Оценка уровня здоровья школьников МОУ СОШ № 3 рабочего поселка Солнечный

Федоровская Н.И, Гончарова О.Н.

ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре

Специалисты доказали, что здоровье ребенка, его социальнопсихологическая адаптация, нормальный рост и развитие в основном определяются средой, в которой он проводит достаточно большое время.

Поэтому такое большое значение придается как социальнопсихологической, так и физкультурно-оздоровительной адаптации ребенка в образовательной среде. Для ребенка от 6 до 17 лет такой средой является школа как среда получения образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени бодрствования ребенка школьного возраста. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, а организм ребенка, как известно, наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды [6].

Статистика исследований состояния здоровья детей школьного возраста говорит о том, что школьная среда не всегда положительно влияет на рост и развитие ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей, имеющих аномалии как в физическом, так и психическом развитии. По данным ряда авторов, среди школьников России такие дети составляют 70 - 80 % [2]. В целом по России лишь 34 % детей являются здоровыми, при этом среди детей школьного возраста абсолютно здоровыми признаны не более 10 % детей начальных классов и от 3 % до 5 % старшеклассников [3].

По данным Министерства образования Российской Федерации за 2006 г., до 60 - 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать всесторонняя оценка состояния здоровья, физического развития и подготовленности учащихся [5J.

В январе 2014 года нами было проведено исследование состояния здоровья школьников на базе МОУ СОШ № 3 рабочего поселка Солнечный по основным видам заболеваний. В исследовании приняли участие 556 школьников 1-11 классов (24 класса-комплекта: 10 классов начального звена - 246 человек, 10 классов среднего звена - 215 человек и 4 класса старшего звена - 95 человек).

Оценку индивидуального уровня здоровья школьников проводили методом анкетирования (анкетные тесты по скрининг-программе). Достоинством скрииинг-диагностического исследования состояния здоровья человека является его возможность быстрой оценки значительных по численности контингентов. Информативность данного метода составляет 50 -80 %. Вопросы в приведенной анкете даны блоками (13 блоков), Каждый блок вопросов включает 10 наиболее характерных симптомов, которые оцениваются по двум параметрам: по частоте проявлений и по силе выраженности. В каждом из блоков выводился интегральный коэффициент

(сумма баллов по частоте и силе) - показатель болезненности, который и является основным индикатором уровня здоровья. Интегральный уровень состояния здоровья функциональных систем организма школьников определялся с помощью ключа к индивидуальной оценке уровня здоровья [7].

Ключ к индивидуальной оценке уровня здоровья

Сумма баллов

Уровень здоровья (резервов)

От 0 до 12

Высокий - 1

От 13 до 24

Выше среднего - 2

От 25 до 36

Средний - 3

От 37 до 48

Ниже среднего - 4

От 49 до 60 и выше.

Низкий - 5

Анализ анкет школьников по оценке индивидуального уровня здоровья показал, что состояние их функциональных систем находится в пределах высокого либо выше среднего уровня на всех этапах обучения. Исключение оставляет состояние здоровья центральной нервной системы и вегетативной (проявление синдрома вегетососудистой дистонии), где было отмечено понижение уровня здоровья до среднего только к старшему звену (табл. 1).

Таблица 1

Показатели уровня здоровья школьников МОУ СОШ № 3 п. Солнечный по основным функциональным системам и синдромам (баллы)

Функциональные системы и синдромы

Начальное звено обучения

Среднее звено обучения

Старшее звено обучения

В среднем по школе

1

2

3

4

5

Центральная нервная система

11

15

25

17,0

Система органов дыхания

14

13

11

10,3

Система органов кровообращения

5

7

12

8,0

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Система органов кроветворения (анемический синдром и др.)

4

9

16

9,6

Система органов пищеварения

12

13

14

13,0

Система органов мочевыделения и кожи

6

7

14

9,0

Эндокринная система

3

7

9

6,3

Костно-мышечная система

9

11

15

12,3

Лимфатическая система

2

5

9

5,3

Иммунная система

6

7

14

9,0

Периферическая нервная система

3

5

13

7,0

ЛОР-органы

17

8

12

10,2

Вегетососудистая дистония

6

5

21

11,0

Но этот результат можно считать поверхностным, так как школьники не видят проблемы ухудшения в состоянии своего здоровья. Они, как правило, неправильно оценивают своё здоровье, воспринимая его лучше, чем оно есть в действительности. Такое состояние называют феноменом «нездорового оптимизма», его формированию способствуют следующие психологические факторы:

  • - отсутствие личного опыта болезни;
  • - вера в то, что, если болезнь не появилась, то она не появится и в будущем;
  • - вера в то, что, если болезнь и появится, её можно будет вылечить.

Таким образом, зачастую здоровый человек не воспринимает болезнь как нечто реальное для него лично. Он не способен грамотно оценивать и контролировать своё состояние.

Кроме того, мы провели анализ состояния здоровья учащихся от начального звена к старшему по показаниям медицинских карт. Данные распространения заболеваний у учащихся представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели состояния здоровья школьников МОУ СОШ № 3

п. Солнечный по результатам анализа медицинских карт (%)

Патологические отклонения в состоянии здоровья

Началь ное звено

Сред

нее звено

Старшее звено

В среднем по школе

Опорно-двигательная система (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие и т.п.)

22

38

48

36

Сердечно - сосудистая система (ФКП, ВСД, ПМК и т.п.)

28

33

31

24

Нарушения ЦНС (РЭП, ШОП, эпилепсия, цефалгия, астенический синдром и т.п.)

22

17

19

19,3

Пищеварительная система (ДЖВП, хронический гастрит и т.п.)

8

24

31

31

Нарушение зрения (миопия, астигматизм, гиперметропия и т.п.)

9

8

31

16

Эндокринная система (ожирение, функциональные нарушения ЩЖ и т.п.)

1

6

5

4

Аллергические заболевания

4

1

4

3

Мочевыделительная система (пиелонефрит, язвенный нефрит и т.п.)

2

3

3

2,7

Органы дыхания (бронхиальная астма, хронический бронхит и т.п.)

2

2

0

1,3

ЛОР-заболевания (хронические отиты, гаймориты, тонзиллиты и т.п.)

3

2

1

2

Другие заболевания (хирургические, врожденные, кариес и т.п.)

12

3

4

6,3

Практически здоровы

27

15

12

18

Анализ медицинских карт показал, что в среднем у учащихся 1-11 классов в большинстве случаев преобладают нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие и т.п.) - 36 %, пищеварительной системы - 31 %, сердечно-сосудистой системы - 24 %, нарушения деятельности ЦНС - 19,3%, нарушения зрения (миопия, астигматизм, гиперметропия и т.п.) - 16 %. К тому же наблюдается негативная динамика от начала обучения к выпускному классу в состоянии здоровья опорно-двигательной системы (2,2 раза), системы органов пищеварения (3,9 раза) и в структуре органа зрения (3,4 раза).

Причинами отклонений со стороны опорно-двигательной системы могут быть слабые мышцы спины,длительное вынужденное неправильное положение тела, неудобная мебель в школе и дома, неправильно подобранный портфель или ранец.

Нарушения со стороны пищеварительной системы могут быть обу-словленынарушением режима питания; неправильным соотношением белков, жиров, углеводов; однообразной, низкокалорийной пищей; гиподинамией, так как дети большую часть времени проводят в школе, за рабочим столом; стрессовые ситуации в школе и дома, которые ведут к нарушению нервной регуляции пищеварительного тракта, что приводит к недостаточному перевариванию и плохой усвояемости пищи.

Причинами отклонения в состоянии нервной системы могут быть так называемые школьные факторы риска: стрессовая педагогическая тактика; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса

Причинами нарушения зрения могут быть: недостаточная освещенность рабочего места; длительная зрительная работа на близком расстоянии: чтение, письмо, черчение, работа за монитором [1,4].

По результатам проведенного исследования только 27 % учащихся начальных классов считаются практически здоровыми, у школьников 5-8 классов этот показатель составил 15 %, что в 1,8 раза меньше, чем у учащихся начального звена. А среди старшеклассников всего лишь 12 % здоровых детей, что в 2,3 раза меньше, чем в начальном звене.

Таки образом, можно отметить, что у учащихся за период обучения в школе наблюдается процесс планомерного увеличения роста «школьных заболеваний», и в соответствии с выявленными проблемами должна определяться и система медицинских и педагогических мероприятий. Эти мероприятия имеют конкретную цель: восстановление утраченных резервов здоровья ребенка.

Задача медицинских работников - выяснение причин заболеваемости, определение способов лечения, профилактика.

Основная задача школы - создание необходимых условий, отвечающих состоянию здоровья школьника. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Библиографический список

  • 1. Анисимов, В.Н. // Основы безопасности жизни. - 2009. - № 6. -С. 8- 13.
  • 2. Антонова, Л.Т. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях / Л.Т. Антонова, Т.Н. Сердю-ковская // Гигиена и санитария. - 1995. - № 6. - С. 22 - 28.
  • 3. Антропова, М.В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования / М.В. Антропова, Г.Г. Манке // Педагогика. - 1995. - № 2. -С. 26-31.
  • 4. Безруких, М.А. Здоровье детей и школьные факторы риска / М.А. Безруких. - www.ruscenter.ru
  • 5. Загвязинский, В.И. Противоречия процесса обучения / В.И. Зягвя-зинский. - Свердловск: Уральское кн. изд-во, 1971.
  • 6. Куинджи, Н.Н. Возрастные особенности развития школьников / Н.Н. Куинджи. - М.: Медицина, 1978.
  • 7. Косованова, Л.В. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях / Л.В. Косованова, М.М. Мельникова, Р.И. Айзман. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

УДК 371.71

АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >