Психологическая безопасность образовательной среды и духовно-нравственное становление личности воспитанников интернатных учреждений как условие их успешного жизнеустройства

Важнейшей составной частью развития государства, гражданского общества новой России является духовно-нравственное становление детей и молодежи, социализация и адаптация к современным условиям жизни, общественно-государственного уклада. Основная роль в этом процессе принадлежит образованию с его ведущей идеей постоянного развития и саморазвития личности в период ее физического, социально-психического становления и утверждения в обществе.

Российское общество пережило процесс трансформации сложившихся нравственно-духовных ценностей, когда, при отсутствии официальной идеологии, приоритетами стали земные интересы, а не нравственные ценности и патриотизм. Большое внимание уделялось пропаганде творческой, но эгоистичной личности, самоутверждению, вседозволенности и удовлетворению своих желаний. В настоящее время государственная политика направлена на восстановление духовно-нравственных ценностей, но осложняет этот процесс экономическая и социальная нестабильность, многогранность данного вопроса и его неоднозначность. Особо хочется затронуть тему духовно-нравственного воспитания и сиротства, а также психологической безопасности, являющейся условием психологического благополучия и гармоничного развития личности.

Проблема духовно-нравственного бытия человека является основополагающей, поскольку ее решение, в конечном счете, определяет характер и направление его развития, формы взаимодействия с миром.

В своей работе мы исследовали особенности духовно-нравственного развития и личностного становления в юношеском возрасте воспитанников интернатных учреждений в возрастном периоде, когда многие из них выходят в самостоятельную взрослую жизнь. Промежуточность общественного положения и статуса юношества опреде ляет и некоторые особенности его духовно-нравственного развития. Юношеский возраст - не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Юношеская личность всегда противоречива и изменчива. Понятие жизненного пути как раз и подразумевает единство многих автономных линий развития, которые сходятся, расходятся или пересекаются, но не могут быть поняты отдельно друг от друга и от конкретных социально-исторических условий. Речь идет не просто о саморазвертывании каких-то заложенных в индивиде задатков или о его приспособлении к наличным социальным условиям, а о развитии индивида в изменяющемся мире (Кон, 1989, с. 64).

Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.п. Но социальное и личностное самоопределение предполагают не столько автономию от взрослых, сколько четкое определение своего места во взрослом мире. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции. Усвоение социального опыта неотделимо от формирования духовности и нравственности, являющихся условием взросления.

Понятие же нравственного воспитания определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения (Подласый, 1999, с. 163). Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика - явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры, как разум, чувства, воля. Нравственное воспитание -одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро личности. Основы нравственного воспитания закладываются в семье. Как всем известно, семья - первый институт воспитания ребенка, его социализации. В зависимости от того, насколько высоко духовно-нравственное состояние семьи, то и получит ребенок на первых этапах воспитания.

Традиционно нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка. В этом случае человек действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми.

По И. Ф. Харламову, содержание нравственности заключается в следующем: 1) в отношении к Родине (патриотизм) - любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется; 2) в отношении к труду (трудолюбие) - предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании; 3) в отношении к обществу (коллективизм) - умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить; 4) в отношении к себе - уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность; 5) в человеколюбии или гуманности (Харламов, 1990, с. 380).

С этой позиции особое внимание приобретает духовно-нравственное воспитание детей детей-сирот и воспитанников интернатных учреждений, большинство которых составляют дети, реально лишенные родительской опеки и попечительства, но формально относящиеся к категории «родительских».

Проблема социального сиротства в Российской Федерации продолжает оставаться актуальной. Это обусловлено широким распространением данного явления в нашей стране. По данным Госкомитета РФ на 2005 г. в России имелось 300900 тысяч детей-сирот. Из них только 8% - это дети из семей умерших родителей. В то же время так называемые социальные сироты, т. е. дети из семей, где родители лишены родительских прав, составляют 82%, дети, чьи родители находятся в местах лишения свободы, - 10%. Ежегодно более 34000 детей-сирот заканчивают специализированные общеобразовательные заведения для детей-сирот, оставшихся без попечительства родителей. Значительной является проблема адаптации воспитанников детских домов-интернатов к микросоциальному окружению. В течение первого года после выпуска 21% из них привлекаются к уголовной ответственности, 30% становятся лицами без определенного места жительства, а 10% совершают попытки покушения на собственную жизнь. Среди лиц, лишенных родительского попечительства, отмечается рост агрессивных тенденций, подавляющее число детей - дети с девиантным поведением. Особенно остро переживается воспитан никами нарушение психологического контакта с самыми близкими людьми. Озлобленность, доходящая до отчаяния, или жестокость, пренебрежение к нормам поведения и обязанностям, равнодушие к общезначимым явлениям - таков далеко не полный перечень внутренних установок воспитанника детского дома, переживающего разлуку с родителями. В данных условиях разрушается потребность детей в безопасности, происходит дестабилизация картины мира, нарушение процесса адаптации в обществе. Встает вопрос о психологической безопасности. Психологическая безопасность является условием нормального развития личности, в том числе ее духовнонравственной сферы. Под психологической безопасностью принято понимать недопустимость ущемления чувства собственного достоинства, личного статуса.

В условиях интернатного учреждения вопрос психологической безопасности связан, прежде всего, с восприятием воспитанниками существующего у них качества жизни как адекватного и надежного, создающего реальные возможности удовлетворения естественных и социальных потребностей в настоящем и будущем, т. е. психологически благополучного, способствующего успешной адаптации в обществе. Потребность безопасности и защиты включает в себя потребность в организации, стабильности, законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от таких угрожающих факторов, как болезнь, страх. Человек в современных условиях нуждается в помощи и психологической поддержке. Такая помощь и поддержка могут носить личностную ориентацию, а могут относиться к условиям, в которых происходит жизнедеятельность, и, прежде всего, к совершенствованию той общности, в которой осуществляется непосредственное взаимодействие субъектов.

Согласно гуманистической теории, все права человека, в том числе и его право на свободный выбор, должны находиться под защитой. Любовь к жизни и гуманные отношения между людьми могут развиваться наилучшим образом, если в обществе будут соответствующие предпосылки, а именно: безопасность и защищенность в том смысле, что материальные основы достойного существования не будут находиться под угрозой. А это значит, что любой человек не может использоваться в качестве средства для удовлетворения целей другого, каждый человек может быть активным членом гражданского общества. И. А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Е.Б. Лактионова, Н.Г. Рассоха рассматривают психологическую безопасность на нескольких уровнях.

  • • На уровне общества психологическая безопасность является одной из характеристик или одним из структурных элементов национальной безопасности, наряду с социальной без опасностью. Это подразумевает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, фактическое обеспечение качества жизни и охраны здоровья людей.
  • • На уровне локальной среды обитания - психологическая безопасность обеспечивается институтом семьи, ближайшим окружением (друзья, коллеги).
  • • На уровне личности возникает переживание своей защищенности либо незащищенности. Наличие ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям оценивается через возможность или невозможность взаимопонимания, психологического совладания с насилием и его психотравмирующими формами. На этом уровне большую роль играют определенные поведенческие акты, способствующие (либо препятствующие) нарушению безопасности другого, саморазрушению или конструктивному устойчивому развитию (Баева, 2006, с. 5-6).

Следовательно, переживание всеми субъектами среды психологического благополучия, которое выступает в качестве необходимого условия духовно-нравственного развития и личностного становления воспитанников, является интегральным показателем психологически безопасной социальной среды интернатного учреждения.

В данном исследовании целесообразно ограничить показатели психологической безопасности социальной среды образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечительства родителей и интернатных учреждений следующими:

  • • низкий уровень психологического насилия;
  • • оптимальное соотношение зависимости - независимости от других людей путем тренировки здоровой автономии;
  • • диалогическая направленность субъектов общения;
  • • позитивное отношение к основным параметрам среды у всех участников;
  • • гуманистическая центрация у субъектов социальной среды;
  • • высокий уровень удовлетворенности социальной средой;
  • • управляемость своими стереотипными реакциями в важных и нестандартных ситуациях.

К факторам, негативно влияющим, на психологическую безопасность воспитанников относятся:

• педагогическая тактика, провоцирующая возникновение стресса у детей;

  • • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям воспитанников;
  • • нерациональная организация педагогической деятельности;
  • • ф ункциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья воспитанников;
  • • отсутствие систематической работы по формированию понимания ценности психического здоровья и здорового образа жизни;
  • • сенсорная, информационная депривация воспитанников;
  • • однообразие среды, дополняемое недостатком простого человеческого общения.

Основываясь на работах А. И. Петренко, В. Г. Грачева в сфере информационно-психологической безопасности, можно выделить несколько основных направлений реализации психологической безопасности социальной среды образовательных учреждений для детей-сирот:

  • • экспертиза сильных и слабых мест в психологической структуре коллектива;
  • • анализ состояния корпоративной культуры, психологического состояния конкретных сотрудников;
  • • разработка системы безопасности, бескризисного развития, кадрового обеспечения работы структуры;
  • • обучение и тренинги по проблемам эффективности делового общения, технологии конфликтных переговоров (Петренко, 2004, с. 231).

Проведенное нами исследование показало, что воспитанники и выпускники сиротских учреждений испытывают затруднения в осознании себя и своего места в мире, проявляют неуверенность в понимании собственного Я. Эти затруднения могут приводить к различным последствиям: уходу от психологической интимности, избеганию тесных межличностных отношений; размыванию чувства времени, неспособности строить жизненные планы, страху перед взрослением и переменами; размыванию продуктивных, творческих способностей, неумению мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; формированию «негативной идентичности», отказу от самоопределения и к выбору отрицательных образцов для подражания. У них четко выражены практическая направленность мышления, узкий кругозор с ограниченностью его бытовой направленности. Также выше среднего уровня отмечаются индекс агрессивности, враждебности, проявляющиеся в физической и вербальной агрессии, негативизме, раздражительности, обиде.

Высокая степень акцентуированности часто проявляется в демонстративности, возбудимости, цикличности, эмотивности, гипер-тимности. Высокие показатели тревожности характерны для проявления страха не соответствовать ожиданию окружающих, страха самовыражения, а низкие - для школьной тревожности. В этом нашли отражение приоритеты воспитанников. Учебные мотивы для них не являются важными, а значимы социальные. Особое внимание заслуживает высокий показатель эмоциональной нестабильности, выражающийся в цикличности эмоций, раздражительности, эмоциональной отчужденности. В то же время, в профессионально-трудовой сфере прослеживается жесткая ориентация на социальную значимость труда и недостаточность развития мотивов самого труда. Также нами было отмечено позднее формирование устойчивости мотивов, их осознанности.

Одна из важнейших задач психологической поддержки и сопровождения духовно-нравственного развития воспитанников учреждений для детей-сирот и интернатов состоит в том, чтобы обеспечить как осознание ребенком своей потребности во взрослении, так и понимание им своих возможностей занять определенное место в социуме. Решение этой задачи невозможно без выбора тех внутренних психических средств, которые помогут ребенку достичь желаемого результата своего жизнестроительства и создания психологически безопасной среды в образовательном учреждении.

Способы социализации на разных возрастных этапах представлены по-разному, и для поддержки процесса социального развития воспитанника педагогам необходимо учитывать как общие возрастные особенности усвоения социального опыта, так и специфические характеристики, свойственные развитию с последствиями депривации.

В качестве основных направлений работы педагогов по коррекции нарушений духовно-нравственного развития в рамках психологически безопасной среды учреждений для детей-сирот и интернатов можно выделить следующие: развитие у детей самооценки; развитие образа «Я» и образа окружающего мира; развитие установки и отношения к себе как полноценному человеку; создание пространства (как межличностного, так и профессионального) для реализации такой установки и отношения.

Оценка духовно-нравственной зрелости личности воспитанника интернатных учреждения должна основываться на таких личностных свойствах, как позитивная «Я-концепция», эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень самоконтроля при общении в коллективе, спокойствие, доверчивость, заинтересованность самим трудом, в патриотизме.

Решающее условие, позволяющее говорить о возможности успешного жизнеустройства выпускника детского дома, школы-интерната - чувство удовлетворенности своим положением, своей работой, взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками, ощущение защищенности и психологического комфорта, следование нравственным ценностям и общественным нормам.

Литература

Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителей. М.: Просвещение, 1989.

Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. Баевой И. А. СПб.: Речь, 2006.

Петренко А. И. Актуальные вопросы обеспечения информационной психологической безопасности системы социально-политических отношений современного информационного общества // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. № 11.

Подласый И. П. Педагогика. М., 1999.

Харламов И. Ф. Педагогика. М., 1990.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >