ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ЭКОЛОГИ ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Силичева Н.П., Плотникова Н.В.,

МБОУ «Россошинская СОШ Городищенского района Волгоградской области»

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально - волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. [1]

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектноисследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Ежегодно нами составляется план работы с одаренными детьми по направлению «Исследовательская и проектная деятельность».

Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по- настоящему увлечь их предметом исследования.

Мы предоставляем возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло.

Занимаясь проектно - исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:

  • • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки;
  • • делать обоснованные выводы;
  • • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • • работать в команде, выполняя разные социальные роли;
  • • приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, совершенствуются коммуникативные навыки.

На протяжении нескольких лет в нашей школе работают кружки экологической направленности:

  • • эколого - краеведческий кружок «Росинка», руководитель Н.В. Плотникова, учитель начальных классов;
  • • экологический кружок «Юный эколог», руководитель Н. П. Си-личева, учитель биологии.

С сентября 2011 года мы составляем общий план работы кружков, объединяя практическую деятельность обучающихся младших и средних классов. Члены экологических кружков являются постоянными участниками областных акций, победителями и призерами областных и районных конкурсов и фестивалей учебных и социальных проектов по биологии и экологии.

Активными помощниками в жизни кружков являются родители. Они вместе с детьми принимали участие в конкурсе рисунков «Зимующие птицы Волгоградской области», в конкурсе на лучшую кормушку (папы и дедушки помогали детям мастерить кормушки для птиц), готовили с детьми костюмы, помогали в приобретении посадочного материала. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество обучающихся, педагогов и родителей формирует и укрепляет гражданскую позицию участников проекта, позволяет проявить творческую активность, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации, повышает положительный имидж школы.

Тем самым мы не только активизируем деятельность кружковой работы, но и обеспечиваем преемственность, вовлекаем в работу родителей обучающихся.

Разработка и реализация плана внеурочной деятельности обучающихся по экологическому воспитанию обучаемых позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает более надежные основы экологической ответственности школьников, способствует расширению кругозора учащихся, укрепляет интерес к познанию.

В соответствии с требованиями ФГОС нами разработана программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Юный исследователь». Изучение теоретического материала тесно переплетается с практической деятельностью учащихся. Осенью ребята были заняты посадкой комнатных растений, изучали правила ухода за ними. Собирали семена культурных растений и сорняков (корм для зимующих птиц). В декабре 2012 года дети стали инициаторами акции «Помоги зимующим птицам!». Создана презентация по данной теме. С информацией о зимующих птицах Волгоградской области ознакомлены учащиеся 1-4 классов МБОУ «Россошинская СОШ» и «Россошинская НОШ». Изготовлены и развешены кормушки. Составлен и выпушен буклет «Покормите птиц зимой!» Дети ведут активную просветительную работу среди населения. Буклеты распространены среди учащихся школ района и области.

Члены кружка «Росинка» и «Юный эколог» знакомятся с научно-популярной литературой по экологии. У детей формируется гражданская позиция в отношении глобальных проблем общества. Учащиеся познакомились с выставкой краеведческого музея р. п. Городище, узнали о природных парках Волгоградской области, состоялась поездка в краеведческий музей г. Волгограда, ботанический сад г. Волжского.

Традиционны в школе операции «Первоцвет», выпуск листовок, проведение недели экологии, участие в озеленении школьного двора, участие в операции «Чистый поселок».

Работа по экологическому воспитанию и формированию познавательной активности через проектно-исследовательскую деятельность будет продолжена и в этом году. В перспективе планируется заняться мониторингом краснокнижных растений и животных Городищенского района. Назрел вопрос об изучении состояния лесополос на территории сельского поселения. Также планируем начать выпуск школьной экологической газеты. Создание школьной информационно-образовательной газеты «Экология и мы» - новая форма коллективной творческой работы, позволяющая значительно повысить уровень экологической грамотности школьников, качество и глубину знаний обучающихся по биологии и активизировать их интерес к проблемам экологии.

Список литературы:

1. В.Ф. Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты», «Учитель», 2014г

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК БИОЛОГИИ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >