ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО

Машкова С.В. ', Суздалева Г.Н. 2, Машанина И.М. 3

  • 1 Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г.Волгоград, Россия, e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
  • 2 Муниципальное образовательное учреждение детский сад № 17,

г. Волгоград, Россия, e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

3 Муниципальное образовательное учреждение детский сад №17,

г. Волгоград, Россия, e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

В настоящее время развитие экологического сознания и экологически сообразного поведения у детей является приоритетной педагогической задачей, что отражено в содержании Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Главная цель образования согласно ФГОС - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Приоритетными направлениями воспитания детей являются формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Достижение этих задач возможно в контексте реализации экологического образования подрастающей молодежи, начиная с самого раннего детства. Особая ответственность за процесс становления экологической культуры личности возложена на педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, экологическое образование является одним из приоритетов в работе педагога, начиная с периода дошкольного детства. Стандарт дошкольного образования (ДО) в качестве образовательных результатов дошкольников выделяет:

  • - представления о взаимоотношениях природы и человека, доступное детям постижение системы «Человек - природная среда»;
  • - ответственное бережное отношение к природе;
  • - чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы [5].

Очевидно, что содержанием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования порождается потребность в становлении профессиональной компетентности специалиста в области дошкольного образования - эколого-педагогической компетентности, востребованной во всех сферах социальной практики. Экологопедагогическая компетентность - это требование к личности современного педагога как основа формирования его профессиональной и экологической культуры, необходимой для реализации экологического образования [3,4].

На основе разработанной О.Г. Роговой модели эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования [4] выделим следующие ее компоненты у педагога, работающего с детьми дошкольного возраста:

  • - гносеологический (знаниевый), представляющий систему необходимых знаний - экологических, биологических, психологических, педагогических, методических в виде законов, принципов, теорий, закономерностей, понятий, научных фактов; он определяет теоретическую готовность педагога к реализации процесса экологического образования, воспитания и просвещения детей и их родителей;
  • - праксиологический (деятельностный), предъявляющий необходимые умения и навыки, напрямую связанные с компетенцией в профессиональной деятельности - умения в области взаимодействия с различными экосистемами в различных сферах жизнедеятельности, психолого-педагогические, методические умения по проектированию, организации, диагностике, оценке и коррекции дошкольного экологического образования;

- аксиологический (ценностный), представляет систему ценностей, мотивов, смыслов, ориентаций, норм и правил в восприятии природы и отношений в системе «общество - природа»; система ценностных отношений в области эколого-педагогического образования и мотивации экологопедагогической деятельности определяют экологическую направленность личности специалиста в области дошкольного образования.

По нашему мнению, важнейшей теоретической основой экологического образования является экологическая этика как учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера (субъекта), признании равноправия и равноценности любого природного существа, а также ограничении прав и потребностей человека (Дж. П. Марш, Э. Росс, Ф. Клеменс, А. Леопольд, В. Борейко и ДР-) [3].

С позиций экологической этики человек должен ценить и осознавать все ценности природы (экономическую, эстетическую, духовную, религиозную, научную, воспитательно-образовательную, рекреационную и др.), наивысшей из которых является внутренняя, самостоятельная ценность природы, ценность сама для себя, вне отношений с человеком. Такой подход утверждает наличие моральных прав природных существ, регулирующих и регламентирующих экологическую сообразность поведения человека в мире природы [1]. Экофилософами разработан ряд таких прав для живых существ и природы в целом, среди которых отметим следующие: право на жизнь, право на естественную свободу, право на отсутствие ответственности перед человеком, право на защиту перед законом, право на защиту от ненужного страдания по вине человека (для живых организмов).

В соответствии с требованиями образовательных стандартов дошкольного образования особое значение имеет операциональная подготовка педагога к эколого-педагогической деятельности - его умения организовывать экологические и фенологические наблюдения, проводить экскурсии, акции и практические работы, опытническую деятельность, что вызывает наибольшие затруднения в работе педагогов - практиков нулевой ступени образования.

В ходе реализации эколого-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении необходимо осуществлять экологизацию образовательного процесса за счет включения экологического модуля во все виды детской деятельности:

  • - игровую (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
  • - коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми, сверстниками и окружающей природой);
  • - познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
  • - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • - изобразительную (рисования, лепки, аппликации);
  • - музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • - двигательную (овладение основными движениями) активность ребенка [5,6].

К условиям освоения ребенком опыта экологически сообразного поведения могут быть отнесены: проектирование педагогами экологически сообразного поведения ребенка как сферы его жизнедеятельности, как переживания событий, вызывающих у него чувство сострадания, восхищения красотой природы, потребности проявлять заботу о природных существах. В эколого-педагогической деятельности целесообразно создавать ситуации: идентификации в сознании ребенка жизни природы и жизни человека, их взаимообусловленности; эмпатийного отношения к миру природы; оценивания поведения людей, состояния и охраны природного окружения; прогнозирования последствий деятельности человека по отношению к природе; выбора правильной линии поведения, обеспечивающей наиболее оптимальный вариант взаимоотношений человека с миром природы.

Система работы по воспитанию экологической культуры у дошкольников создана и успешно реализуется в МОУ детский сад № 17 Дзержинского района г. Волгограда. Для осуществления целостного подхода в эколого-педагогической работе этого учреждения задействованы все работники детского сада, родители, воспитанники. Экологическая работа пронизывает весь образовательный процесс, реализуется во всех видах детской деятельности (познавательной, продуктивной, т.д.), а также в организации кружковой работы («Я познаю мир», «Природа и фантазия», «Мое здоровье», «Уроки этикета»).

Начальным этапом экологизации педагогического процесса стала координация деятельности всех служб детского сада, которая осуществляется Творческим советом. Каждый участник педагогического процесса (администратор, воспитатель, узкий специалист) выполняет определенные функции в реализации экологического образования дошкольников. Экологическая работа осуществляется с учетом интересов детей конкретной группы и приоритетов педагога с акцентом на творческую, продуктивную или на опытно-экспериментальную деятельность.

Основная роль отводится воспитателю в группе, который включает во все виды детской деятельности педагогические экологические ситуации. Для каждой возрастной группы детей разработано и реализуется оп ределенное содержание экологического образования, как части целостной программы экологического образования. Процесс экологического образования осуществляется через включение экологического содержания в образовательные и игровые ситуации (сюжетно-ролевые и имитационные экологические игры, систематические фенологические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы, экологические опыты, экологические практикумы, ситуации эстетического восприятия природы, продуктивная и художественная деятельность, работа экологического тетра и т.д.). Приоритетная роль отводится практикумам в мини-лабораториях и опытнической работе на участке детского сада и экологической тропе, созданной на территории образовательного учреждения, реализации экопроектов, где отрабатываются умения экологически грамотных действий детей в природе.

Музыкальный руководитель не только делает подборки песен с экологическим содержанием, но и готовит и проводит музыкальное сопровождение для экологических игр и праздников, детских театрализованных представлений, развивая культуру чувственного восприятия природного мира. Инструктор по физической культуре включает в занятия упражнения, имитирующие движения животных, их повадки, участвует в экологических праздниках, осуществляют эколого-оздоровительную работу. Педагог - психолог принимает участие в составлении диагностических карт, проводит анализ программ, методик в соответствии с уровнем развития детей. Учитель - логопед включает в лексические темы познавательный аспект экологического содержания. Постоянно работает выставка литературы по экологическому образованию в помощь педагогам и родителям, обновляется содержание интернет - странички «Зеленая страничка» на сайте ДОУ.

Система работы по экологическому образованию детей в детском саду №17 показала высокую эффективность. Ближайшими перспективами решения рассматриваемой проблемы в контексте реализации ФГОС ДО являются: разработка научных основ и методики развития экологической культуры у дошкольников, апробация наиболее эффективных педагогических средств, обеспечивающих преемственность дошкольного и начального экологического образования детей в соответствие с требованиями образовательных стандартов ДО и НО, проработка и апробация методик оценки становления характеристик экологической культуры ребенка путем создания карт развития как целесообразного диагностического инструмента, дающего возможность педагогу одновременно оценить качество текущего образовательного процесса и составить индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с целевыми ориентирами воспитания основ экологической культуры.

Список литературы:

  • 1. Борейко В.Е. Экологическая этика в школе. Киев: Экологокультурный центр, 2004, 92с.
  • 2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009, 23с.
  • 3. Машкова С.В. Формирование эколого-педагогической компетентности будущего учителя начальных классов в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та, 2014. №1 (86). С. 42—45.
  • 4. Роговая О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности специалиста в области образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2008, 52с.
  • 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2014.
  • 6. Примерная образовательная программа дошкольного образования И Т.Н. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «Изд-во» Детство - Пресс», 2014, 321с.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС до

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >