.

В последнем документе сказано, что образовательные программы разрабатываются и утверждаются в соответствии с ФГОС ДО с учетом примерных образовательных программ, включенных в реестр по результатам экспертизы [3]. В настоящее время идет подготовка к экспертизе данных программ, размещенных на сайте Федерального института развития образования (ФИРО) [4].

Коме того, еще до официального введения ФГОС ДО вышел Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013.

Эти примерные образовательные программы призваны стать основной методической базой, которая позволит дошкольным образовательным организациям использовать данную модель для эффективной организации образовательной деятельности в конкретной организации и являются обязательной учебно-методической документацией.

В течение переходного периода с января 2014 года до января 2016 года список программ, включенных в реестр, будет дополняться и расширяться. В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательные учреждения могут использовать любую из программ, включенных в реестр в качестве основной образовательной программы учреждения, дополнив ее своим конкретным содержанием, зависящим от специфики данной организации, а могут разработать свою программу, опираясь на различные парциальные программы, технологии и отдельные методические пособия.

На текущий момент в реестр включены двадцать два проекта примерных основных образовательных программ дошкольного образования. Это: «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; «Успех» / Под редакцией Н.В. Фединой; «Радуга» / Под редакцией Е.В. Соловьёвой; «Открытия» / Под ред. Е.Г. Юдиной; «Миры детства» / Под редакцией Т.Н. Дороновой; «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева; «Первоцветы» / Под редакцией Н.В. Микляе-вой; «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой; «Детство» / Под редакцией Т.Н. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой; «Детский сад по системе Монтессори» / Под редакцией Е.А. Хилтунен; «Разноцветная планета» / Под редакцией Е.А. Хамраевой и И.В. Мальцевой; «Золотой ключик» / Под редакцией Г.Г. Кравцова; «Мир открытий» / Под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой и др.).На сайте ФИРО они обозначены как примерные основные образовательные программы.

Содержание программы в соответствии с ФГОС ДО должно охватывать 5 структурных единиц (образовательных областей):

> Социально-коммуникативное развитие,

> Познавательное развитие,

> Речевое развитие,

> Художественно-эстетическое развитие,

> Физическое развитие.

Для каждой образовательной области определены целевые ориентиры и примерное содержание образовательной деятельности. Так, образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы планеты Земля.

Особое внимание уделяется созданию развивающей предметнопространственной среды и созданию условий развития ребенка в соответствующих возрасту видах деятельности.

Стандарт поддерживает и обеспечивает вариативность и разнообразие содержания Программ, возможность формирования Программ различной направленности.

Основная образовательная программа дошкольной организации содержит две части. Обязательная часть предполагает комплексность подхода по всем пяти областям (60%). В части, формируемой участниками образовательных отношений (40%), могут быть представлены парциальные программы и технологии (выбранные или составленные самостоятельно), методики и формы организации образовательной работы.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отображается обязательная и вариативная части программы.

Целевой раздел включает пояснительную записку и планируемые результаты. Требования стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Неправомерно требовать от дошкольника конкретных достижений. Целевые ориентиры не подлежат педагогической диагностике, не могут служить оценкой уровня развития детей.

Например, целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования могут быть следующие:

> Проявляет любознательность,

> Задает вопросы взрослым и сверстникам,

> Интересуется причинно-следственными связями,

> Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы,

> Склонен наблюдать, экспериментировать,

> Обладает начальными знаниями о природном мире, элементарными представлениями из области живой природы и т.д.

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Целевые ориентиры могут выступать лишь основанием преемственности и предпосылок к учебной деятельности. Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в рамках педагогической диагностики. Она проводится для того, чтобы оценить эффективность своих педагогических действий, и на этой основе наметить дальнейшее их планирование.

Таким образом, при формировании образовательной программы дошкольной организации по ФГОС ДО имеются все возможности для внедрения современных парциальных экологических программ, из которых, по мнению специалистов, наилучшим образом соответствует ФГОС ДО программа Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа». В программе использован деятельностный подход, инновационные формы и методы работы с детьми, основу работы с детьми составляют исследовательская и игровая деятельность, широко используются метод проектов, моделирование, экспериментирование, авторские экологические сказки и т.д.

При анализе парциальной программы «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой было отмечено ее соответствие практически всем требованиям стандарта, включая целевой, содержательный и организационный компоненты.

Основная цель программы - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Принципами отбора содержания программы являются: научность, доступность, гуманистичность, прогностичность, деятельность, интеграция, целостность, конструктивизм, регионализм, системность, преемственность.

Уровни освоения программы:

Первый уровень - ребенок вводится в мир природы с позиции ценностного восприятия окружающего мира. Этот уровень представлен первым блоком «Я и природа».

Второй уровень - дошкольники более подробно знакомятся с отдельными компонентами природы: сначала - неживой (блоки «Вода», «Воздух», «Песок. Глина. Камни», «Солнце»), затем - с компонентом, занимающим промежуточное место между неживой и живой природой (блок «Почва»), и наконец, - с живой природой (блоки «Растения», «Животные»).

Третий уровень - возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне: на основе полученной информации осмысливаются взаимосвязи между всеми компонентами (блок «Лес»).

Четвертый уровень (обобщающий) - (блок занятий «Человек и природа», в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой и возможные пути их решения.

В содержании блоков на всех уровнях включаются познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты. Реализация блока происходит через разные виды деятельности: игровая, физическая, трудовая, музыкальная, театральная, изобразительная, конструирование, экспериментирование, чтение [1,2]. Освоение программы сопровождается педагогической диагностикой, но при этом в результате диагностики педагоги не делят детей по уровням - «низкий - средний - высокий», а лишь отмечают в некоторых случаях знаком «?», что означает «Нуждается в коррекции», «Требует внимания» и т.д.

Таким образом, исходя из целей программы, ее принципов, уровней освоения программы, целевых ориентиров, вариативности использования блочной системы, а также наличия хорошего методического оснащения программы, можно рекомендовать программу Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» к использованию в качестве программы, дающей возможность реализации ФГОС дошкольного образования в образовательном учреждении.

Список литературы:

  • 1. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа»: Блок занятий «Я и природа». - М.: «КАРАПУ3-ДИДАКТИКА», 2005. - 192 с.
  • 2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. - 432 с.
  • 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
  • 4. Сайт Федерального института развития образования [электронный ресурс] - firo.ru.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >