Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования семейного детского сада: новые векторы

Статья рекомендована к публикации научным руководителем д.п.н., проф. Вершининой Н.А.

Аннотация. В статье актуализируется значимость организации семейных детских садов как вариативной формы дошкольного образования в Российской Федерации. Особое внимание уделяется особенностям проектирования основной образовательной программы дошкольного образования в таких учреждениях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Представлена структура основной образовательной программы семейного детского сада и алгоритм проектировочных действий.

Ключевые слова: дошкольное образование, семейный детский сад, основная образовательная программа, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, развитие дошкольников.

Современное российское дошкольное образование характеризуется качественно новым этапом своего развития. Согласно Закону РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, впервые в истории образования России за дошкольным образованием закреплен новый социальный статус - первый уровень общего образования. Под влиянием родительской общественности и с целью реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части обеспечения доступности дошкольного образования, а также во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 17 марта 2013 г. № Пр-539 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Фе дерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 26 февраля 2013 г., переосмысливаются и развиваются вариативные формы дошкольного образования. Создаются механизмы устойчивого развития системы качественного дошкольного образования в целом, соответствующей требованиям общества XXI века.

Современное дошкольное образование характеризуется наличием диверсификации - разнообразием видов и форм образовательных организаций и услуг, предоставляемых в них, в целях удовлетворения запросов субъектов образовательных отношений. Условием эффективности дошкольного образования становится дифференциация и индивидуализация образовательного процесса, вариативность педагогических технологий, а также признание значимости дошкольного детства в развитии личности.

Начало XXI века связано с активным развитием сети семейных детских садов в субъектах Российской Федерации. Семейный детский сад организуется для многодетных семей, имеющей трех и более детей в возрасте от двух месяцев до семи лет, по месту проживания данных семей. По мнению С.Ф. Багаутдиновой и А.В. Утовкиной, семейный детский сад решает те же вопросы, что и семейные дошкольные группы, но включает большее количество аспектов деятельности образовательной организации, реализуемые ее организаторами, а именно - финансовую, административно-хозяйственную, образовательную [1]. Таким образом, основной целью создания семейных детских садов является социально-экономическая поддержка многодетных семей; укрепление семьи как общественного воспитательного института; обеспечение педагогического сопровождения и поддержки развития каждого ребенка на основе реализации основной образовательной программы дошкольного образования (при наличии государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности) и предоставление детям в преддверии школы равного старта, отвечающего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО или Стандарт).

Основная образовательная программа дошкольного образования семейного детского сада (далее - ООП ДОСДС или Программа) является самостоятельно разрабатываемым нормативно-управленческим документом данного учреждения, в котором раскрывается содержание и организация образовательного процесса с дошкольниками в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом соответствующей Примерной образовательной программы дошкольного образования. ООП ДО СДС в соответствии с законодательством представляет собой комплекс характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры), а также организационно-педагогических условий и иных компонентов. Данная Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на разностороннее развитие личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и культурных практиках, охватывающих пять образовательных областей. Программа должна показать, как с учетом конкретных условий семейного детского сада и особенностей контингента его воспитанников, создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошко-119

льников; какие педагогические технологии применяются в работе с детьми; как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников [3]. ООП ДО СДС должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного семейного детского сада, учитывать потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума.

Важной особенностью ООП ДО СДС будет являться то, что она проектируется для малокомплектной (4-7 человек) разновозрастной группы детей, где воспитателем является мама некоторых из них. В процессе проектирования Программы необходимо раскрыть содержание, принципы организации, методы, приемы, порядок организации совместной, партнерской деятельности дошкольников и педагога в пространстве и во времени, который бы наилучшим образом способствовал реализации целевых ориентиров для детей каждой возрастной группы. Кроме того, необходимо отразить подходы к осуществлению образовательной деятельности мамы-воспитателя со своими детьми и «чужим», посещающим данное учреждение из других семей. При этом структура и содержание Программы должны соответствовать той методологии, тем основным теоретическим базовым принципам, которые содержатся в стандарте.

ООП ДО СДС состоит из обязательной части (не менее 60 % от ее общего объема) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40 % от ее общего объема). Обязательная часть Программы может быть представлена:

  • 1. Примерной основной образовательной программой дошкольного образования;
  • 2. одной из 24 авторских комплексных образовательных программ дошкольного образования;
  • 3. комплексной авторской образовательной программой дошкольного образования, разработанной мамой-воспитателем семейного детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО [2].

Вариативная часть Программы может быть представлена:

  • 1. авторскими парциальными образовательными программами (например, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой);
  • 2. региональным компонентом (например, образовательной программой по ознакомлению детей с родным городом «Город на ладошке» Е.Н.Коробковой);
  • 3. авторскими разработками мамы-воспитателя семейного детского сада, углубляющими одно из направлений развития ребенка (детей),
  • 4. содержанием индивидуальной образовательной деятельности с ребенком (например, индивидуальный образовательный маршрут) [2].

В соответствии с п. 2 ст. 9, 10, 11 ФГОС ДО обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношении, ООП ДО СДС являются взаимодополняющими и необходимыми, причем каждая из них включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. В предлагаемой структуре ООП ДО СДС важно помнить, что каждый ее раздел имеет свое назначение, дополняет своим содержанием другие разделы и делает этот нормативно-управленческий документ целостным.

Инвариантная часть Программы включает то содержание, которое, с точ ки зрения целевых ориентиров Стандарта, является обязательным для всех дошкольников. Вариативная часть может углублять и расширять данное содержание, конкретизировать некоторые вопросы. Она может быть разработана как для определенных групп дошкольников семейного детского сада по гендерному или возрастному признаку, с учетом потребностей воспитанников, имеющих проблемы здоровья, одаренных в какой-либо области и др., так и образовательных потребностей конкретных детей. Например, это могут быть авторские парциальные программы по обучению детей музыке, изобразительному творчеству, иностранному языку или робототехнике. Вариативная часть ООП ДО СДС может также быть представлена авторскими разработками мамы-воспитателя, выстроенными на основе определенной технологии: проектной деятельности, занимательных досугов, разнообразных культурных практик в режиме дня и др. При определении содержания авторских методик и технологий педагогу нужно стремиться к тому, чтобы все они соответствовали целевым ориентирам Стандарта, были разработаны в одном методологическом ключе, то есть углубляли и развивали подходы, используемые в основной инвариантной части Программы.

Вариативную часть Программы маме-воспитателю целесообразно разрабатывать совместно с родителями детей, приходящих в данный детский сад из других семей. Для этого рекомендуется провести их анкетный опрос, беседы, консультации. Вероятно, что родители захотят стать авторами образовательных инициатив, которые возможно использовать при проектировании вариативной части ООП ДО СДС.

При проектировании Программы в семейном детском саду по причине малой численности воспитанников есть возможность учесть образовательные потребности и индивидуально-типологические особенности и интересы всех детей, а также членов их семей, обусловленные спецификой организационнопедагогических, национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, сложившимися традициями, а также профессиональными возможностями мамы-воспитателя.

Дополнительным (обязательным) разделом ООП ДО СДС является ее краткая презентация, которая должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления на сайте семейного детского сада.

В семейном детском саду проектирование Программы осуществляется в рамках личностно-ориентированного образования по определенному алгоритму, представляющему собой поэтапные действия мамы-педагога.

  • 1. этап - диагностический - фиксация образовательных потребностей детей, посещающих семейный детский сад, с точки зрения их значимости для развития дошкольников определенного возраста, пола, состояния здоровья, темперамента и т.д.
  • 2. этап - поисковый - поиск и отбор методов и средств для удовлетворения образовательных потребностей каждого ребенка, посещающего семейный детский сад.
  • 3. этап - договорной (проектировочный) - проектирование действий педагога и родителей воспитанников: заключение устного договора о разделении функций и ответственности по совместному решению образовательных задач.
  • 4. этап — деятельностный — разработка ООП ДО СДС мамой-воспитателем при непосредственном взаимодействии с родителями детей, посещающих учреждение из других семей, и проектирование образовательной среды всеми участниками образовательных отношений.
  • 5. этап - рефлексивный - совместная с детьми и родителями констатация факта решения образовательных задач или формулировка возникших трудностей; осмысление нового опыта деятельности в соответствии с ООП ДО СДС: обсуждение успехов и/или неудач.

Примерный перечень необходимых документов и методических материалов, которые составляют приложение к ООПДО СДС:

  • - положение о проектировании ООП ДО СДС;
  • - план работы мамы-воспитателя по проектированию ООП ДО СДС («дорожная карта»);
  • - приказ руководителя семейного детского сада об утверждении Программы;
  • - государственная лицензия на право осуществления образовательной деятельности в семейном детском саду;
  • - аналитические материалы, обосновывающие содержание разделов ООП ДО СДС;
  • - результаты педагогической диагностики реализации ООП ДО СДС;
  • - глоссарий основных терминов, используемых для проектирования ООП ДО СДС.

Проектирование и утверждение основной образовательной программы дошкольного образования является одним из ключевых моментов деятельности семейного детского сада при функционировании в соответствии с ФГОС ДО. Главная задача мамы-воспитателя - выделить, выявить и описать уникальную, специфическую составляющую собственной ООП ДО СДС. Для этого следует предварительно проанализировать организационные условия образовательной деятельности в своем детском саду, качественный и количественный состав детей, приглашенных педагогов и специалистов, реализующих Программу, а также социокультурные и региональные особенности региона, в котором располагается семейный детский сад.

Таким образом, новыми векторами в проектировании ООП ДО СДС является ее структурное и содержательное соответствие ФГОС ДО, отражение в вариативной части Программы уникальности контингента воспитанников и организационно-педагогических условий, а также учет индивидуальнотипологических особенностей детей и их образовательных потребностей.

Литература

  • 1. Багаутдинова С.Ф., Утовкина А.В. Семейный детский сад как вариативная модель дошкольного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №7-2. С. 43-45.
  • 2. Вершинина Н.А., Лагутина Ю.В., Шувалов Д.В. Методические рекомендации по разработке образовательной программы дошкольного образования. - СПб.: СПб АППО, 2015. -126 с.

3. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. ред. М.Е.Верховкиной, А.Н.Атаровой. - СПб: КАРО, 2014. - 112 с.

Лаптева Я.А.

СВФУ им. М.К. Аммосова

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >