Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка с учетом ведущей репрезентативной системы

Н.Р. Ливицкая, И.Н. Косцинская

МОУ гимназия № 9, г. Комсомольск-на-Амуре

У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете, к какому типу относятся ваши ученики, вам будет легче донести до них информацию и понять, что хотят сказать вам.

  • - визуал (зрительное восприятие) - по тому, как на него смотрят;
  • - кинестетик (тактильное восприятие) - по тому, как его касаются;
  • - аудиал (слуховое восприятие) - по тому, что ему говорят;
  • - дискрет (дигитальное восприятие) - по тому, что подсказывает логика.

Репрезентативная система - предпочитаемый способ обработки информации. Репрезентативная система дает ответ на вопрос, как вы думаете. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.

Визуалы. Им нужно обязательно видеть: если нет наглядности, любая информация воспринимается плохо. Им необходима яркая образная картинка, ведь именно по такой мысленной картинке они помнят информацию. Например, если надо что-то вспомнить по уроку, они первым делом невольно представят тетрадку (книгу) и конкретное место в ней. При общении взгляд их направлен, как правило, вверх.

Аудиалы. Здесь все наоборот: им видеть необязательно, достаточно посидеть и послушать - для них важна четкая выкладка по лексике, правильная речь. Хорошо работают в одиночку, индивидуально, вспоминают - также слухом - то, что обсуждали. При общении их взгляд обычно направлен по средней линии.

Кинестетики. Они все должны попробовать на ощупь, потрогать. Чтобы максимально усвоить информацию, им нужна деятельность. Помнят общее впечатление, запоминают, двигаясь. На устных предметах таким детям надо давать возможность во время запоминания материала что-то лепить, клеить, складывать или вырезать. Их взгляд чаще всего направлен вниз.

Дискреты (дигиталы) - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А дошкольникам и школьникам младших классов такой способ восприятия информации вовсе не свойствен.

А что такое овладение иностранным языком? Это выработка 4 основных навыков: аудирование (понимание на слух иностранной речи), говорение, чтение и письмо. Соответственно, в зависимости от типа восприятия, легче всего будет отработать тот или иной навык. Аудиалам легче будет даваться аудирование, визуалам - чтение и письмо и т.д. В зависимости от цели изучения иностранного языка важно расставить приоритеты, но обойтись без того или иного навыка не удастся. Каждому типу необходимо выбрать соответствующую методику изучения языка. Для осуществления этой задачи среди учащихся третьих классов был проведен тест на определение ведущей репрезентативной системы. Результаты показали, что у 24 учеников аудиальная репрезентативная система, у 20 — визуальная, 18 учащихся относятся к думающему, анализирующему, компьютерному типу, у 13 кинестетическая репрезентативная система.

Как можно визуально определить, к какому типу относятся ваши ученики?

Аудиальный ученик, читая текст, проговаривает, шепчет. Он способен повторить все слово в слово, даже когда, казалось бы, не слушал. У него затруднения с вычислениями, поскольку при этом требуется удерживать отдельные числа в уме. Часто садится в классе на последнюю парту в углу класса, если ему предстоит серьезная работа, так как легко отвлекается даже на шепот. В письменных работах его слог и пунктуация страдают. Он расскажет свое сочинение лучше, чем напишет. Успешен в изучении иностранных языков. Не может сосредоточиться в условиях шума. Для него важно, чтобы голос педагога был понятным и отчетливым. Учителю при объяснении материала использовать красочные эпитеты.

Визуальный ученик: всегда смотрит вверх во время рассказа. Когда учитель читает учебник, он всегда читает сам. Его тетрадь - самая аккуратная во всем классе. Каждая часть пронумерована и отделена. Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. В рабочих таблицах отмечает то, что важно ему. Всегда пропускает одно - два сложных слова на диктанте. При разговоре применяет много прилагательных. С трудом запоминает длинные словесные инструкции (переспрашивает) без демонстрации. Для него важно сидеть за первой партой. Он должен видеть больше наглядности и описательных слов.

Кинестетический ученик обычно вскакивает, чтобы по просьбе учителя раздать детям карточки, тетради или карандаши. Он редко поднимает руку, ждет приближения учителя, старается прикоснуться к нему. При чтении такой ученик может водить пальцем по строчкам. Этот ученик не может выучить грамматическое правило без игры. Он постоянно тянется к тому, что перед ним, над головой, над партой. Прикасается к другим детям. Если его сосед окажется также кииестетиком, то у них будет минимум две потасовки за урок. Для такого ученика важно осознавать свою значимость для него.

Использовать тактильные контакты со словами поддержки. Не сравнивать с другими не в его пользу.

Нами были разработаны рекомендации учителям при работе с детьми с учётом ведущего канала восприятия.

  • 1. В процессе осмысления и запоминания материала:
    • - визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
    • - аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
    • - кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
  • 2. Очень важно общаться с ребенком на «его языке»:
    • - с визуалом, используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
    • - с аудиалом, используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
    • - с кинестетиком, используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
  • 3. Замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано «на его языке»:
    • - визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
  • - аудиалу - сказать шепотом «ш-ш-ш»;
  • - кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Типы заданий, которые можно предложить кинестетику.

Задания, направленные на перекладывание фишек, рисование, моделирование, пересчет предметов, исследование, нахождение нескольких способов решения, задания с четкими инструкциями по их выполнению, задание - дать свое определение изучаемого понятия, свою формулировку закона или его следствия, выдвинуть свои гипотезы.

Типы заданий, которые можно предложить аудиалам:

Прочитывать задание вслух учителю, сочинить что-либо, рассказать классу, объяснить своему другу что-либо, можно вызвать к доске во время математического диктанта, выписать главные мысли и обосновать их, задания по анализу, сравнению, сопоставлению фактов и явлений.

Типы заданий, которые можно предложить визуалам:

Задания в виде записей, ярко, красиво, красочно оформленные карточки, найти что-то в учебнике, тетради самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод, работа с обучающими и контролирующими компьютерными программами, записать ответы на вопросы с помощью проектора, компьютера.

Какие формы и методы работы лучше использовать для различных этапов урока?

Таблица 1

Формы работы для учеников с разной репрезентативной системой

Визуал

Кинестетик

Аудиал

Начало урока

Чертежи на доске, таблицы, формулы, ярко и эстетично оформленные, портреты, картинки к уроку

Модели

Проговорить тему, эпиграф, цитаты к уроку

Активизация знаний

Графический диктант, тесты,

«Поле чудес»,

«Прочти и запиши наоборот» и т.д.

«Угадай тему

урока», тесты,

«Заморочки из

бочки» и т.д.

Фронтальный опрос, математический диктант, устный счет с закрытыми глазами, устный счет с

дирижированием и т.д

Новый материал

Театрализация, компьютерные презентации, найди ошибку, задания на отгадку, задача по типу «Эврика»,

мозговой штурм и Т.д.

Исследовательская работа, компьютерные презентации, задания на отгадку, задача по типу «Эврика», мозговой штурм и т.д.

Проблемный диалог, компьютерные презентации со

звуковым воспроизведением, задания на отгадку, задача по типу «Эврика», мозговой штурм и т.д.

Отработка, закрепление, повторение ЗУН

Печатная машинка, «Угадай-ка», математическая азбука, первичный опрос, «Аукцион» и т.д

Практическая работа, задания по типу «Угадай-ка», первичный опрос, «Аукцион» и т.д.

Задания «Верно -неверно», озвучивание заданий, задания по типу «Угадай-ка», первичный опрос, «Аукцион» и т.д.

Контроль

Контрольная работа по открытым текстам, тесты, самооценка, групповой опрос и т.д.

Контрольная работа по открытым

текстам, самооценка, групповой опрос, творческий опрос.

Диктант, фронтальный опрос, самооценка, групповой опрос, творческий опрос.

Домашнее задание

Творческая работа включает зрительное изучение чего-либо

Творческая работа включает исследование чего-либо тактильным способом

Творческая работа включает задания на прослушивание какой-либо информации

Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе кинестетиком, и это не значит, что другие органы чувств у него не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия, тем эффектнее идет процесс обучения.

Важно понимать, что не стоит зацикливаться на каком-то одном из этих типов восприятия, потому как идеальные условия для обучения будут существовать не всегда.

Если человек знает и понимает свой собственный стиль обучения, он может эффективнее использовать подходящие для него способы и методы, а это, в свою очередь, улучшает скорость и качество усваивания материала.

Советы для визуалов:

Если Вы больше визуал, чем аудиал, значит, Вам лучше полагаться на зрительные ощущения, лучше обучаться через наглядные пособия (книги, видео, графики, фотографии).

Прежде чем начать что-то учить, запишите свою практическую цель, это Вам поможет сосредоточиться.

Если Вам нужно выучить фразы, напишите их на стикерах и разместите на видных местах по дому (на столе, зеркале, шкафу и т.д.) или же создайте карточки, которые Вы сможете носить с собой везде и пересматривать. Для технически продвинутых людей существуют различные приложения в телефонах с таким же принципом flashcards.

Если Вы не можете понять или запомнить слово во время урока, попросите преподавателя написать для Вас или еще лучше напишите сами, обычно уже в этот момент человек сам замечает ошибку и сам исправляет себя.

Многие визуалы любят учиться наедине с собой. Если это относится к Вам, то для выполнения домашних заданий попытайтесь обеспечить себе уединение, чтобы Вас никто не отвлекал.

Обязательно заведите для себя тетрадку или отдельную папку на компьютере с разными файлами, сами записывайте туда пройденную на 74

уроках информацию, подчеркивайте, выделяйте разными цветами (купите маркеры, стикеры разных цветов).

Обычно визуалы любят учиться в полной тишине, это позволяет им лучше сконцентрироваться.

Для лучшего запоминания материала - записывайте фразы и предложения (всегда учите слова в контексте), проводите материал через себя, иногда помогает запомнить материал, если от руки исписать целый листок одной фразой.

Учитесь, используя фильмы с субтитрами.

Если словесные объяснения Вам непонятны, попросите письменные инструкции (например, попросите преподавателя написать на доске сказанное, или ресурс, где можно об этом почитать).

Внимательно следите за тем, что пишется на доске, старайтесь также записывать, делать пометки (проявите инициативу, даже если учитель не просит Вас это делать).

Во время объяснения материала смотрите на учителя: это поможет Вам сосредоточиться.

Старайтесь в мыслях представить образ изучаемого материала (например, представьте образ слова, ситуацию или описываемый факт, которые необходимо запомнить).

Для самостоятельной тренировки устной речи, диалогов, обязательно используйте зеркало. Встаньте напротив него и, войдя в роль, погрузившись в реальную ситуацию, проговорите весь диалог, интерпретируя на заданную тему. Запишите себя на видеокамеру в телефоне, фотоаппарате или компьютере.

Ведите блог или журнал на иностранном языке в одной из социальных сетей. Больше переписывайтесь с иностранными друзьями.

Советы для аудиалов:

Если Вы аудиал, то Вам лучше использовать свои сильные стороны: слушать и говорить (обсуждения, лекции, аудиопрослушивание, ролевые игры). Изучая материалы (схемы, картинки, графики, карты и т.д.), произносите для себя вслух важные вещи, выводы. Если Вы читаете книгу или текст на иностранном языке, лучше всего читать ее вслух.

Обязательно расскажите другому человеку то, что бы Вы хотели запомнить. Есть такой способ teachtoleam (научи другого, чтобы запомнить), этот способ точно для Вас.

Материал, который необходимо выучить, запишите на карточках и время от времени перечитывайте их вслух.

Вам лучше учиться с кем-то, чтобы Вы могли поговорить и обсудить изучаемый материал (у Вас будет возможность услышать информацию и лучше ее воспринять).

Прежде чем начать что-то учить, назовите вслух цель - то, что Вам необходимо выучить: это поможет Вам сосредоточить свое внимание.

Используйте онлайн-словари с возможностью прослушать выбранное слово, обязательно повторяйте его несколько раз.

Существуют такие приложения к браузерам, которые позволяют выделить текст на любом сайте и нажать на кнопку, чтобы диктор воспроизвел его вслух.

Есть такие сайты, где люди ведут видеодневники, Вы тоже можете записывать себя на видео и выкладывать ежедневно на таких сайтах.

Советы для кинестетиков:

Если Вы кинестетик, Вам лучше больше двигаться. Заучивая какой-то материал, расхаживайте по комнате, при этом повторяя то, что нужно запомнить.

Попробуйте использовать музыкальный фон (лучше всего спокойную, классическую музыку).

Для Вас важно обустроить рабочее место, например, постелите бумагу любимого цвета на свой письменный стол, купите разные красивые канцелярские товары, тетрадки, папки, доску для разной информации или используйте другие элементы декора. Это поможет Вам сосредоточиться, настроиться на работу. Если трудно сидеть спокойно во время урока или выполнения домашних заданий, можете подвигать ногами или ступнями, сделать упражнения для пальцев и кистей рук. Если нужно что-то запомнить (слова, даты, имена, номер телефона и т.п.), закройте глаза и в воздухе (или на какой-то поверхности) запишите эту информацию. Мысленно старайтесь увидеть и услышать то, что Вы записываете. Если хотите вспомнить нужную информацию, закройте глаза и мысленно постарайтесь увидеть или услышать то, что Вы учили.

Дома, при заучивании какого-то материала, не сидите все время за столом: удобно устройтесь в кресле, сядьте на пол и т.п.

Обучаясь, делайте перерывы и сделайте что-нибудь активное: 25 - 30 мин. работы, 1 — 5 мин. перерыв.

Читая, держите книгу в руках, а не на столе. Когда читаете, используйте в качестве указки палец или ручку и следуйте за ней.

Заучивая какой-то материал, постарайтесь записать своими словами важные мысли (главные идеи).

Загружайте себе на телефон или mp3-плейер разные диалоги, аудиокниги и слушайте во время прогулок, пробежек, занятий спортом.

Обратите внимание, что в различных учебных ситуациях Вы можете иметь разные предпочтения и стили. В каждом стиле есть свои преимущества и недостатки. Важный момент, если Вы комфортно чувствуете себя в своем основном стиле обучения, то старайтесь также развивать стороны, которые меньше развиты, чтобы быть гармоничным и сбалансированным человеком и иметь возможность выбора в разных ситуациях.

УДК 372.857

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >