АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Матвеева А.В., методист по биологии, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и математических дисциплин ГОУДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово

«Чтобы представить привычное крупным планом, нужно уметь обычное сделать странным» Пит Хейч «Ребёнок должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями» (В.А. Су-хомлинский). Эти слова актуальны и в наши дни. В новом ФГОС это одна из приоритетных задач. В содержании стандартов нового поколения большое значение придаётся духовному, патриотическому, гражданскому воспитанию, раскрытию творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, вопросам подготовки выпускников образовательных учреждений к адаптации в новых социально-экономических условиях.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Учителя придумывают различные способы на уроках — игры, слайды. Но всё это — внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности, а в 229

конечном счёте и качество образования зависят от внутренней мотивации. Этого и надо стараться достигать на своих уроках.

Познание мира начинается с удивления. «Удивляясь - удивлять, увлекаясь - увлекать».

Современный ученик не просто преемник знаний, умений и навыков. Учитель и ученик должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным. Это более высокая ступенька, на которую тебя поднимают твои ученики. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.

Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Если учитель желает быть нужным в 21 веке, он должен перестроиться на новые требования.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим особую важность приобретают действенные педагогические технологии.

Активизация познавательной деятельности - это целенаправленная деятельность учителя на повышение степени учебной активности школьников. Вопросы активизации учения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики, тем более в условиях перехода на ФГОС. В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности школьников на уроке, нежеланием самостоятельно работать, да и просто учиться, что влияет на эффективность и качество учебного процесса.

Учение - очень сложная деятельность. Дело взрослых - организовать ее, определить ее содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ребенка на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь. Приемы активизации послужат дополнительной стимуляцией к новым развивающим стандартам.

Главная цель активизации познавательной деятельности - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса в новых условиях ФГОС. Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Общие приемы учебной деятельности учащихся формируют в процессе изучения всех школьных предметов. При этом содержание предметов и учебная деятельность учащихся по его усвоению дают возможность учителю определить, какие именно общие приемы учебной деятельности учащихся целесообразно формировать в учебном процессе. Чтобы научить учащихся самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать хозяевами этой деятельности. Для этого нужно выявить и выбрать у школьников:

  • 1. Мотивы и цели (зачем учиться?)
  • 2. Способы (как учиться?)
  • 3. Приемы

Приемы деятельности - система действий, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Существенные признаки приема деятельности:

  • 1. Прием - более рациональный способ работы
  • 2. Состав приема выражается в виде правил, инструкций, алгоритмов и др.

Психологам известны три вида стимулирования познавательной деятельности учащихся к уроку: идущие от содержания; вызываемые видами и характером деятельности учащихся на уроке; вытекающие из их отношений с учителем и друг с другом на уроке.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Для активизации познавательной деятельности учащихся используют различные методы, приёмы и формы работы, придерживаясь наиболее эффективных принципов обучения в своей педагогической практике.

Выделяют следующие уровни активизации познавательной деятельности: низкий, средний и высокий. Ниже по тексту, в таблице представлены их характеристики.

Низкий

Средний

Высокий

Незнание или слабое знание приема, неумение использовать его

Осознание приема, умение вспомнить и сформировать его с помощью извне

Осознание приема, сохранение его в памяти, умение самостоятельно использовать

Выбор нужного приема и применение его по образцу только с помощью учителя

Выбор нужного приема с небольшой помощью извне и самостоятельное применение по образцу. Осознание

Самостоятельный выбор нужного приема, усвоение способа деятельности по образцу с вариациями

легко различимых связей между приемами

Непонимание связей между приемами

Осознание легко различимых связей между приемами

Глубокое знание связей между приемами

Незнание ситуаций применения приемов с большой помощью извне и в зависимости от ситуации

Самостоятельное узнавание наиболее типичных ситуаций применения приемов

Самостоятельное и творческое применение приемов в различных ситуациях

Неумение самостоятельно обобщить способы деятельности при решении учебных задач

Умение обобщить и сформулировать прием решения проблем с помощью учителя

Обобщение и самостоятельное нахождение приемов решения учебных задач

Неумение осуществлять перестройку и перенос приема

Осуществление перестройки и переноса приема с помощью учителя в несложной ситуации

Самостоятельное осуществление перестройки и переноса приема в различных ситуациях

Отсутствие умений и навыков самостоятельного применения навыков

Самостоятельное применение приема на уровне умения

Самостоятельное применение приема на уровне навыка

Низкий темп учебной деятельности, ее исполнительный характер, отсутствие интереса к ней

Средний темп учебной деятельности, неустойчивый интерес к ней

Высокий темп учебной деятельности, устойчивый интерес, потребность в творческой деятельности

Низкий уровень - воспроизводящая активность.

Здесь учащиеся понимают и воспроизводят знания, овладевают способом его применения по образцу. Но у учащихся отсутствует интерес к углублению знаний, отсутствуют вопросы типа: «Почему?»

Средний уровень - интерпретирующая активность.

Учащиеся стремятся к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Здесь учащийся при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Высокий уровень - творческий.

Ребята с интересом стремятся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ его познания.

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых учащиеся сами:

J отстаивают свое мнение;

J принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

J ставят вопросы своим товарищам и учителям;

S оценивают ответы и письменные работы товарищей;

У объясняют более слабым учащимся непонятные места;

У находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

У создают ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.

Из опыта работы предлагаем некоторые приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

Час (минутка) самообразования

Дидактическая цель', углубление материала по определенной теме, расширение кругозора учащихся, развитие познавательного интереса, развитие умения работать с дополнительной литературой, со специальным текстом.

После часа (минутки) самообразования необходимо провести отчет, то есть сделать сообщение для других учеников. Это могут быть биологические разминки (5 минут в начале урока) или сообщения на заключительных, обобщающих уроках по определенной теме.

Определи лишние слова

Урок биологии 7 класс. Тема «Внутреннее строение млекопитающих»

Кровеносная система

Дыхательная система

Пищеварительная система

Опорнодвигательная система

Сердце Желудочек Предсердие Венозная Артерия Желудок Вены Капилляры и т.д.

Легкие Жабры Трахея Г ортань Бронхи Кислород Водород Газообмен и т.д.

Пищевод Зубы Желудочек Печень Поджелудочная железа Кишечник Язык и т.д.

Позвоночник Таз Ключица Череп Грудина Почки Ребро Бедро

Задания записываются на доске или на карточке. На доске можно делать отметки «+» или «—»

Образуй и объясни логическую пару

Дидактическая цель: развивает логическое мышление при закреплении изученного материала, помогает выработать алгоритм самостоятельной работы при изучении новой темы. При проверке домашнего задания, 233

на срезах знаний заставляет учащихся последовательно вспоминать и воспроизводить знания, т.е отвечать на вопросы логической цепочки «что?», «как?», «почему?».

Урок биологии 9 класс. Тема «Макроэволюция, ее доказательства».

Макроэволюция <----------------> Ф. Мюллер и Э. Геккель

Биогенетический закон Родственные связи

Онтогенез Ч-—_____ ^^^____-->Ископаемые переходные формы

Псил офиты Филогенез

Палеонтологи s' Дивергентный характер

Палеонтологическая>?^топись^^2—> Филогенетические ряды Археоптерикс ^^Эмбриология

Варианты ответов

  • 1. Палеонтологическая летопись - дополняется данными сравнительной анатомии и эмбриологии и представляет общую картину развития органического мира на Земле.
  • 2. Палеонтологам удалось восстановить филогенетические ряды некоторых животных.
  • 3. Псилофиты и археоптерикс являются ископаемыми переходными формами.
  • 4. Онтогенез (индивидуальное развитие организма) есть краткое повторение филогенеза (история развития своего вида).
  • 5. Немецкие ученые 19 века Ф. Мюллер и Э. Геккель установили биогенетический закон (закон соотношения онтогенеза и филогенеза).

Материал основан на курсах «Животные» и «Человек». В 9, 10 классе идет обобщение и воспроизведение предыдущих курсов биологии 7, 8 классов.

Следующим этапом возможна устная защита логических пар. За счет вариаций образуется рассказ-ответ по определенному вопросу. Возможен дидактический аукцион.

Тест-вопросник

Дидактическая цель: тест аналогичен программированному материалу. Используется, когда необходимо отдифференцировать одно понятие от другого, научить учеников видеть различия между ними, делать правильный выбор, узнавать явление, отличать его от других. Задания с выбором ответов вполне естественны и педагогически эффективны. Карточку можно давать для индивидуальной, групповой работы, запись на доске или экране - для фронтальной. Стрелками указать правильный ответ или выписать в тетрадь.

Урок биологии 8 класс. Тема «Органы и системы органов».

  • 1. ... образована легкими, трахеей, бронхами, носовой полостью, гортанью (дыхательная)
  • 2. ... осуществляет связь организма с окружающей средой (нервная)
  • 3. ... состоит из скелета и мускулатуры (опорно-двигательная)
  • 4. ... осуществляет доставку тканям кислорода и питательных веществ, а также освобождает ткани от продуктов распада (кровеносная)
  • 5. ... происходит механическая обработка и химическое расщепление продуктов питания (пищеварительная)

Урок биологии 8 класс. Тема «Высшая нервная деятельность человека. ________________Условные и безусловные рефлексы».________________

Вопросы «Что это?»

Ответы

  • 1. Рефлекс -
  • 2. Условный рефлекс -
  • 3. Безусловный рефлекс -
  • 4. Рефлекторная дуга -
  • 5. Рецептор -
  • 6. Рассудочная деятельность -
  • 7. Высшая нервная деятельность -

Совокупность нервных процессов, протекающих в коре больших полушарий

Путь, по которому проходит рефлекс

Ответная реакция организма, на раздражение окружающей среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой

Деятельность, обеспечивающая нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру

Рефлексы, которые приобретаются в течение жизни при определенных условиях

Высшая форма приспособления к условиям среды

Наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни организма

Клетки, нервные окончания, воспринимающие сигналы окружающей среды

Цифровой диктант

Дидактическая цель: проверка низкого уровня усвоения нового материала по любой теме, проверка знаний, полученных при помощи репродуктивного метода. Оценивать такие проверочные работы можно выборочно, для стимулирования ребят с плохой памятью. Или предложить выставить только «4», или «3», или «5», т.к. хорошие и отличные оценки не достаточно объективны и не соответствуют требованиям программы. Их лучше использовать по ходу изучения материала, поэтапное закрепление, под лозунгом «Проверь себя, свои силы, свою память!».

Фрагмент урока биологии 8 класс. Тема «Скелет человека».

1. Нижнечелюстная кость >

  • 2. Позвоночный канал
  • 3. Суставная сумка
  • 4. Лобная кость
  • 5. Грудная клетка

термины записаны

на доске

6. Тазовые кости

7. Предплечье

и пронумерованы

  • 8. Грудина
  • 9. Бедренная кость
  • 10. Копчиковый отдел J

Вопросы задает учитель устно. Количество ответов должно быть больше, чем вопросов. Для того, что выбор ответа был осознанным и не подгонялся по оставшиеся термины.

Вопросы - ответы:

  • 1. Крупная плоская кость грудной клетки - 8
  • 2. Чем покрыт состав сверху - 3
  • 3. Назовите самую массивную кость скелета - 9
  • 4. Какой отдел скелета у человека недоразвит - 10
  • 5. Назовите непарные кости мозгового отдела - 4
  • 6. Где расположен спиной мозг - 2
  • 7. Назовите единственную подвижную кость черепа - 1

Выброс образовательных задач

Дидактическая цель: развитие умения делать сравнительный анализ, решение проблемных вопросов, способность поиска ответа на вопрос, решение не только репродуктивных заданий, но и творческих.

Фрагмент урока биологии 7 класс. Тема «Усложнение поведения, нервная система и органы чувств млекопитающих»

Урок начинается с составления эволюционного ряда представителей типа «хордовых» с опорой на знания учащихся.

Л -» Р -* 3 -?Пр -* Пт -? Мл

Почему классы типа «хордовые» расположены в такой последовательности (появление на планете, усложнение развития).

При изучении каждого класса животных мы изучаем внешнее и внутренне строение его представителей. Является ли тема этого урока для нас новой? Учащиеся вспоминают системы органов других животных. Приходим к выводу, что системы органов те же самые, что и у всего эволюционного ряда. Вывод сделан, анализируем название темы урока и формируем основную образовательную задачу - показать усложнение проведения нервных импульсов, строения нервной системы и органов чувств млекопитающих.

Таким образом, учащиеся сформировали аналитическим путем образовательную задачу урока. При помощи муляжей, таблиц, текста учебника, примеров из художественных и специальных текстов будут доказывать, и решать данную задачу. Учитель выполняет в течение урока направляющую роль.

Преобразование текста в таблицу

Дидактическая цель: учить выделять главное в новой теме, научить видеть в заданиях табличного характера своеобразный алгоритм работы с текстом, план темы, главные направления. Таблицы данного типа можно использовать при закреплении, при контроле и при изучении нового материала самостоятельно.

Урок биологии 7 класс. Тема «Внутренне строение млекопитающих»

Системы

Органы

Значение

Пищеварительная

Дыхательная

Кровеносная

Выделительная

Костно-мышечная

Нервная

Размножения

Закрепление материала (для слабых учащихся, для ККО)

Системы органов

Органы

Значение

Пищеварительная

Газообмен

Сердце, кровеносные сосуды

Выделительная

Скелет, мышцы

Связь с окружающей средой

Размножения

Дооформите схему

Дидактическая цель: развитие зрительного анализатора, восприятие целостного представления изучаемого вопроса, работа с дидактической опорой.

Правильный ответ:

  • 1- цитоплазма
  • 2- оболочка
  • 3- ядро

а - рибосомы

б - клеточный центр в - митохондрии

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >