ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Горбатенко О.Ф., Шарафиева Г. В.

МОУ детский сад №377, г. Волгоград, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы прекрасен и удивителен. Далеко не все способны видеть эту красоту, разнообразие оттенков красок неба, листьев, воды, облака разной формы. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать».

Научить жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

В детском саду мы воспитываем человечность, доброту, ответственное отношение к природе, людям, которые живут рядом.

Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре - наиболее понятном, радостном и естественном виде деятельности. Сущность игры как ведущего вида детской деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Игра для ребёнка - это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения» -говорил К. Д. Ушинский.

Экологическое образование дошкольников в нашем детском саду реализуется через разные виды игр, в том числе и дидактические. Большинство дидактических экологических игр проводим на свежем воздухе во время прогулок и экскурсий. В процессе таких игр решается несколько задач: и оздоровительная, и обучающая одновременно. Подобные игры заставляют детей думать, сопоставлять, сравнивать.

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. При организации совместной деятельности с детьми воспитателями используются авторские дидактические игры экологического содержания, которые они изготовили сами или совместно с детьми, способствующие расширению у детей знаний о представителях животного и растительного мира, формированию эмоциональноположительного, бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления.

Дети с большим интересом и желанием играют в подобные игры, проявляют двигательную, познавательную и речевую активность.

Предлагаем несколько вариантов авторских дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Тема «Растения»:

«Я синоптик». Дидактическая задача: уметь определять состояние погоды (пасмурная или солнечная) по цветам - барометрам.

Коллекция марок «Комнатные растения» - создать условия для классификации комнатных растений по определенным признакам: с левой стороны расположи марки лианообразных комнатных растений, а справой стороны - травянистых.

«Вырасти одуванчик». Дидактическая задача: создать условия для определения последовательности роста одуванчика с опорой на картинку.

«В мире комнатных растений». Дидактическая задача: сформировать представления дошкольников о комнатных растениях и условиях их содержания.

«Напои комнатное растение». Дидактическая задача: формировать у детей представления о потребности комнатных растений в поливе.

«Виды комнатных растений». Дидактическая задача: формировать у детей представление о видах комнатных растений (травянистое, кустообразное, лианообразное, древовидное).

«Театр овощей». Дидактическая задача: формировать у детей представление о том, где растут овощи и об их полезных свойствах.

«Радуга цветов». Дидактическая задача: формировать представления у старших дошкольников о клумбовых растениях и их цветовой гамме.

Тема «Животные»:

«Животные Волгоградской области». Дидактическая задача: формировать представления дошкольников о животных Волгоградской области через игровую деятельность.

«Угадай какой попугай». Дидактическая задача: формировать у старших дошкольников представления об образе жизни попугаев, их связи с окружающей природой.

Коллекция марок «Птицы». Дидактическая задача: создать условия для классификации птиц по определенным признакам (места обитания, перелетные и зимующие, певчие, домашние, декоративные, Волгоградской области, водоплавающие и др.).

«Кому, что по вкусу?». Дидактическая задача: формировать умение определять, какое лекарственное растение предпочитают птицы или насекомые.

При организации дидактических игр используются различные игровые персонажи (пчелка, червячок Филя, Дюймовочка, Горшеня и др), которые позволяют в доступной и увлекательной форме познакомить дошкольников с многообразием животного и растительного мира. Разнообразная подача дидактических игр занимательного характера, эмоционально воздействует на детей. Они активизируют их, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, делают выводы, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов мира природы, но и расширяет их кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Все авторские игры носят вариативный характер, то есть один и тот же комплект педагоги используют для объяснения разных тем дошкольникам разного возраста.

Список литературы:

  • 1. Алябьева Е.А. Нравственно - эстетические беседы и игры с дошкольниками - М.: Творческий центр, 2004. - с. 124
  • 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.-е. 157.
  • 3. Казаручик Т.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2008. - Февраль. - С. 19-24.
  • 4. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. -М.: Новая школа, 1996. - 48 с.
  • 5. Рыжова Н.А. Экологические игры // Дошкольное образование. -апрель 2009. - № 8.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >