ОПЫТЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Семижонова Т.П.

ВГСПУ, г.Волгоград, Россия, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения в начальной школе говорится, что при изучении курса «Окружающий мир» младшие школьники должны освоить доступные способы изучения природы и общества, такие как: наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., а так же развить навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Сегодня на уроках естествознания в младших классах естественнонаучным и техническим вопросам, как правило, уделяется недостаточно внимания. В то же время многие школьники увлекаются именно этими вопросами. Как построить занятия таким образом, чтобы давать детям задания по довольно сложным темам, которые соответствовали бы уровню их развития, удовлетворяли детское любопытство, давали возможность индивидуального развития как «слабым», так и «сильным» детям? Это занятия с лабораторным оборудованием, которые ориентированы на активные действия детей, и позволяют детям проверять свои собственные идеи и предположения, выполняя простые опыты, обсуждать их друг с другом, делать простые, но уже научные, выводы. В настоящее время опыт как исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом.

Современные тенденции развития образования, связанные с его реформированием, включают выдвижение на первый план задачи развития учащихся на основе их внутреннего потенциала и в соответствии с лучшими культурными традициями. В настоящее время формирование у школьников естественнонаучной культуры как компонента единой культуры, становится в ряд важных проблем фундаментального образования, решение которой необходимо начинать уже в начальной школе. Именно начальное образование закладывает основу для культурообразующей и культуротворческой деятельности растущего человека. Подготовка школьников к использованию знаний в нестандартных ситуациях, которая тесно связана с творческим развитием детей, и является составной частью становления культуры их деятельности. Для школы приоритетным становится включение ребенка в самостоятельное познание связей и закономерностей окружающего мира на доступном для него уровне.[2, с.59]

С конца 60-х годов и до настоящего времени ведутся интенсивные научные исследования по проблемам естествознания, в том числе и совершенствованию методов обучения. Эксперимент наряду с другими практическими методами в процессе обучения обеспечивает эмпирический уровень познания и вызывает более активную мыслительную деятельность учащихся.

Эксперимент или опыт — это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт применяют в тех случаях, когда изучить объект или явление в обычных условиях не представляется возможным, а требуется искусственное создание специальных условий. Или в тех случаях, когда в естественный процесс привносится некоторый искусственный элемент. Например, визуально нельзя обнаружить в почве воздух, чтобы его увидеть, необходимо почву опустить в воду. Наблюдая выделение из почвы пузырьков воздуха, учащиеся убеждаются в том, что почва содержит воздух. Затем, решается вопрос о том, какое значение имеет наличие воздуха в почве, как можно увеличить его содержание. [1, с. 104]

История становления и развития начального естествознания показывает, что именно эксперимент в наибольшей степени позволяет реализовать важные принципы дидактики - деятельностный подход и гуманизацию процесса обучения. Ребенок из объекта обучения превращается в субъект собственной деятельности, что в большей степени отвечает его природе. Кроме того, именно субъективная позиция ребенка является характерной чертой развивающего обучения.

Опыт может быть использован на различных этапах урока. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. В некоторых случаях опыт можно использовать для перехода от опроса к теме урока, для того, чтобы выявить представления учащихся по изучаемому вопросу. Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. По ходу опыта внимание учащихся сосредотачивается на главных моментах явлений с помощью постановки вопросов в определенной последовательности. [3, с.40]

Таким образом, опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинную связь этих явлений. Опыты дают возможность познакомить детей в доступной форме с законами природы.

Но педагогическая ценность опытов не ограничивается этим. Опыты являются не только способом сообщения знаний, они развивают наблюдательность и мышление учащихся. Осознав, с помощью учителя вопрос, требующий решения, дети обдумывают способы его разрешения, строят различные предположения, проверяют их путем постановки опытов, наблюдают вызванное ими самими явление, делают выводы. Опыт, как средство обучения, чаще всего осуществляется на лабораторных занятиях.

Учащиеся не только смотрят и слушают, но и работают руками с конкретными объектами, то есть создают условия для совместной деятельности различных анализаторов.

Опыты, проводимые учителем и учащимися на уроках по изучению природы, воспроизводят природные явления. Наблюдения, проводимые во время демонстрации опытов, сложнее, чем наблюдения над отдельными предметами. При изучении предмета наблюдают форму, окраску, величину и его свойства. При изучении же явлений наблюдают не только предмет, но и его изменение под влиянием разных условий (например, температуры воды, воздуха). При постановке опытов создаются условия, заранее подготовленные для изучения, поэтому выводы из опытов сделать легче, чем из наблюдения явлений в природных условиях. На опытах дети учатся понимать явления, которые протекают в природе.

Школьники должны научиться делать выводы на основании своих наблюдений и, проверяя опыты в природных условиях, делать обобщения. В этом сопоставлении опытов с действительностью осуществлять связь обучения с жизнью. Учителю надо помнить, что дети, часто наблюдая опыты, приходят к неправильным выводам и обобщениям. Основной причиной ошибочных выводов является отсутствие во время демонстрации опытов и после них беседы, направляющей мыслительную деятельность ребенка. Учитель должен продумать вопросы, которые будет давать ученикам. [4, с. 45]

Использование опытов в курсе окружающего мира начальной школы предоставляет учителю хорошие возможности включить учащихся в практическую работу с понятиями. При этом происходит установление связей между понятиями, их взаимное обогащение. Работа по постановке опытов повышает эффективность умственной деятельности учащихся, развития практических умений и навыков, способствует более глубокому и быстрому усвоению материала.

Анализ опыта работы учителей начальных классов показал, что использование такого метода как опыт, недостаточно реализуется в практике обучения. Но уже сейчас мы можем с уверенностью говорить о том, что проведение опытов на уроках естествознания в начальной школе способствует лучшему пониманию учащимися изучаемого предмета, позволяет повысить эффективность их самостоятельной работы, развитие логического мышления, обеспечивает межпредметные и внутрипредметные связи естественнонаучного характера.

Список литературы:

  • 1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М., 2001.
  • 2. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  • 3. Радзиевская М.И. Опыты по природоведению // Начальная школа. -1980. - №5.-С. 38-45.
  • 4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 1989. т. 3.
  • 5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. 4.1 - 5-е изд - М.: Просвещение, 2011.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >