ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА БАЗЕ МОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №351

Лукъяненкова Т.В.1, Ткаченко М.А.2

' МОУ Центр развития ребёнка - детский сад №351, Волгоград, Россия, ds351 _ytu@mail. ru

2 МОУ Центр развития ребёнка - детский сад №351, Волгоград, Россия, Marya. Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Понятия “тьюторство”, “тьюторское сопровождение” не являются в строгом смысле слова новыми для современного образования. Тьюторство как оригинальная философия образования и ведущий способ организации образовательной системы берет начало в средневековых европейских университетах XII - XIV веков. В качестве же особой педагогической позиции, а затем и должности, оно оформляется в известнейших древнейших университетах-городах Великобритании. Тьюторство в современном образовании - это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой работы с обучающимися. Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исхо дя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ребенка[1]. Основные статьи по тьюторскому сопровождению, которые нам удалось найти, были посвящены взаимодействию либо учителя и учащегося, либо преподавателя и студента, публикации же о работе детских садов в этом направлении очень редки. Поэтому, на наш взгляд, актуальным будет поделиться опытом организации программы тьюторского сопровождения в нашем детском саду.

Начать мы считаем правильным с вопроса, «Кто же такой тьютор?». С позиции Т.М.Ковалевой, доктора педагогических наук, разработчика квалификационной характеристики, президента Межрегиональной общественной организации “Межрегиональная тьюторская Ассоциация”, тьютор - это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы. Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого воспитанник совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия[2].

В ситуации тьюторского сопровождения педагогический взор смещен в сторону самостоятельной разработки приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, воспитанник должен сам совершить некую “образовательную пробу”, результаты которой и будут предметом совместного анализа. Но не следует забывать о том, что речь идет о деятельности дошкольника, и нужно учитывать, что степень его самостоятельности не может быть высокой, так как ребенок еще только начинает знакомство с окружающим миром и не способен без помощи взрослого удовлетворить все свои познавательные потребности. Здесь на помощь должны прийти чуткие педагоги и любящие родители, которые помогут ребенку найти правильный подход к решению проблемы.

На наш взгляд, инициатива к реализации тьюторского проекта и выбор темы для него, должны исходить от самого ребенка. Большая часть дошкольников по природе своей общительна, открыта и любопытна, у детей возникает множество вопросов из различных отраслей знания, но интерес к определенной области, как правило, еще не формируется, поэтому устойчивой заинтересованности каким-либо вопросом ожидать не стоит. В этом, как нам кажется, и заключается одна из основных проблем тьюторского сопровождения в дошкольном возрасте. Следовательно, для успешной реализации проекта, ребенок должен быть сам заинтересован в его удачном завершении.

В нашем проекте принимал участие ребенок шести лет, следовательно, это время психологического кризиса, когда один ведущий вид деятельности (ролевая игра - у дошкольника), сменяется другим (учение - у младшего школьника), причем при к моменту выхода из сложившейся ситуации ребенок должен подходить с определенными умениями (или как говорят психологи, новообразованиями). В случае ребенка готовящегося к поступлению в школу - это потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности[3]. С нашей точки зрения, участие в тью-торских проектах будет очень кстати, так как ребенок взаимодействует здесь не только со своим наставником, но и с другими детьми и взрослыми.

К выбору темы проекта нас подтолкнул сам наш воспитанник, его очень заинтересовал необычный камень, который он нашел, находясь на отдыхе и ему захотелось узнать о нем побольше. Но это цель ребенка, мы же, как педагоги, при реализации этого проекта поставили перед собой совсем иную цель, а именно: создание оптимальных условий для всестороннего развития исследовательских навыков ребенка. Для этого нами был разработан комплекс задач, решение которых способствовало достижению поставленной цели:

  • • развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности;
  • • создавать условия для приобретения новых знаний;
  • • продолжить формировать систему элементарных экологических и биологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника;
  • • воспитывать бережное отношение к природе и ответственность к поручениям.

Как уже говорилось выше, тема проекта была предложена самим нашим воспитанником, а вот форма реализации подобрана педагогами. Разбивка на этапы была произведена в соответствии с теми вопросами, какие ставил перед собой ребенок.

Этап 1. Здесь ребенок выяснял, что же то за камень. Так как на вопросы о его находке, не смогли ответить ни родители, ни воспитатели в детском саду, то мы обратились за ответом сотрудникам ВГСПУ, которые нам пояснили, что наша находка, это не что иное, как кусок песчаника с отпечатком древнего животного - аммонита.

На втором этапе познавательная активность ребенка ничуть не угасла, так как ему стало интересно узнать, как образуется песчаник. Здесь ребенок, совместно с родителями, при помощи Интернета узнал о том, как возникают песчаники и где они применяются.

На занятиях в детском саду ребята с интересом рассматривали коллекцию минералов и полезных ископаемых, предложенную педагогом. Здесь у детей возник уже другой вопрос: «Почему на одном камне есть отпечаток животного, а на других - нет?», что и подвело наши исследования к следующему этапу. За ответом, ребенок и его родители вновь обратились к ресурсам Интернета.

На 4-м этапе ребенок, не без помощи родителей и воспитателей, собрал информацию о головоногих моллюсках-аммонитах и Боге Амоне, которую оформили в виде книжки-малышки.

После возник новый вопрос: «А могут ли сейчас образовываться окаменелости животных и как они образуются?». Здесь на помощь ребенку и его родителям опять пришел Интернет, где они нашли всю интересующую их информацию. Педагог же в свою очередь предложила ребятам рассмотреть энциклопедию, в которой был приведен способ, при помощи которого можно получить современные копии окаменелостей при помощи подручных материалов. Разумеется, детям захотелось самим сделать своими руками отпечатки животных. Кроме того в энциклопедии было много изображний и материалов о динозаврах, а так как ребята всегда проявляют повышенный интерес к этим животным да и жили они в одно время с аммонитами, мы так же решили их нарисовать.

Так коротко можно изложить процесс реализации нашего тьюторско-го проекта. По итогам проделанной работы можно сказать, что интерес к исследовательской деятельности возник или окреп не только у сопровождаемого ребенка, но и у других воспитанников группы. Итогом тьюторского сопровождения стала презентация проекта «Древний аммонит» на районном фестивале детских проектов «Хочу все знать», где ребенок сам представлял свой проект и презентацию. В ходе реализации проекта новый ценный опыт работы приобрели не только воспитанники, но и воспитатели.

Список литературы:

  • 1. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации педпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследования 2005 года: Материалы научной конференции. - М.: ИТИП РАО, 2006.
  • 2. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И. и др. Профессия «Тьютор» - М: СФК-офис, 2012.
  • 3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >