Здоровье и медицина в практике медиакоммуникаций Софья Суворова Медицинская проблематика в российских печатных СМИ

Софья

[ЧшТ

Московский Университет

МЕДИЦИНСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РОССИЙСКИХ ПЕЧАТНЫХ СМИ

Здоровье, способы его сохранения, искусство лечения и профилактики заболеваний издавна интересовали человечество. Профессия врача является не только одной из наиболее уважаемых и сложных, но и одной из самых древних.

Необходимость в популяризации медицины возникла практически сразу же с момента становления ее как науки. Многие классики античной медицины и их последователи рассматривали просветительство как важный элемент своей врачебной деятельности. В трудах ученых-медиков античности и средневековья мы находим многочисленные популярные материалы и обстоятельные рекомендации больным и здоровым. Именно так написаны и воспринимаются книги «О воздухах, почвах и водах» Гиппократа, «Трактат по гигиене» Маймонида, «Канон врачебной науки» Авиценны и многие другие.

В наши дни в связи с увеличением рисков экологического, техногенного, психологического характера, с возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека, медицинская проблематика приобрела особую значимость для самых широких кругов общества. Востребованность медицинской информации объясняется ее высокой прагматической значимостью для массовой аудитории.

Многообразие предлагаемых средств и методов лечения на рынке медицинских услуг ставит пациента перед выбором, который непросто сделать, не обладая специальными знаниями и не консультируясь со специалистами. СМИ в данном случае реализуют одновременно свою просветительскую и коммуникативную функцию, помогая аудитории ориентироваться в непростом и многогранном мире медицины.

Медицина является наукоемкой, бурно развивающейся сферой общественной практики. Это обусловливает необходимость систематически информировать общество о научных, технологических и промышленных достижениях, разъяснять суть и последствия тех или иных открытий, методов лечения, знакомить с инновационными технологиями в медицине, медицинской и фармацевтической промышленности.

Медицинская проблематика сегодня широко представлена в печатных СМИ (научно-популярные журналы «Наука и жизнь», «В мире нау ки», «Знание — сила», «Химия и жизнь», «Science Illustrated», «Popular Science», «New Scientist», «National Geographic», «Экология и жизнь», «Популярная медицина», «Земля и Вселенная», разделы и рубрики, посвященные науке в общественно-политических газетах и журналах («Российская газета», «Независимая газета», «Новая газета» и др.); в интернет-СМИ (сайты Membrana.Ru (http://www.membrana.ru/), Элементы (http:// elementy.ru/), Scientific.ru (http://www.scientific.ru) и др.),

на лентах информационных агентств (кроме новостей о медицине, передаваемых агентствами «Интерфакс», «РИА-Новости», «ИТАР-ТАСС», АСИ, Regnum, есть Российское агентство научных новостей «Информ-Наука» (http://www.informnauka.ru); в научно-просветительских теле- и радиопередачах.

Объем разноплановых научно-популярных материалов (а также научно-популярных с социальным уклоном) о медицине в разных СМИ позволяет выделить такое актуальное направление научно-просветительской журналистики, как медицинская журналистика, посвященное всестороннему отражению медицины как области научной и практической деятельности.

Научно-просветительская журналистика — разновидность журналистского творчества. Тексты ее предназначены для массовой аудитории, излагаются на общедоступном языке и представляют собой адаптированное для каналов массовой коммуникации оперативное знание о продуктах науки и тех, кто их создает.1

Обратимся к детальному рассмотрению проблемно-тематических особенностей научно-популярных материалов о медицине и здоровье в современной прессе — общественно-политических и массовых газетах и журналах, научно-популярных изданиях.

Медицина как предмет отражения представляет для журналистов определенный интерес не только в силу своей значимости для социума, но и как вид деятельности, включающий в себя сферу научной работы и сферу практического приложения ее результатов.

В целом, популяризация и продвижение медицинских (в том числе, околомедицинских) знаний, популяризация и пропаганда здорового образа жизни и освещение организационно-практической деятельности медицинских учреждений представляют три основных подхода прессы к отражению исследуемой тематики.

1 Существует еще и множество специализированных и узкоспециализированных, профессиональных и отраслевых научных изданий. Они дифференцируются по отраслям науки и посвящаются различным разделам и дисциплинам медицины, например, таким, как акушерство, хирургия, микробиология, фармакология и др. Но в данном случае анализ этих изданий в нашу задачу не входит.

Они и предопределяют многоаспектную проблемно-тематическую направленность материалов в печатных СМИ, посвященных данной области.

Выделим ряд проблемно-тематических блоков, включающих в себя наиболее часто освещаемый в СМИ круг тем и проблем и составляющих предметную область медицинской журналистики.

  • 1. Научный аспект. Новости фундаментальной, теоретической медицины, материалы о научных открытиях в медицине, в том числе сенсационных, но доказанных наукой, их популяризация журналистами. Публикации, в которых рассматривается преимущественно развитие медицины как комплекса научных дисциплин, освещаются ход и результаты научных экспериментов и исследований.
  • 2. Медицинская промышленность. Статьи об экономической отрасли, включающей в себя фармацевтическую промышленность и промышленность медицинских изделий. Материалы о фармацевтической индустрии, лекарственных средствах и медицинской технике. (Отметим, что фармацевтический бизнес — мощный бизнес, который активно продвигает свою продукцию, в том числе через СМИ).
  • 3. Социальный аспект. Медицина рассматривается как социальный институт, затрагиваются вопросы и структура организации медицинской помощи в системе отечественного здравоохранения, а также вопросы медико-социальной работы. В данных публикациях поднимаются проблемы социально-экономические, или, к примеру, тема развития вузовского образования в области медицины. Социальный аспект присущ и публикациям о научно-практических медицинских комплексах целевого назначения (военная, космическая, спортивная, экологическая, экстремальная, судебная медицина и др.).
  • 4. Люди медицины. Материалы, в которых врачи, ученые и работники здравоохранения выступают в качестве героев интервью, экспертов.
  • 5. Этический аспект. Публикации, посвященные этическим проблемам медицины и ключевым вопросам биоэтики (клонирование, эвтаназия, пересадка органов, суррогатное материнство, аборты, стволовые клетки и др.).
  • 6. Правовой аспект. В данных материалах рассказывается о врачебных ошибках, злоупотреблениях и даже преступлениях, судебных делах и скандалах, с этим связанных, о медицинских расследованиях.
  • 7. Здоровье, здоровый образ жизни. Это большой проблемнотематический блок материалов, освещающих вопросы прикладной медицины, пропагандирующих здоровый образ жизни и популяризирующих медицинское научное знание, имеющее высокую прагматическую ценность для массовой аудитории.

8. Нетрадиционная (альтернативная) медицина. Публикации о медицине, которая основана на передаваемых из поколения в поколение способах и средствах для лечения, в том числе научных мифах, маргинальных и не проверенных теориях. Сюда относятся статьи о тибетской медицине, народной медицине, аюрведе, гомеопатии, ароматерапии, фитотерапии. Это материалы, пропагандирующие систему околомедицинских знаний. Данная тематика тоже предполагает наличие рекламных и PR-материалов в СМИ, направленных на продвижение услуг знахарей, экстрасенсов, центров нетрадиционной медицины.

Отметим, что приведенное выше проблемно-тематическое деление в какой-то мере условно, так как многие публикации зачастую совмещают в себе освещение сразу нескольких тем и проблем. Тем не менее, оно дает представление о сложном и многообразном отражении медицинской проблематики в современной прессе.

На рассмотрении проблемно-тематического блока «здоровье, здоровый образ жизни» есть необходимость остановиться подробнее. Ведь существенной особенностью популяризации медицинских знаний, как уже говорилось, является ее практическая направленность, наличие в ней конкретных рекомендаций, которые должен использовать человек для сохранения и укрепления здоровья и профилактики тех или иных заболеваний. Поэтому темы здоровья и здорового образа жизни очень популярны в современных СМИ. Есть данные, согласно которым, «все журналисты неспециализированных российских СМИ на первое место ставят тему «здоровье населения (включая информацию о вспышках инфекционных заболеваний)».[1]

Напомним определение понятия «здоровье», записанное в уставе Всемирной Организации Здравоохранения: «здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Надо сказать, что при определенных обстоятельствах это определение может спровоцировать некие спекуляции, касающиеся вопроса социального благополучия (и критериев социального благополучия).

В Уставе ВОЗ прописан также следующий принцип: «Просвещенное общественное мнение и активное сотрудничество со стороны общества

крайне важны для улучшения здоровья народа».[2] Это как раз в полной мере относится к СМИ — они и должны создавать просвещенное общественное мнение.

Разброс определений понятия «здоровый образ жизни» довольно широк. Краткое определение гласит: «здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья».

Считается, что существует три уровня формирования здорового образа жизни: социальный (пропаганда через СМИ, информационнопросветительская работа); инфраструктурный (конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности — наличие свободного времени, материальных средств, профилактические учреждения, экологический контроль); личностный (система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада).

Есть точка зрения, которая рассматривает идею здорового образа жизни как концепцию социальной политики, основанную на признании высокой социальной значимости здоровья, ответственности за его сохранение со стороны государства, индивида, социальной группы и общества в целом. В этом случае утверждается необходимость принятия конкретных мер и действий, направленных на создание безопасной и благоприятной среды обитания.

Говоря о здоровом образе жизни, обычно с полным основанием подчеркивают, что на физиологическое состояние человека, на его здоровье большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому можно сказать, что здоровый образ жизни включает в себя и такие аспекты, как духовное, эмоциональное и интеллектуальное самочувствие.

Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми. Понятие «здоровый образ жизни» подчеркивает важность охраны и укрепления здоровья для гармоничного развития личности и в то же время акценти

рует то обстоятельство, что гармоничное развитие личности предполагает укрепление здоровья.

Сегодня на рынке периодических изданий журналов о здоровом образе жизни и здоровье количественно больше, чем политематических научно-популярных журналов о медицине (к примеру, таких, как журнал «Популярная медицина», http://www.popmedica.ru — основные рубрики варьируются: «Сердце», «Душа», «Дети», «Он и Она», «Тело», «Энциклопедия»).

Более того, издания о здоровом образе жизни и здоровье, обладающие исключительной аудиторией и особым целевым назначением, формируют свою типологическую нишу. В совокупности эти издания также составляют отдельное тематическое направление в рамках медицинской журналистики.

Перечислим некоторые из современных журналов о здоровье и здоровом образе жизни'. «Здоровье», «Женское здоровье», «Красота и здоровье», «Здоровье от природы», «Здоровье школьника», «ПРО здоровье» (приложение к «АиФ»), «PRO здоровье» (приложение к «Новым Известиям»), «Здоровье в доме» (ИД «Собеседник»), «Men’s Health», «Shape» и др.

Надо сказать, что данные журналы отражают не только тематику здорового образа жизни, но в том или ином объему содержат статьи и о красоте, моде, стиле жизни, спорте. К примеру, журнал «Men’s Health» находится на стыке двух ниш: он относится к типологической группе журналов о здоровом образе жизни, но также играет активную роль в отдельной типологической нише мужских глянцевых журналов. Некоторые другие издания тоже существуют на стыке типологических ниш — скажем, журнал «Shape» пропагандирует уже не столько здоровый образ жизни, сколько стиль жизни.

Уточним, что понятие «стиль жизни (Life style)» определяется как «совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь».9 Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями. О стиле жизни судят по внешним формам бытия, в которые входит организация рабочего и свободного времени, занятия вне сферы труда (досуг, хобби), устройство быта, манеры поведения, ценностные предпочтения, вкусы, вопросы моды и др.

Кроме того, на российском рынке периодических изданий существуют журналы, посвященные вопросам прикладной психологии

9 Глоссарий, ru (http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi7ROhwgnlmonto).

(«Psychologies», «Наша психология» и др.) диетологии («Похудей», «Худеем правильно» и др.), беременности и родам («Мама и малыш», «9 месяцев» и др.), журналы для родителей, мужские и женские журналы и пр. В этих изданиях (как и в общественно-политических журналах) также встречаются рубрики, отведенные темам здоровья, здорового образа жизни.

Что касается газетной периодики, то специальные рубрики о здоровье есть в газетах «Комсомольская правда» (рубрика «Здоровье»), «Труд» (рубрика «Здоровье»), «Вечерняя Москва» (рубрика «Наука и здоровье»), «Собеседник» (рубрика «Здоровье» и рубрика «Красота»).

Другие газеты периодически освещают тему здоровья (как, впрочем, и медицинскую тематику вообще), в рубриках/разделах под названием «Наука» или «Общество»: «Российская газета» (рубрика «Здоровье» в разделе «Общество»), «Новая газета» (в разделе «Общество»), «Независимая газета» (приложение «Наука», рубрики «Образование», «Идеи и люди»), «Трибуна» (материалы о науке и здоровье в разделе «Общество»), «Коммерсант» (раздел «Общество»).

Говоря о проблемно-тематическом аспекте материалов о здоровье и здоровом образе жизни, заметим, что они основаны не только на популяризации отдельных форм медико-социальной активности (искоренение вредных привычек, следование гигиеническим нормам и правилам, санитарное просвещение, обращение за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдение режима труда, отдыха, питания). Они являются и пропагандой активной деятельности личности или группы людей, использующих материальные и духовные условия и возможности для укрепления здоровья, гармоничного физического и духовного развития.

Исходя из составляющих здорового образа жизни, очертим теперь круг наиболее популярных тем в спектре материалов о здоровье и здоровом образе жизни.

  • 1. Медицина и фармакология. Научно-популярные статьи о новинках медицины, открытиях, изобретениях, новых лекарствах, влиянии их на здоровье человека. Различные практические рекомендации по сохранению здоровья и профилактике заболеваний, вопросы диагностики конкретных заболеваний и способы их лечения. Способы лечения могут быть представлены как методами традиционной, так и альтернативной медицины.
  • 2. Здоровое питание. Информация о качестве употребляемых продуктов, диетах, рецепты полезных для здоровья блюд.
  • 3. Окружающая среда, природа и здоровье. Популяризация знаний о влиянии окружающей среды на здоровье. Состояние здоровья в зависимости от времен года (от профилактики простудных заболеваний зимой до способов защиты от солнечных ожогов летом и т.п.), Вопросы профилактики, навыки «первой помощи» и лечение заболеваний, вызванных негативным влиянием окружающей среды, к примеру, разного рода аллергий и др.
  • 4. Здоровье и красота. Материалы о красоте, правилах гигиены, закаливании и омоложении организма, советы по уходу за кожей, волосами, лицом и телом. Обзоры новинок косметического рынка, иллюстрации и рекомендации по их применению.
  • 5. «Звезды» и здоровый образ жизни. Жизнь публичных персон и их опыт ведения здорового образа жизни. Интервью, советы от звезд, истории успеха.
  • 6. Психология. Материалы об отношениях (производственные, семейные, любовные, сексуальные и пр.), об эмоциональной сфере жизни человека и работе его сознания, психических процессах, состояниях человека и закономерностях его поведения.
  • 7. Спорт, физкультура, фитнес. Пропаганда физически активной жизни, описание специальных комплексов физических упражнений с учетом возрастных и физиологических особенностей, статьи о новых направлениях в фитнесе, тренировочных средствах.
  • 8. Здоровье и воспитание детей, в основном, в изданиях для родителей. Воспитание здоровых привычек и навыков с раннего детства, лечение и уход за ребенком.

Тематика здорового образа жизни включает в себя и другие проблемно-тематические блоки и представляет собой целый комплекс пропагандистских направлений, ориентирующихся в целом на утверждение такой ценности как гармоничное развитие личности.

В журналах о здоровом образе жизни обычно присутствуют также отдельные блоки тем, не связанные напрямую со здоровьем, а формирующие скорее стиль жизни, определяющие качество жизни и уровень жизни. Это:

  • • Карьера и бизнес;
  • • Техника, телекоммуникации и автомобили;
  • • Мода и стиль;
  • • Путешествия.

Стоит подчеркнуть неоднородность публикаций о здоровье и здоровом образе жизни, а также присущий им прикладной характер. Чаще всего они являются просветительскими, научно-популярными, но одновременно содержат в себе утилитарную информацию — конкретные рекомендации читателю относительно применения тех или иных препаратов, профилактики и лечения заболевания, повседневного бытового и трудового режима и т.п.

Особенностью значительной части текстов рассматриваемой тематики оказывается их высокая рекламоемкость. Многие публикации выглядят откровенно рекламными или PR-материалами. Наиболее рекламоемкими являются рубрики, посвященные моде и красоте, косметологии и фармакологии, здоровому питанию и фитнесу.

Разговор о проблематике здорового образа жизни, здоровья на страницах современной прессы был бы неполным без упоминания довольно заметной группы изданий о здоровье и здоровом образе жизни, основу которых составляют письма читателей, истории обычных людей. Эти издания публикуют также материалы с советами практикующих врачей, но основное внимание уделяется популяризации нетрадиционных методов лечения болезней, применению «проверенных веками» народных рецептов. В письмах читатели рассказывают, как им удалось излечиться от той или иной болезни, а в некоторых рубриках, наоборот, публикуются письма людей, просящих совета в борьбе с недугом.

Лидер группы — самое многотиражное издание — журнал-газета «Вестник ЗОЖ» (www. ZOJ.ru, г. Москва, издается с 1992 г., выходит два раза в месяц, общий тираж его составляет 2 273 539 экз., некоторые разделы: «Ваши письма — самое дорогое, что у нас есть», «Это интересно», «Личный опыт», «Между нами», «Тему подсказал читатель», «Почту читает...», «Из деревни с любовью», «Жизнь после операции», «Зеленая аптека», «Мысли вслух», «Домашний доктор», «Отзовитесь!»). Успех и популярность «Вестника ЗОЖ» у аудитории, интересующейся народной медициной, значительную часть которой составляют пенсионеры, породил массу изданий-подражателей.

К данной группе относятся также следующие издания: журнал «здоровых людей» «Старый лекарь» (г.Москва, тираж 89 500 экз.), газета «Бабушкины рецепты» (издается с 2002 г., тираж 140 000 экз.), газета «Народный доктор» (г.Смоленск, тираж 213 800 экз.), газета «Твой доктор» (выходит еженедельно с 2003 г., тираж 60 000 экз.), научно-популярная медицинская газета «Столетник» (издается с апреля 2006 г., тираж 430 000 экз.), журнал «Предупреждение» (г.Москва, издается с мая 1999 г., тираж, 119 200 экз.), журнал «Письма здоровья. Лечебник», г. Санкт-Петербург, тираж 200 000 экз.), газета «Лечебные письма» (г. Санкт-Петербург, выходит 2 раза в месяц с 2003 г., тираж 680 000 экз.).

Отметим, что издания этой группы в максимальной степени релевантны своей аудитории: с ней налажена обратная связь. Кроме того, с помощью писем осуществляется и коммуникация, взаимодействие читателей друге другом.

Здесь необходимо обратить внимание на такой момент: освоение, использование, применение научного (или околонаучного) знания чита телями может осуществляться в разной форме и с разным результатом. Эффекты актуализации медицинской информации могут оказаться непредсказуемыми.

Ведь бывает, что некоторые действительно важные и научно доказанные факты подаются в СМИ без надлежащих комментариев или сопровождаются неправильными советами. Иногда сообщения на медицинские темы и темы здоровья, здорового образа жизни представляют собой вольно трактуемые факты, противоречивые и еще не проверенные клиническим опытом «сенсационные» сведения, заимствованные из случайных источников. Вред, который может нанести здоровью человека подобная некомпетентная «популяризация», очевиден. Авторы таких статей, в большинстве своем не имеющие серьезной общемедицинской подготовки и врачебного опыта, берут на себя большую моральную ответственность за правильность и научную безупречность рекомендаций. Задача журналиста — не только точно информировать читателя, но и разъяснять ему суть сообщаемого знания, помогать в его освоении. Чтобы предотвратить появление некачественных материалов медицинской тематики, необходимо выработать четкие профессиональные требования к журналистам-популяризаторам и создаваемым ими произведениям. Следует разработать критерии оценки качества научно-популярных текстов и определить условия и порядок их публикации.

Суворова Софья Петровна - кандидат филологических наук, научный сотрудник факультета журналистики МГУ

Татьяна

Московский университет

  • [1] «Медицинская журналистика в России: безграмотная, но уверенная», http:// www.inauka.ru/news/article47725.html. Источник: Медицинское информационное агентство Mednovosti.ru 2 Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения URL: http://www.who.int/ru/ (http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/ RU/constitution-ru.pdf)
  • [2] Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения URL: http://www.who.int/ru/ (http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/ RU/constitution-ru.pdf) 2 Материал из Википедии — свободной энциклопедии (http://ru.Wikipedia, org/) 3 Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. — М.: Медицина, 1988. 4 ' Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни// Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003. Энциклопедия социологии. 5 Corbin С. В., Lindsey R. Concepts of physical fitness with Laboratories. — WCB Brown&Benchmark publishers, 8th edition, 1994.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >