Психологический тренинг и другие формы психологической работы

В психологическом тренинге в той или иной пропорции пересекаются разные формы психологической работы. При этом игра, обучение, психокоррекция, личностный рост и даже терапия (как

1

Евтихов О. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2004. С. 32.

побочный результат личностного развития) протекают в тесном взаимодействии, так что эти процессы часто просто сливаются. Однако психологический тренинг следует отличать от психотерапии, психокоррекции, а также от игры и обучения.

Психокоррекция

Психологический тренинг

Психотерапия — это процесс, нацеленный на:

  • • помощь в выражении старой боли;

  • • проработку ригидных защитных механизмов;

  • • ре-переживание и заживление старых травм;

  • • исследование корней проблем;

  • • поиск ресурсов для лучшего взаимодействия с окружающей средой;

  • • осознание и разрешение бессознательных конфликтов.

Психокоррекция включает в себя:

  • • диагностику нарушений в психической сфере;

  • • соотнесение существующих психических проявлений с определенными нормами;

  • • воздействие с целью развития определенных качеств или с целью их восстановления;

  • • воздействие с целью адаптации к изменившимся условиям и приведение состояния человека к привычным и свойственным для него «нормам».

Обучение — это:

  • • информирование;

  • • демонстрация определенного навыка и его отработка;

  • • работа на когнитивно-поведенческом уровне.

Игра — это:

  • • развлечение;

  • • отыгрывание реальных ситуаций;

  • • экспериментирование, «примеривание» возможных ролей;

  • • отыгрывание альтернативных ролей (т.е. ролей своих оппонентов).

Общая система групповой работы и место социально-психологических тренингов в ней

Рассмотрим систему групповой работы в области социальной и психологической помощи и найдем в ней место социальнопсихологических тренингов.

Групповая психологическая работа — это вид психологической помощи людям, объединенным в группу для решения определенных психологических задач.

Группы предполагают определенные целевые категории участников.

Количество участников в группе определяется:

  • • задачами группы;

  • • используемыми методами;

  • • профессиональными навыками тренера.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >