ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАЧ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Мамедова А.К.

Волгоградский Государственный Социально-Педагогический Университет Nastya_FCSM@mail. ru

В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления системы и содержания образования. Одной из задач образования становится формирование экологического сознания. Это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, но и чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг. Экологическое образование включает в себя организацию учебной деятельности, предполагающую формирование знаний об окружающей среде, через природу, внутри природы, для природы [4].

Сколько разных смыслов заключают в себе эти два слова: экология растений, экология животных, экология леса. Это из прошлого века. А сейчас всё чаще слышишь новое, не совсем привычное: видеоэкология, экология души... Экологизация образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании экологических ценностей. Экологическое образование - новая ценностная ориентация, в основе которой универсальные, естественные ценности бытия: человек, природа, созидание. Конечная цель экологического образования - обучить человека и изменить его поведение[3].

Понятие «экология» перестает быть только лишь разделом биологии и становится понятием, определяющим культуру современного человека. Сегодня благодаря подвижничеству и энтузиазму учителей происходит отказ от простого представления об экологическом образовании как сумме знаний по биологии, химии, экономике и другим наукам. Пришло понимание того факта, что экологическое образование имеет резко выраженный междисциплинарный характер, что это образование, помогающее понять нашу зависимость от окружающей среды и способного принять ответственность за нее, что есть опыт для принятия разумных решений в области экономики и политики[3].

Требуется дальнейшее вдумчивое участие педагогов в экологическом образовании с целью достижения глубокого понимания философской и методологической силы экологического образования, чтобы решать проблемы и в области экологии, и в области педагогики. Свой вклад в решении вопросов экологии я вижу в том, чтобы заинтересовать детей происходящим на свете, вокруг них и с ними [4].

Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. В учебно-воспитательном процессе школы экологические знания учащихся можно повысить и через уроки математики, используя соответствующий материал. Я, как учитель, могу предложить своим ученикам задачи, в основу которых положены данные из литературы о природе. Решение этих задач заставит учащихся проникнуться проблемами экологии и не допускать в будущем ошибок, связанных с непродуманным натиском на природу. Но не надо забывать, что экологизация математики дает возможность проследить процесс развития человеческих знаний во времени и пространстве. Как и все другие науки, математика возникла из практической потребности людей. Целые отделы математики создаются для анализа явлений природы и для решения технических задач. Как и в экологии, в математике существуют два основных источника научных открытий: практика и потребность систематизации найденных фактов, их анализ, систематизация, выяснения их взаимосвязи. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Экологические задачи хорошо применять в начальной школе. В этих классах рекомендуется развивать "экологизационные" нравственные ценности, доступные детям. Целью воспитания детей данного возраста является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Тематика задач может быть самой разнообразной: биоэкологическая, геоэкологическая, социологическая, историческая, в том числе решение задач по проблемам природопользования и т.д. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств. Каждый курс математики может вносить вклад в формировании экологического сознания [5].

Я подобрала ряд эко задач для начальной школы, которые направлены не сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира. После каждой задачи предлагаются небольшой комментарий или вопросы для обсуждения, в ходе дискуссии у учащихся формируется экологическое сознание. Решения их элементарны, но формулируются они так, как возникают на практике, т.е. с недостающими или с лишними данными. Поэтому значительная часть урока уходит на объяснение и разбор содержания задач.

Задачи

  • 1. По подсчетам ученых, на нужды семьи из Зх человек за всю их жизнь расходуется 1200 деревьев. Сколько деревьев будет израсходовано на семью из 5 человек?
  • 2. Из 1 кг льна можно получить 40 км нитей. Сколько килограмм льна необходимо для изготовления 280 км нитей?
  • 3. В старину российские крестьяне изготавливали лапти из коры липы. Ради одной пары лаптей надо было ободрать кору с Зх деревьев. В год каждый крестьянин снашивал 42 пары лаптей. Сколько деревьев в год нужно ободрать крестьянину, чтобы не ходить босиком?
  • 4. В народной медицине применяют настой листьев осины. Его пьют по 1 столовой ложке 6 раз в день, через каждые 2 часа. В котором часу необходимо принять последнюю ложку настоя, если начать с 9 часов утра?
  • 5. В России насчитывается 200 видов съедобных грибов, но при этом грибники активно собирают и употребляют в пищу не более 1/10 из них. Сколько съедобных грибов практически не употребляют в пищу?
  • 6. Необходимая для организма суточная норма витамина С содержится в 120 граммах апельсинов или 30 граммах черной смородины. Во сколько раз черная смородина богаче витамином С, чем апельсин?
  • 7. С 1 га гречихи пчелы собирают 60 кг меда, а с 1 га вереска - в 3 раза больше. На сколько килограммов меда больше соберут пчелы с 5 га вереска, чем с 5 га гречихи?
  • 8. Для того, чтобы выросла сосна, способная давать семена, требуется 100 лет, а для того, чтобы спилить такую сосну, достаточно 5 минут. Во сколько раз быстрее можно уничтожить дерево, чем вырастить его?
  • 9. В реке Эльбе (Германия) раньше обитало 20 видов рыб, сейчас же только угорь, речная камбала и корюшка. Сколько видов рыб исчезли из-за загрязнения реки [2].
  • 10. Слой плодородной почвы толщиной в 1 см образуется 400 лет. Сколько лет должно пройти, чтобы его толщина достигла 20 см?
  • 11. 20кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100кг макулатуры?
  • 12. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана? (12 лет, на Юлет).
  • 13. Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды? Сколько литров воды проходит через очистительные сооружения за час?
  • 14. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик вашего класса сорвал по 5 штук? А если не по пять, а по 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?
  • 15. Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?
  • 16. За час ночной охотник - летучая мышь - может съесть 165 малярийных комаров. Сколько вредных насекомых она уничтожает за месяц [1].

Использование эко задач является показателем уровня экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание человечества. Экологизация математики способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и формирование представления о роли математики в решении экологических проблем.

Список литературы:

  • 1. Бурмистрова Е.Н, Задачи с экологическим содержанием // Начальная школа. - 2007 -№9
  • 2. Зайнуллин М.Н. / Задачи с экологическим содержанием как средство формирования математической компетенции / М.Н.Зайнуллин, Савельева С.С // Альма матер. - 2010. - № 3. - С.67.
  • 3. Степанова И.А, Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников // начальная школа,- 2007 - №7
  • 4. Цветкова И.В, Экология для начальной школы / В.Х.Янаева,-Ярославль: Академия развития,- 2008
  • 5. Шапиро, И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавание математике / И.М. Шапиро. - М. : Просвещение, 1990.-98 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >