ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО (на примере опыта работы МОУ детского сада №307 Центрального района г.Волгограда)

Расщепкина Т.А., Данько А.В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 307 Центрального района г.Волгограда, mdou307@yandex. г и

Аннотация: в статье рассматривается система взаимодействия МОУ детского сада №307 с семьями воспитанников, способствующая воспитанию основ экологической культуры.

Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из приоритетных направлений в деятельности детского сада. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования придает этому направлению особую значимость, ведь основная задача стандарта - договор между личностью, семьей, обществом и государством. Образовательное пространство дошкольного учреждения открывает много возможностей для экологического образования воспитанников, которое невозможно в полной мере осуществить без тесного контакта с родителями. В дошкольном учреждении необходима система сотрудничества с семьями. Такая система включает определенное содержание, формы и методы работы. Знать и любить природу нельзя без общения с ней. В своем учреждении мы создаем условия для общения детей с природными объектами. Важна и готовность педагогов осуществлять экологическое образование воспитанников и пропагандировать его среди родителей привлекая их к совместной деятельности.

Педагогическим коллективом детского сада была разработана система сотрудничества с родителями по экологическому образованию. Реализация разных форм сотрудничества включала два этапа и продолжалась в течении двух лет.

В первый год и этап мы внедряли новые формы работы, которые способствовали формированию мотива взаимодействия и сотрудничества с родителями. Хочется отметить ряд мероприятий, к которым родители проявили наибольший интерес. Нами были использованы буклеты, в которые прописывались правила поведения в природе по сезонам года и отмечались важные явления природы. Активно откликнулись родители на буклет «На природу за энергией!», они делились впечатлениями и эмоциями от отдыха, проведенного с детьми на природе. Родители детей подготовительной к школе группы пожелали узнать о том, чем можно заняться с детьми, пребывая с ними на открытом воздухе. Воспитатели группы подготовили и провели мастер-класс «Наблюдения и игры в природе».

Педагоги средних групп организовали родителей на выпуск экологических газет «Удивительное рядом» с рубриками: факты из жизни животных и растений, кроссворды и ребусы, загадки и описание опытов экологического содержания, которые можно провести дома совместно с ребенком. Во всех приемных помещениях возрастных групп размещалась информация экологической тематики. Давались рекомендации о художественной литературе и экологических праздниках. Активно родители откликнулись на конкурс детско-родительского творчества «Осенняя краса». Дети совместно с родителями делали поделки из природного и бросового материала. В детском саду проходили совместные с родителями игры и викторины («Что? Где? Когда?», «Экологический КВН» и др.), в которых дети проявили себя, а родители имели возможность увидеть знания детей, полученные в детском саду.

Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения. Воспитатели развивают у дошкольников интерес к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям. Реализация регионального содержания образования осуществляется в четырех направлениях: природно-климатические особенности родного края, национально-культурные и исторические особенности края, ценностно-смысловая взаимосвязь по колений и символика края. Краеведческий материал расширяет содержания экологического образования воспитанников и способствует формированию у них нравственно-патриотических чувств.

На втором этапе мы обеспечивали целенаправленное вовлечение родителей в образовательный процесс. Было проведено анкетирование родителей на тему: «Что дает экологическое образование в детском саду Вам и Вашему ребенку?».

Привлекая родителей к совместному воспитанию детей, педагогический коллектив детского сада в постоянном поиске новых эффективных форм работы.

Интересно прошел семинар-практикум для родителей «Экологическая тропинка на территории детского сада», где родители узнали много нового о видовых точках и обменялись мнениями. Также в старшей группе был организован экологический клуб «Рябинушка». Мероприятия планируются с учетом интересов родителей, по результатам анкетирования в конце года. Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, практическая деятельность - все это способствует заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний. Вот примеры тем заседаний клуба: «Поделка своими руками из бросового материала», «Сочиняешь сказки про...», «Что мы вырастили сами» и др.

Планируем выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем», которая будет отражать наиболее яркие моменты совместной работы родителей с детьми в рамках деятельности экологического клуба.

Таким образом, результатом внедрения ФГОС ДО в детском саду должно стать создание эффективной модели сотрудничества с родителями, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия. Анализ проведенной коллективом работы показывает эффективность применения новых форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников. Система, которую мы разрабатываем, способствует воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, окружающему миру и человеку, что составляет основу экологического образования.

Список литературы:

  • 1. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Толстикова С.Н. Детский сад Будущего. -М.: ТЦ Сфера, 2010.
  • 2. Емельянова М. От сосуществования - к сотрудничеству и партнерству// Дошкольное воспитание. - 2009. - №7 с. 118-122
  • 3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >