П3.6. Некоторые требования к разработке и оснащению вертолетов бортовыми информационно-аналитическими комплексами оценки функционального состояния экипажей, повышению эффективности и безопасности деятельности при выполнении полетных заданий различного уровня сложности

Современный уровень и перспективы технического оснащения вертолетов существенным образом повышают их возможности по применению в различных сферах и особенно при решении специальных задач, где применение других видов техники невозможно или малоэффективно.

Разрабатываемые и устанавливаемые на вертолетах технические комплексы и системы обеспечивают всепогодность и всесуточность их применения, увеличивают дальности наблюдения за обьектами, сокращают время решения и повышают эффективность полетных заданий.

Однако в новых функциональных системах «вертолет-экипаж» наиболее уязвимым к летной нагрузке, скоротечности алгоритмов деятельности, надежности восприятия и анализа новых информационных потоков, является экипаж. Как свидетельствует статистика аварийности в 70-80% случаев, причиной авиационных происшествий является человеческий фактор. Неутешительные данные статистики закономерны, поскольку совершенствование человека, развитие его биофизических и психофизиологических возможностей идет крайне медленно и отстает от наращивания возможностей технических систем. В научной и другой литературе нет данных свидетельствующих о более высоких умственных и физических способностей современного человека по сравнению с людьми, жившими 2000 и более лет назад. Таким образом, человек не сделал скачка в своих возможностях как сделала техника за последние 30-50 лет.

В этой связи актуальными являются разработки систем компенсирующих недостатки человека, проявляющиеся в сложных вертолетных комплексах и организующих оптимальное включение человека в новые виды деятельности с целью обеспечения высокой эффективности эксплуатации и безопасности полетов на современных и перспективных вертолетах.

Предлагаемый информационно-аналитический комплекс оценки функционального состояния экипажей вертолетов, повышения эффективности и безопасности деятельности при выполнении полетных заданий различного уровня сложности позволит сделать скачек как в области технологий робототехники, так и в области человеческого фактора и безопасности полетов. Состав основных блоков бортового информационно-аналитического комплекса оценки функционального состояния экипажей, эффективности и безопасности деятельности при выполнении полетных заданий различного уровня сложности представлен в таблице П3.1.

По предварительным расчетам разработка и внедрение предлагаемого комплекса позволит повысить эффективность деятельности экипажа особенно в сложных и длительных режимах полетов на 30-40 процентов. Повысить безопасность полетов за счет снижения причинности ошибочных действий по человеческому фактору на 40-50 процентов снизить уровень напряжения экипаж и др.

Экономический эффект может составить в соразмерности материального ущерба только по одной катастрофе около 1 миллиарда рублей. Моральный аспект также повысится.

Разработка комплекса позволит занять лидирующие позиции в мировой вертолетной индустрии. Даст новое направление в технологии роботизации сложных видов человеческой деятельности.

Повысит конкурентоспособность отечественных вертолетов в удержании и завоевании новых рынков.

Таблица П3.1

Оперативного мониторинга эффективности пилотирования в пределах ограничений вертолета

Оперативного прогноза выхода параметров полета за пределы ограничений

Индикации экипажу параметров эффективного пилотирования

Индикации экипажу прогноза выхода параметров пилотирования за пределы ограничений и снижения безопасности полетов

Формирования экипажу рациональных действий по поддержанию эффективного пилотирования безопасных режимов полета

Оперативного мониторинга эффективности управляющих действий, амплитудно-временных параметров воздействия на органы управления по пилотированию вертолета

Индикации экипажу параметров эффективности управляющих действий, амплитудно-временных параметров воздействия на органы управления по пилотированию вертолета

Мониторинга временных параметров деятельности на предмет снижения психофизиологических реакций экипажа в процессе полета

Мониторинга физиологических характеристик деятельности на предмет оценки уровня напряжения и утомления экипажа в полете

Индикации экипажу психофизиологических и физиологических параметров деятельности

Экспресс-оценка психофизиологической готовности членов экипажа к выполнению полетных заданий высокого уровня сложности

Оперативного предполетного прогноза эффективности деятельности и безопасности полетов

Рекомендаций по поддержанию высокого уровня профессиональной деятельности экипажа в полете

Бортовой набор средств и способов по поддержанию функционального состояния экипажа, повышению профессиональной работоспособности и снижению явлений утомления

Комплекс позволит выполнять новые сложные ответственные и тяжелые виды деятельности экипажей особенно в интересах спецприменения.

В рамках предварительных исследований:

  • - проработана идеология;
  • - определены источники информации, используемые в интересах функционирования комплекса;
  • - опробованы бортовые системы оценки функционального состояния экипажа;
  • - опробованы методы оценки управляющих воздействий экипажа;
  • - отобраны методы поддержки функционального состояния экипажа;
  • - проработана идеология индикации экипажу данных мониторинга и рекомендаций;
  • - разработаны комплексы оценки функционального состояния экипажа.

Научное издание

ЭРГОНОМИКА В СИСТЕМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИСПЫТАНИЙ ВЕРТОЛЕТОВ И ТРЕНАЖЕРОВ «Ми»

Том 3 ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖЕЙ ВЕРТОЛЕТОВ

Технический редактор - Е. Г. Герасимова Оригинал-макет и верстка - С. С. Фёдоров Дизайн обложки-И. А. Пальчиков

ИД №05006 от 07.06.01 Издательство «Когито-Центр» 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13 Тел.: (495) 682-61-02

E-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script , Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script www.cogito-centre.com

Сдано в набор 01.10.15. Подписано в печать 20.10.15 Формат 60x90/8. Бумага офсетная. Печать офсетная Гарнитура ITC Charter. Усл. печ. л. 22. Уч.-изд. л. 17,8

Тираж 50 экз. Заказ

Отпечатано в ООО «Клаб Принт»

127018, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, д. 40, к. 1 Тел.: (495) 669-50-09

Для заметок

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ