ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кострова Л.В., старший воспитатель первой квалификационной категории. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №80 г. Волгограда, Россия, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Экологическое образование, воспитание и просвещение населения -одна из основ формирования образа жизни современного человека, ориентированного на общечеловеческие ценности, обладающего экологической культурой. [1;с. 8].

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. [2; с.6].

В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы, которое проявляется в разных формах. Экологическое образование является важным и значимым в моей работе с дошкольниками, так как целью экологического образования в дошкольных учреждениях является воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним; формирование базовой системы ценностей по отношению к окружающему миру. Успешность работы обусловлена качеством воспитательно-образовательной работы по следующим направлениям.

  • - Соблюдение законодательных актов РФ и федеральных и муниципальных нормативно-правовых и инструктивных документов по экологическому образованию граждан России.
  • - Повышение профессиональной компетентности и квалификации педагогических работников дошкольного учреждения.
  • - Непосредственно - образовательная деятельность.
  • - Создание мини - музея по экологии.
  • - Опытно - экспериментальная деятельность.
  • - Проектная деятельность.
  • - Сотрудничество с родителями. Были проанализированы программы нового поколения по экологическому воспитанию дошкольников. В своей работе я широко применяю следующую литературу: С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Н.А. Рыжова «Программа экологического образования дошкольников. Наш дом природа», Л.Б.Черезова «Уроки экологии в начальной школе». В нашей группе мы создали и оформили мини-музей «Природа и мы», направлением которого служит воспитание в детях любви к природе, Родине, формирование экологического мировоззрения дошкольников. Для этого была про ведена плодотворная работа с родителями и детьми. Были собраны различные семена растений, гербарий лекарственных трав, коллекция угля и камней. Приобрели: «сухой» аквариум, микроскоп, глобус, песочные часы, плакаты, диски по экологии, энциклопедии, материалы для исследовательской деятельности. Собрали разнообразные виды кактусов и создали как-туссарий. Для развития у детей основ научного мышления, познавательного интереса и формирования навыков исследовательской деятельности оборудовали лабораторию «Хочу всё знать». На базе специфической игровой деятельности, превращение детей в «учёных», проводятся разнообразные опыты, наблюдения за свойствами живой и неживой природы.

Для поддержания экологического интереса разработали проекты: «Воздух, ветер, человек», «Травушки - здравушки».

Особое внимание уделяется кружковой работе с детьми по экологии.

С родителями налажен хороший контакт - они наши единомышленники в деле воспитания защитников Земли и патриотов России, которые вносят реальные коррективы и изменения в построение развивающей среды с экологической направленностью. Совместно с детьми они принимают активное участие в праздниках, конкурсах, выставках поделок из природного материала, оформляют газеты по временам года, изготавливают скворечники для прогулочных площадок, составляют кроссворды, сочиняют сказки и стихи.

Являясь членом межвузовской научно-исследовательской лаборатории, постоянно участвую в районных заседаниях по экологическому образованию детей, делюсь опытом на областных семинарах «Формирование экологической культуры дошкольников», руководителем которой является кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» Лидия Борисовна Черезова.

В результате работы с детьми наблюдается положительная динамика по отношению к природе, в поведении практически не наблюдаются негативные проявления. Дети достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Список литературы:

  • 1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду/ С.Н. Николаева,- М.:Академия,1999.
  • 2. Рыжова Н.А.Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика / Н.А. Рыжова. - М., 2000.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >