ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НО

Машкова С. В.

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Потребность развивающегося общества и современной экономики в людях с новыми предметными и профессиональными компетентностями закономерно обострила актуальность компетентностного подхода в системе профессионального образования, средствами которого обеспечивается развитие личности с высокой креативностью и адаптивностью новым условиям рынка труда и содержанию профессиональной деятельности.

Экологический кризис и острая потребность пересмотра целей и содержания экологического образования во всех странах и в России в том числе в связи с задачами устойчивого развития цивилизации существенно повысило актуальность экологического образования.

Новая социокультурная и экологическая ситуация существенно изменила роль педагога в преодолении экологического кризиса и содержание его деятельности, выводя за пределы узкопрофессиональной предметной компетенции и повышая меру ответственности за результаты экологического образования молодого поколения. Тем самым порождается потребность в становлении новой профессиональной компетентности специалиста в области образования - эколого-педагогической компетентности. Эколого-педагогическая компетентность включается в систему требований к личности педагога как основа его профессиональной и экологической культуры, необходимой для развития экологически грамотной личности обучающихся.

Особая ответственность в решении проблемы экологического образования возложена на учителя, работающего с детьми младшего школьного возраста.

ФГОС начального образования (НО) в качестве одного из приоритетных образовательных результатов представляет экологическую культуру и безопасный здоровый образ жизни выпускника начальной школы. В Стандарте НО раскрывается система базовых национальных ценностей. В системе начального экологического образования таковыми являются: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля [1,4].

В связи с требованиями ФГОС эколого-педагогическая деятельность учителя начальных классов приобретает исключительную значимость, и должна быть направлена на создание педагогических условий для развития экологической культуры личности, способной содействовать устойчивому развитию биосферы и общества, что предполагает:

  • - решение задач экологического обучения, воспитания, просвещения младших школьников на основе методологии системно-деятельностного подхода, развитии их в учебной деятельности,
  • - осуществление системы урочной и внеурочной экологической деятельности эффективными педагогическими средствами,
  • - организацию взаимодействия учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и других социальных партнёров образовательного учреждения для решения задач экологического развития и просвещения.

Эколого-педагогическая компетентность представляет собой интегративное профессионально-личностное свойство субъекта эколого-педагогической деятельности, которое проявляется, как способность учителя решать профессионально-педагогические задачи непрерывного экологического образования [3].

Критериально-компонентная модель эколого-педагогической компетентности учителя начальных классов включает в себя взаимосвязанные гносеологический, аксиологический и праксиологический компоненты, обладающие системными признаками (корреляция, доминирование и интеграция компонентов).

Гносеологический компонент включает систему общеэкологических, психолого-педагогических и методических знаний по организации экологического образования, воспитания и просвещения младших школьников.

С учетом требований ФГОС НО экологическое образование детей строится на основе системно-деятельностного подхода, учета развития всех компонентов учебной деятельности детей, освоения ими личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий в процессе овладения опытом экологически сообразного поведения. Деятельность рассматривается как исходное условие выбора целей и оценки результатов экологического образования. Экологические знания и умения детей понимаются как производные процесса активной, самостоятельной экологической деятельности учащихся (в соответствие с зонами актуального и ближайшего развития универсальных учебных действий у каждого ребенка), организованной с помощью учителя.

Аксиологический компонент является доминирующим и включает в себя ценностно-мотивационные конструкты, которые относятся к сферам экологии и экологического образования детей.

Особое значение приобретает формирование у младших школьников личностных установок разумного построения своего поведения в Природе, ее восприятия как одну из высших ценностей, обеспечивающих са мореализацию, самоактуализацию человека в общественной и личностной сферах. Природные объекты для такой личности выступают в роли, своего рода, референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отношения к себе, природе и другим людям. Природные объекты могут выступать в качестве полноправных партнеров по общению и совместной деятельности. Для экологически ориентированной личности свойственно стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в основных сферах: эстетическом освоении природных объектов и их комплексов; познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, удовольствием от самого процесса познания; практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ними.

Праксиологический компонент представляет собой совокупность:

  • - разнообразных методических умений и навыков организации экологического образования в предметных и метапредметных образовательных областях, во внеучебной деятельности детей;
  • - экологических умений и навыков изучения окружающей природы и экологически сообразного поведения;
  • - умений проведения мониторинговых исследований на доступном для младших школьников уровне.

Учитель начальной школы должен владеть умением моделировать и реализовывать в образовательном процессе начальной школы систему ситуаций, обусловливающих развитие экологически сообразного поведения у младших школьников. Выделим следующие типы ситуаций: 1) ситуация оценивания младшим школьником его поведения в природной среде; 2) ситуация эмпатийного общения с природными объектами вне зависимости от формы их проявления, актуализации ценностно-экологических установок ребенка; 3) ситуация проектной деятельности младших школьников, обеспечивающей рефлексию и накопление опыта экологически сообразного поведения; 4) ситуация переноса опыта в условия неконтролируемого извне экологически сообразных действий и поступков в природе [2].

Включение детей в последовательность таких ситуаций обеспечивает: идентификацию жизни природы и жизни человека, их взаимообусловленности; эмпатийное восприятие и отношение ребенка к миру природы; оценивание поведения людей, состояния и охраны природного окружения; прогнозирование последствий своих действий и поступков, а так же деятельности других людей по отношению к природному миру; выбор правильной линии поведения, обеспечивающей наиболее оптимальный с точки зрения экологической сообразности вариант взаимоотношений человека и природы.

Эколого-недагогическая компетентность в диссертационном исследовании О.Г. Роговой определена как интегративное личностное новооб разование, проявляющееся как способность и готовность педагога к эффективной эколого-педагогической деятельности. Целостность экологопедагогической деятельности проявляется в необходимости решения всей системы эколого-педагогических задач (экологического обучения, воспитания и просвещения), которые детерминируют основную функцию этого вида деятельности как ведущего педагогического условия развития экологической культуры личности в системе непрерывного экологического образования [3].

Профессиональные базовые и специальные эколого-педагогические задачи

Базовые профессиональные педагогические задачи

Специальные профессиональные эколого-педагогические задачи

Видение ученика в образовательном процессе

Выявление уровней ключевой экологической компетентности и экологической культуры у учащихся на основе диагностических показателей. Формулировка задач экологического образования на основе диагностики потребностей, интересов и возможностей детей. Мотивация учащихся к предстоящей экологической деятельности. Контроль результатов процесса экологического образования младших школьников, анализ и оценка с точки зрения их соответствия замыслу и условиям, выяснение причин успехов и неудач, определение направлений дальнейшей коррекции.

Построение образовательного процесса, ориентированного на достижение целей начальной ступени образования

Выбор модели экологического образования, исходя из анализа эколого-педагогических проблем, объективных условий образовательного учреждения и собственного педагогического стиля педагога. Разработка проекта путей и условий ее реализации: выдвижение педагогических целей экологического образования и прогнозирование результатов; разработка учебнопрограммной документации; определение этапов образовательного процесса и распределение времени экологической работы; определение оптимальных форм, методов и средств экологического образования; отбор и архитектура учебного материала экологической тематики, его адаптация и интеграция к реалиям образовательного процесса в соответствии с конкрет-

ной ступенью обучения; составление планов и конспектов уроков и экскурсий с экологическим содержанием; разработка внеурочных экологических мероприятий (экологонатуралистическая, эколого-туристической, художественно-эстетической деятельность), в том числе и эколого-просветительских; создание обучающих эколого-педагогических ситуаций. Проведение учебно-исследовательских работ учащихся и полевых экологических практикумов, лабораторного и демонстрационного эксперимента.

Установление взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы

Организация временных разновозрастных коллективов для осуществления проектной экологической деятельности и управление общением в классе, проектной команде, исследовательской группе. Создание школьной команды учителей, заинтересованных в эффективном экологическом образовании. Включение субъектов образовательного процесса в международное экологическое образование с использованием ИКТ. Коммуникация со средствами массовой информации; родителями, администрацией, техническим персоналом и партнерами образовательного учреждения по вопросам экологической проблематики с целью организации эколого-просветительской деятельности.

Создание и использование образовательной среды в педагогических целях

Создание экологосообразной образовательной среды, обеспечивающей присвоение компонентов экологической культуры: повышение качества окружающей среды, художественноэстетическая деятельность по преобразованию и организации окружающей среды.

Проектирование и осуществление профессионального саморазвития

Рефлексия собственной эколого-педагогической деятельности, коррекция ее с точки зрения дальнейшего профессионального совершенствования через повышение адаптивности, потребности в активности и преобразовании. Проектирование путей, способов и форм повышения своей эколого-педагогической компетентности.

Таким образом, представленная модель эколого-педагогической

компетентности поможет учителю начальных классов осознать личную роль в становлении экологической культуры развивающейся личности, рефлексировать свой уровень компетентности на требуемом Стандартом уровне, а так же выстроить непрерывную систему экологического образования подрастающего поколения для всех ступеней образования. Ближайшей перспективой решения рассматриваемых проблем является ревизия и экологизация содержания учебных программ подготовки будущих учителей, разработка и апробация наиболее эффективных технологий становления эколого-педагогической компетентности на этапах обучения в колледже, вузе, в системе повышения квалификации с учетом требований ФГОС нового поколения.

Список литературы:

  • 1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009, 23с.
  • 2. Машкова С.В. О воспитании экологически сообразного поведения у младших школьников// Изв. Волгогр. Гос. Тех. ун-та, 2006. № 6 (21). С. 79 - 84.
  • 3. Роговая О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2008, 52с.
  • 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011, 33с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >