Список тем тренингов по социальному и личностному развитию подростка и по профилактике отклоняющегося поведения

Темы тренингов, нацеленных на профилактику отклоняющегося поведения подростков и молодежи, определяются общими стратегическими задачами, о которых мы говорили в разделе 1:

  • 1) информирование о влиянии отклоняющегося поведения на здоровье и жизнь;

  • 2) развитие необходимых личностных качеств и жизненных умений;

  • 3) развитие умения строить межличностные отношения и обучение моделям конструктивной коммуникации.

Более конкретно это выглядит так:

  • 1. Инвентаризация представлений подростка о влиянии отклоняющегося поведения (каждый раз имеется в виду конкретный вид отклоняющегося поведения) на все сферы жизни человека. Поскольку такая информация в основном известна подросткам, лучше всего именно «инвентаризировать» уже имеющиеся знания через интерактивные беседы и игры, составление схем, таблиц, игры в интервью, ток-шоу, которые можно сопровождать брошюрами, плакатами, таблицами.

Подходят, например, упражнения «Формула неудачника», «Домино».

Кроме того, специальные упражнения помогают в безопасной обстановке пережить тяжелый путь утрат, сопровождающий любой деструктивный образ жизни.

Например, упражнения «Путь утрат», «Гроздь проблем», «Жернова», «Стена».

  • 2. Обучение управлению своим эмоциональным состоянием: развитие эмоциональной грамотности, обучение умению наслаж-

даться эмоциональными состояниями без наркотиков, обучение самопомощи при снятии стрессовых напряжений в сложных социальных ситуациях, обучение эмоциональному самовыражению и разрядке — трансовые, релаксационные упражнения с использованием специальной музыки, танцедвигательные упражнения, арт-терапевтические упражнения и др.

Например: ознакомительные упражнения «Планета чувств», «Радуга чувств», «Дерево чувств», «Цветные звуки моего тела»; копинг-приемы (т.е. упражнения, помогающие купировать, останавливать слишком интенсивные, мешающие эмоции) «Пуленепробиваемый колпак», «Враг на ладони»; упражнения на способы выражения и разрядки эмоций «Танец моих эмоций», «Выколачиваю гнев», «Золотистый поток», «Место личной силы», «Волшебное дерево».

  • 3. Развитие самосознания: помощь в развитии понимания себя, своих качеств, понимании своих внутренних конфликтов, потребностей, установок и родительских посылов — упражнения по работе с субличностями, образная визуализация, телесноориентированные методы и приемы, упражнения по осознаванию семейной системы, упражнения с использованием метафоры, сказочных образов и др.

Например: «Эмблема», «Я — предмет», «Я — книга», «Клон», «Генеральная уборка», «Триптих», «Вселенная моего Я», «Две моих субличности», «Голос поколений».

  • 4. Развитие позитивного мышления, толерантности, уверенности в себе: принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт, выработка положительного отношения к себе. Обучение приемам позитивного осмысления негативных явлений — упражнения на развитие гибкости мышления, безоценоч-ное восприятие жизни, людей и себя, упражнения на освоение методов поиска позитивного.

Например: «Три на три», «Пересадка сердца», «Четыре квадрата», «Пьедестал и лобное место», «Волшебная ярмарка», «Поиск позитивного».

  • 5. Развитие ответственности: проживание участником роли жертвы и ответственного человека, создание ситуаций, в которых участнику предлагаются активная и пассивная позиции.

Например: «Жертва и ответственный человек», «Алые паруса», «Сказка о Кощее», «Снежная Королева», «Золушка», «Сказка о моей жизни».

  • 6. Обучение выстраиванию зрелых, партнерских взаимоотношений. Специальные упражнения помогают осознать и обсудить разницу между ответственными отношениями и манипулированием, между независимостью и демонстрацией взрослости — ролевые игры, разыгрывание сказочных сюжетов, упражнения-метафоры, упражнения на взаимодействие.

Например: «Веревочка», «Маг и карлик», «Лежачий камень», «Перестановки», «Спина к спине», перфоманс «Город», социальная игра «Обитаемый остров».

  • 7. Обучение программированию успеха, стимуляция предпочтения здорового образа жизни: научить стратегическому видению своей жизни, ставить цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги — проведение социальных игр, метафор, ролевых упражнений, модераций и др.

Например: «Фьючервей», «Развилка», «Программа успеха».

  • 8. Обучение эффективной коммуникации и моделям противостояния негативному влиянию — проведение ролевых игр.

Например: «Если бы я был тобой», «Инопланетянин», «Комплимент и поддержка», «Я-высказывание», «Три способа сказать "Нет"», «Пинг-понг» (в упражнение входят модели цивилизо ванного противостояния негативному влиянию — метод «заезженной пластинки», метод парадоксального согласия), «Метод Франклина», «Трудная ситуация».

  • 9. Обучение заботе о своем психологическом здоровье. Распространение информации о работе Телефонов доверия и кабинетов психолога. Психологическое просвещение: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу?

Например: комплекс упражнений по теме «Телефон доверия и Я».

Упражнения описаны в разделе «Чемодан тренера».

Эффективность программ профилактики напрямую зависит от того, насколько активно они задействуют телесную, эмоциональную, мыслительную и волевую сферы подростка. Другими словами, подросток должен получить возможность:

  • - переживать самые разные ощущения и эмоции — от страха и гнева до радости и удовольствия;

  • - анализировать, размышлять, делать выводы, подвергать сомнениям и находить ошибки;

  • - прилагать усилия, соревноваться, стремиться выиграть, преодолевать сопротивление и побеждать.

Весь этот комплекс должен быть заложен в упражнения и игры, которые тренеры подбирают с учетом того, чтобы программа была наполнена всеми перечисленными компонентами.

Еще одно важное условие — профилактика любого деструктивного поведения в отношении каждого отдельного подростка должна носить комплексный характер. Это означает, что не только для подростков должны проводиться развивающие и просвещающие занятия. Большое значение имеет окружение, в котором они живут: семья (родители и другие родственники), учителя и воспитатели. Описание занятий для родителей и учителей

Раздел 2. Тренинги как форма социального и личностного развития подростков

выходит за рамки задач данной книги, однако опыт показывает, что проведение тех же самых упражнений со взрослыми оказывается весьма эффективным и значительно развивает их в сторону зрелости восприятия своего взаимодействия с тинейджерами, помогает улучшить отношения, сделать их более близкими и доверительными.

РАЗДЕЛ З

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >