РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шатская Е.В., Золотарёва Е.С., Фролова Ю.И.

Структурное подразделение «Радуга» муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №87 Тракторозаводского района г. Волгограда, г. Волгоград, Россия, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Глобальный характер экологических проблем, рост экологических опасностей, необходимость создания условий для их преодоления позволяет нам сегодня актуализировать вопрос о целостности, глубине, полноте и системности отражения "экологического" в сознании людей Парадокс состоит в том, что экология как одна из принципиальных характеристик мировоззрения современного человека, воспринимается лишь как охрана природы. На самом деле экологическое сознание, кроме этого, связано с нравственным сознанием. Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания -специфического и свойственного только человеку, способному понимать свое место в мире, в обществе [3:38].

Одно из фундаментальных противоречий, с которым столкнулось человечество на этом пути, - это противоречие между недостаточным нравственным развитием и необычайно возросшими интеллектуальнотехнологическими возможностями. Не надо быть пророком, чтобы увидеть, как сила компьютерного века угрожающе соединилась с моралью каменного века [3:40]. До сих пор основные усилия людей были направлены на познание окружающего мира с целью его переустройства и адаптации к себе. В дальнейшем следует ожидать переноса максимума усилий общества на познание человека, не только его физической, но и духовной природы с целью все более полной адаптации его к окружающему миру [2:122]. Вся та работа, которая проводится в детском саду по экологическому образованию детей, несмотря на её активность, не способствует изменению экологической ситуации (в городе, во дворе, на участке), что свидетельствует о необходимости решения экологических проблем через изменения традиционных норм и нравственных принципов по отношению к природе, возрастания социальной ответственности каждого человека за последствия своего воздействия на природу. Данный процесс эффективен не только для сохранения природы, но и для формирования полноценного человека, который не будет оторван от своих природных корней. Те идеалы, которые выработаны в Новое время и призывают к завоеванию природы, уходят в прошлое, ведь призыв к завоеванию природы привел к анти-экологичному поведению и сознанию с несовершенством массового экологического образования, информирования и пропаганды. Вместо них приходят новые идеалы, оберегающие природу и объявляющие человечество единым перед историей, т.е. сознание человека из антропоцентрического должно стать экоцентрическим [4:201].

При антропоцентрическом сознании высшую ценность представляет человек, а природа объявляется собственностью человечества. Иерархическая картина мира, где на вершине пирамиды стоит человек, а целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных потребностей человека. Характер взаимодействия с природой: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству, природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда». Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы, дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должно быть подчинен процессу развития человека. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения. А мы в рамках лаборатории «Формирование основ экологического сознания у дошкольников» хотим, чтобы сознание детей из антропоцентрического стало эко-центрическим, при котором высшая ценность - гармоничное развитие человека и природы, природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества. Отказ от иерархической картины мира, т.е. человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение, как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие. Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком, этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

Экологическое сознание - это отражение в общественном сознании взаимодействия человека как существа социального с окружающей его природной средой, предпосылкой которого является знание объективных закономерностей самой природы [2:45]. Процесс возникновения качественно нового стиля мышления рассматривается так: на каком уровне начинают происходить перемены и в сознании человечества и в сознании одного человека, т.е. под экологизацией подразумеваются изменения привычного хода мышления, взглядов, целей, принципов, убеждений, происходящие сознательно и неосознанно на идеологическом и психологичс-ском уровнях. Увидеть данные изменения в рамках созданной нами лаборатории помогут диагностические ситуации, в которых основным методом исследования станет наблюдение, т.е. работа не с тестами, а с детьми, т.е. возникнет необходимость участвовать в жизни детей. Важно понимать, что экологизация только тогда окажет ощутимое влияние на образ действий человека, когда охватит и мыслительную, и эмоциональную сферы его психики. Необходимо осознавать, что человек - только часть природы, особая, выделившаяся из нее, но только часть. Человек и природа связаны друг с другом бесконечным множеством нитей, прямых и обратных связей. Однако сложилось так, что на протяжении длительного периода времени, исходя только из личных интересов, человек меньше всего считался с интересами окружающей среды и всего живого. Информация по экологии несет огромный воспитательный потенциал, заставляет остановиться и переосмыслить прежние установки, но сами по себе экологические знания не ведут автоматически к становлению экологической культуры, хотя являются необходимой предпосылкой ее формирования. Для перехода в качественно иное состояние необходим импульс, работа души. Говоря научным языком, это означает синтез знаний и убеждений, когда научные знания становятся частью сознания, конкретизируются и воспроизводятся как собственные, переходят в мировоззрение. Это как раз та работа, которую мы выполняем в рамках лаборатории по формированию экологического сознания. Формирование активной позиции означает не просто бережное отношение человека к природе, но и сознательную экологическую деятельность. Чтобы экологические убеждения стали реальными двигателями поведения людей, они - люди - должны достигнуть определенного уровня зрелости и целеустремленности. Без этого убеждения неустойчивы и нуждаются в систематическом "подкреплении". В чем различие "экологического сознания" и "экологической культуры"? Главное в содержании первого понятия - это усвоение соответствующих знаний, информированность об экологической обстановке, второе понятие высвечивает внутренний мир человека через его поступки, поведение, показывает реальный уровень экологизации сознания [4:65].

В свете концепции устойчивого развития идеалом образовательных систем становится формирование личности, обладающей определенной внутренней свободой, независимостью в своих мнениях, поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее целостности. Свобода в рамках экологической необходимости -таковой должна быть стратегия личности на рубеже новой цивилизации. Именно эти качества мы хотим задавать через работу лаборатории по формированию экологического сознания. В связи с вступлением в силу ФГОС знания детям нужно передавать в игровой деятельности. Достигнуть всего этого можно лишь через новый подход к образованию, целью которого должно стать обучение осмысленному пониманию природы, бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствованию внутреннего мира самого человека. В этом плане экологическое образование сегодня приобретает статус системообразующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. Цель экологического образования - формирование у воспитанников экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы [2:244].

Экологическая ответственность проявляется в ответственности за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека; ответственности за свое здоровье и здоровье других людей; в предупреждении негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье. Показателем эффективности формирования 222

экологической ответственности должны стать не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности. Мы понимаем, чтобы научить ребенка чему либо, нам нужна игра, в данном случае - это должны быть игры по экологии. Однако, то что нам сегодня предлагают авторы - это игры дидактического характера, направленные на познание природы, которые формируют антропоцентрическое сознание, если затрагивают только познавательную сферу, не касаясь эмоциональной. Задача лаборатории создать качественно новые игры, разработать занятия, способствующие изменению отношения ребенка к миру природы. И первое к чему мы должны стремиться - это повышение качества взаимодействия между взрослыми, имеющими отношение к воспитанию ребенка (родителями и воспитателями), по формированию умений экологической направленности. С умениями не связано никаких обидных ярлыков и дети понимают, что всем необходимо чему-то учиться, и если ты осваиваешь какой-то навык, это вовсе не значит, что с тобой что-то не так. Получается, дети даже гордятся тем, что учатся каким-то умениям. То, что верно в отношении детей, верно и в отношении их родителей. Они тоже предпочитают говорить об умениях, а не о проблемах. Это совершенно неудивительно, если учесть, что в нашем обществе принято винить в детских проблемах исключительно родителей [1:24] Работа же по методу освоения навыков (формирование эксцентрического сознания у детей) отвергает привычный механизм перекладывания всех забот на плечи специалиста. Она требует осознания: самый эффективный инструмент решения проблем чаще всего находится в наших собственных руках. Поэтому умение, которому мы обучаем детей должно заключаться не в прекращении нежелательной деятельности (например, не отрывать крылышки у насекомых), а в обучении правильному поведению. Умение играть - это тоже пример сложного, комплексного умения, которым трудно овладеть, если не представить его в виде набора конкретных навыков. Овладение навыками требует усилий, а значит, ребенка надо мотивировать, чем больше преимуществ мы получаем, тем сильнее мотивация. Чтобы ребенок освоил навык, ему нужно какое-то дело, в котором он может этот навык тренировать (для дошкольника это игра).

Список литературы:

  • 1. Бен Фурман «Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры»: Альпина нон-фикшн; Москва; 2012
  • 2. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. второе, доп.- М.: Логос, 2001.- 384 с.
  • 3. Каландаров К.Х. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования,- М.: Гуманитарный центр «Монолит»,- 1999,- 48
  • 4. Левин В.А. Психология отношения к природе.- М.: Смысл, 2000,- 465 с.

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >