СЕКЦИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 159.99

Психологическая безопасность образовательной среды вуза, переживаемая студентами города Комсомольска-на-Амуре

Ситяева С.М.

ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре

Концепция психологической безопасности образовательной среды -это система взглядов на обеспечение безопасности участников образовательного процесса от угроз позитивному развитию (физическому, психологическому, личностному и духовному) и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия. «В психологическом смысле - это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды».

В условиях модернизации образования, введения новых ФГОС, ориентации на развитие личности учащегося в учебно-воспитательном процессе, важно учитывать степень психологической безопасности, переживаемой участниками образовательного процесса, поскольку без удовлетворения базовой потребности в безопасности затруднено возникновение потребностей более высокого уровня и в частности потребности в саморазвитии и самоактуализации [6].

Интерес к психологической безопасности в социальной среде в отечественной психологии возник в 90-е годы XX века. Так, по мнению А.Н. Сухова, психологическая безопасность - это состояние общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное [8]. В.А. Дмитриевский отмечает, что психологическая безопасность в учебных учреждениях во многом связана с психотравмирующими ситуациями, педагогическим общением, затруднениями в педагогической деятельности [4].

И.А. Баева под психологической безопасностью образовательной среды понимает состояние, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1,2].

Психологическая безопасность личности в образовательном процессе понимается И.А. Баевой как состояние сохранности психики, находящейся под влиянием педагогических воздействий, что предполагает поддержание определенного баланса между педагогическими воздействиями на человека, окружающей средой и его устойчивостью, т.е. способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды.

Несмотря на значительное количество исследований психологической безопасности образовательной среды школы, исследований, посвященных психологической безопасности высших учебных заведений, недостаточно [3, 5], что и обусловило выбор темы настоящего исследования. Полученные результаты позволяют наметить ряд проблем, касающихся психологической безопасности студентов вуза, требующих разрешения.

С целью оценки переживания психологической безопасности студентами вуза нами была модифицирована методика диагностики психологической безопасности образовательной среды школы, разработанная И.А.

Баевой. В опросник была включена оценка студентами доминирующих эмоций, испытываемых в университете, оценка испытываемого комфорта и чувства безопасности.

В исследовании приняло участие 69 студентов 1 - 4 курсов (студенты Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета - 39 человек и студенты Комсомольского-на-Амуре государственного политехнического университета - 30 человек). Результаты были проанализированы с помощью компьютерной программы «Statistica» (версия 7).

Оценка когнитивного компонента отношения студентов в образовательной среде вуза показала, что подавляющее большинство студентов (97 %) считают, что обучение в вузе способствует развитию интеллектуальных способностей и 82 % - развитию практических умений.

Диагностика эмоционального компонента отношения студентов к образовательной среде показала следующие результаты. Нравится учиться в университете 85 % испытуемым, 13 % затруднились с ответом на данный вопрос и 2 % учиться не нравится. 77 % студентов считают свое обучение в вузе интересным, 18 % затруднились с ответом и 5% считают, что учиться в университете неинтересно. Наиболее часто испытываемыми эмоциями студентами в стенах университета являются положительные эмоции - интерес (среднее значение 7,2 балла из 10 возможных), любопытство - 6,7 баллов, радость - 6,2 балла, удивление - 5,1 балл. Отрицательные эмоции у себя студенты отмечают гораздо реже: печаль - 3,4 балла, страх - 2,3 балла, испуг - 2,3 балла. Вину, стыд, презрение, отвращение, гнев студенты в стенах университета по данным самоотчета практически не испытывают.

Диагностика поведенческого компонента отношения студентов к образовательной среде показала следующие результаты. 61 % испытуемых выбрали бы вновь то учебное заведение, в котором они учатся, если бы представилась такая возможность. Не смогли определиться с ответом 18 % испытуемых и 21 % выбрали бы в этом случае другой вуз.

Анализ значимых характеристик образовательной среды показал, что важнейшими характеристиками образовательной среды для студентов являются следующие: сохранение личного достоинства и уважительное отношение к себе. Этим они отличаются от старшеклассников, для которых взаимоотношение со сверстниками и учителями является наиболее значимой характеристикой образовательной среды [7].

Анализ удовлетворенности важнейшими образовательными характеристиками образовательной среды показал, что наиболее высокая удовлетворенность у студентов теми характеристиками, которые для них максимально значимы: сохранение личного достоинства и уважительное отношение к себе (средний бал 4,1 и 4 балла из 5 возможных соответственно). Среднее значение удовлетворенности всеми образовательными характеристиками образовательной среды - 3,49 баллов, что соответствует среднему уровню удовлетворенности.

Анализ психологической защищенности студентов в образовательной среде показал, что 69 % чувствуют себя полностью защищенными от психологического насилия как со стороны преподавателей, так и со стороны однокурсников. 20 % испытуемых характеризуются средним уровнем защищенности и 11 % отмечают факт психологического насилия как со стороны преподавателей, так и со стороны однокурсников. Данные студенты отмечают незащищенность от того, что заставят делать что-то против их желания, игнорирования, неуважительного отношения и публичного унижения, прежде всего со стороны преподавателей.

Корреляционный анализ полученных данных показал, что интерес и чувство радости, испытываемые студентами в университете, положительно связаны с чувством безопасности и комфорта, переживаемыми студентами

(р<0,01). Чем больше удовлетворены студенты значимыми характеристиками образовательной среды (особенно это касается таких характеристик, как: возможность обратится за помощью к преподавателю (р<0,01) и учет личных проблем (р<0,01)), тем более безопасно студенты чувствуют себя в университете. Более высокий уровень безопасности характерен для студентов, защищенных от игнорирования (р<0,05) и неуважения (р<0,01) со стороны преподавателей.

Страх чаще испытывают студенты, для которых значимой характеристикой образовательной среды является взаимоотношение с преподавателями (р<0,01), и при этом они в меньшей степени удовлетворены возможностью высказать свою точку зрения в университете (р<0,01).

Эмоциональное состояние интереса, испытываемое студентами в университете, положительно коррелирует с ощущением комфорта (р<0,05), безопасности (р<0,01), защищенностью от игнорирования (р<0,01), защищенностью от неуважительного отношения (р<0,01) и публичного унижения (р<0,05) со стороны преподавателей.

Таким образом, отношение студентов к образовательной среде вуза преимущественно положительное. Студенты в стенах университета испытывают чаще всего положительные эмоции (радость, интерес, любопытство), считают, что обучение в университете способствует развитию интеллектуальных способностей и практических умений.

Удовлетворенность значимыми характеристиками образовательной среды вуза у студентов находится на среднем уровне и самыми значимыми из них являются: сохранение личного достоинства в университете и уважительное отношение.

Подавляющее большинство студентов защищены от психологического насилия со стороны преподавателей и однокурсников. Безопасность, переживаемая студентами вуза, в основном, связана с отношением к ним преподавателей. Студенты чувствуют себя безопасно, если преподаватели их не игнорируют, не унижают и проявляют уважение. В этом случае студенты испытывают чувство радости и интерес, находятся в состоянии психологического комфорта.

Библиографический список

  • 1. Баева, И.А. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации / И.А. Баева, И.С. Якиманская И Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2013. - № 1.
  • 2. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании / И.А. Баева. - СПб.: Союз, 2002.
  • 3. Деулин, Д.В. Психологическая безопасность образовательной среды вуза правоохранительной системы / Д.В. Деулин // Психолог. - 2014. -№3.-С. 128-140.
  • 4. Дмитриевский, В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях / В.А. Дмитриевский. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
  • 5. Литвинова, А.В. Психологическая безопасность образовательной среды вуза и личности студентов / А.В. Литвинова // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. Информационнометодический бюллетень Городской экспериментальной площадки второго уровня / И.А. Баева, В.В. Ковров, Н.Т. Оганесян. - М: Экон-Информ, 2010. -№9.-С. 6- 13.
  • 6. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008.
  • 7. Ситяева, С.М. Переживание психологической безопасности образовательной среды школы старшеклассниками города Комсомольска-наАмуре / С.М. Ситяева // Экология и безопасность жизнедеятельности: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (5-6 ноября 2013 г.). - Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2013. - С. 172 - 179.
  • 8. Сухов, А.Н. Социальная психология безопасности / А.Н. Сухов. -М.: Академия, 2004.

УДК 371.71

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >