СОВРЕМЕННЫЙ УРОК БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС: АСПЕКТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Чередниченко И.П., к.п.н., доцент кафедры ЕНО ВГАПО Кедровская Т.Т., МКОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов города Николаевска», Россия, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Процесс обучения - это двухсторонний процесс, в котором деятельность учителя и учащихся представляет собою взаимодействие преподавателя и ученика. Ученик в этом процессе - сотрудник, соучастник совместной деятельности. Это означает, что работа учителя достигает своей цели только тогда, когда он со знанием дела направляет собственную деятельность ученика как активного участника и субъекта педагогического процесса. Важнейшей задачей современной школы является создание условий как для освоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках изучения биологии, так и для формирования совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «уметь учиться».

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью. Для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется познавательными умениями, знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности.

Основным местом и временем формирования универсальных учебных действий является урок. Основу содержания деятельности учителя на уроке составляют три взаимосвязанных этапа: целеполагание, организация самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся по достижению поставленных целей, организация рефлексии учебной деятельности деятельности.

Целеполагание в учебном процессе - это определение и формулирование учениками и учителем учебной задачи обобщенного типа и постановка практических частных познавательных задач на определенных его этапах.

Умение целеполагания входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика.

Целеполагание осуществляется на первом этапе урока. Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре традиционного урока.

В контексте деятельностного подхода предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания.

Это продиктовано основными задачами учителя: сформировать рефлексивные умения определять границу между знанием и незнанием; помочь овладеть обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; сформировать познавательные мотивы учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя. Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое - то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про пего можно и забыть. Всем известно, что эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Поэтому цели должны быть: понятны, осознаны - реальны, достижимы, инструментальные технологичны; диагностичны.

В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?

Можно предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в нем присутствуют следующие этапы:

  • 1. диагностика целей учеников;
  • 2. анализ и систематизация полученных данных;
  • 3. конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.

Этапы:

1. Диагностика целей учеников:

Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда нужно начинать с диагностики ученических целей. Для этого можно использовать устное собеседование, письменное анкетирование, тестирование, наблюдение и др. Варианты могут быть открытые и закрытые.

В своей работе, можно использовать одну из классификаций целей, предложенную А.В. Хуторским, который выделяет следующие группы:

личностные цели - осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.

предметные цели - формирование положительного отношения к биологии; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме. Креативные цели - составление сборника задач по генетике; сочинение рассказа; конструирование модели; рисование картины.

когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.

оргдеятельностные цели - овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии.

В данном контексте цели могут быть сформулированы следующим образом:

  • 1. Усвоить основные понятия и законы темы.
  • 2. Изучить материал учебника.
  • 3. Подготовить сообщение по одной из проблем.
  • 4. Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе.
  • 5. Научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы.
  • 6. Проявить и развить свои способности.
  • 7. Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.
  • 8. Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.
  • 9. Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.
  • 10. Научится выполнять опыты, работать с приборами, техническими средствами.
  • 2. Конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.

После определения установочных целей, на их основе конструируется базовая технологическая карта, включающая систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения. С помощью данной карты конструируется образовательная программа по учебному курсу, составляется тематический план и поурочные разработки. Наиболее удобным здесь является применение модульной технологии обучения. При этом учащимся можно предложить создать собственную технологическую карту (учебный ориентир). Таким образом, учащиеся учатся проектировать свою учебно-познавательную деятельность.

В конце изучения темы проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели.

Для учащихся научение целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:

  • • Традиционный, при котором учащиеся принимают цель, объявленную учителем.
  • • Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.
  • • Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель.

Некоторые приемы целеполагания.

1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

2. Работа над понятием.

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 9 классе "Обмен веществ - основа существование клетки". Необходимо объяснить значение слова «катаболизм» и «анаболизм» или отыскать в интернете. Далее, от значения слова определяем цель урока.

3. Подводящий диалог.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

4. Создание проблемных ситуаций.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Например, проблемная ситуация создается:

  • 1. При постановке проблемных вопросов. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
  • 2. Нерешенная генетическая задача. В качестве одной из домашних задач, учитель преднамеренно указывает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением, из-за недостаточности знаний.

Разнообразие целей учеников позволяет учителю вместе с ними выстроить линию поставленных целей. Ребята понимают, что цели можно ранжировать. Цели учитель должен записать на доске, что привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения. Пусть это будет озарением для ребенка! Причем, работа должна строиться каждый раз по-новому, не должно быть каких-то алгоритмов.

Использованная литература

  • 1. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб, пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. - М.: Высш, шк., 2007,- 639с.: ил.
  • 2. Федеральный государственный образовательный стандарт.
  • 3. М.Г. Голубчикова От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб, пособие / М.Г.Голубчикова. - Изд. 4-е, дополн. и перераб. - Иркутск: Изд-во Иркут, гос. пед. ун-та, 2007. - 127с.
  • 4. А.С. Косогова Становление педагога [Текст]: монография./ А.С. Косогова. - Иркутск: Изд-во Иркут, гос. пед. ун-та, 2001. - 178с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ