Здоровье и образование: журналистская практика в научных исследованиях студентов

Заявив о своем приоритетном интересе к проблематике общественного здоровья и признав качество журналистики о здоровье в целом неэффективным, не раскрывшим свои ресурсы и потенциальные возможности — свидетельством тому непобежденная пока приверженность россиян нездоровым моделям поведения и вредным привычкам — мы высказались о необходимости повышения общественного статуса проблематики здоровья во всей ее полноте и многообразии. Открывая научно-образовательный центр «СМИ и здоровье нации», мы считали, что вуз может быть одной из площадок, интегрирующей усилия специалистов разного профиля, и намеревались вести работу по разным направлениям: учебному, научно-исследовательскому, организаторскому, издательскому. Факультет журналистики МГУ приглашал к сотрудничеству журналистов, представителей общественных организаций, властных структур, медицинского сообщества и выражал готовность к участию в проектах партнеров и коллег. Обо всем этом было заявлено в первом сборнике «Журналистика и здоровье нации», вышедшем два года назад.

За это время многое изменилось. Пусть незначительно, но улучшились показатели общественного здоровья; увеличился объем информации, связанный с глобальной общенациональной проблемой; появились новые издания и телепередачи; интернет-пространство полнится все новыми ресурсами о здоровье; проблемы здоровья — в широком смысле — вышли на первый план среди информационных приоритетов пользователей, да и число их значительно возросло. Здоровым образом жизни увлечены уже не единицы, а значительная часть наших сограждан, и, что отрадно, в их числе все больше молодых людей.

В свою очередь, факультет журналистики МГУ инициировал и принял участие во множестве социальных проектов, акций, волонтерских программ; учредил общественную организацию и уже дважды провел конкурс «Панацея» для региональных журналистов, пишущих на темы здоровья; осуществил масштабное исследование по заказу Форума доноров об освещении деятельности благотворительных фондов в прес се; организовал выставки, участвовал в конференциях и многих других мероприятиях.

Особенно отрадно сообщить о том, что наши студенты проявили немалый интерес к этой проблематике — результатом работы в специальном семинаре стали их научные исследования. Представляя результаты этих исследований, хотелось бы подчеркнуть современный взгляд на понимание здоровья молодым поколением. Студенты дают оценку массмедиа, исходя из глубоких и верных представлений о здоровье как абсолютной ценности в человеческом мире, которую следует беречь и сохранять. Они уже осознали, что легковесности в подходе к этой теме быть не может. Здоровье — не борьба с болезнями, считают они; это жизненная философия, которую и следует поместить в основание всех информационных стратегий.

Возможно, эти работы пока не могут претендовать на высокий научный уровень и качество обобщений, но их ценность не вызывает сомнений. Во-первых, объектом внимания стали конкретные стороны журналистской практики: у «взрослых» исследователей, по-видимому, еще нескоро дойдут руки до отдельных изданий, программ, текстов, ситуаций, частных проблем. В данном случае конкретика и определенность привлекают — мнимая глобалистика и так избыточно представлена в научных исследованиях. Во-вторых, эти работы содержат множество точных, ценных и практически значимых наблюдений и выводов; они, несмотря на частный характер, вполне серьезны и отличаются здравым смыслом. Отсюда и обоснованно критический взгляд на текущую практику. Наконец, в-третьих, несомненно важна полезность, практическая ценность этих исследований для самих студентов. Не секрет, что молодежь уделяет здоровью не так много внимания, как того требуют их жизненные перспективы. Поэтому отрадно, что молодое поколение журналистов из множества предложений выбрало для себя эту проблематику и отнеслось к ней серьезно и вдумчиво. Приходит новое поколение — студентов, журналистов, граждан, для которого ценностные приоритеты становятся во всех смыслах здоровыми.

Дарья Рябова. Телевидение о здоровье

По данным Всемирной организации здравоохранения, проблемы, связанные с употреблением алкоголя, никотина, наркотиков, — а также более общая проблематика здорового образа жизни в целом — перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего на-

селения, более того, они влияют на развитие всей нации. Но в то же время здоровый образ жизни и особенно борьба с «вредными привычками» — это задача не только и не столько государства, но и каждого гражданина лично. В этом смысле образовательная и просветительская роль СМИ очень велика. Поток актуальной информации на темы здоровья в последние годы заметно вырос, и место телевизионных передач в нем особенно значительно. Это «Жить здорово», «Здоровье с Еленой Малышевой» (Первый канал), «О самом главном» (Россия-1), ток-шоу «Врачи» (ТВЦ).

Программа «Здоровье с Еленой Малышевой» впервые вышла в эфир 3 октября 1997 г. За эти годы зритель увидел более 500 оригинальных выпусков передачи. Несколько раз менялась форма программы. Она была тележурналом, ток-шоу и, наконец, стала настоящей телевизионной клиникой. Еще одна передача с Е. Малышевой «Жить здорово!» выходит ежедневно по будням. Передача «О самом главном» с ведущими Михаилом Полицеймако и Сергеем Агапкиным стала выходить на телеканале в 2010 г. С. Агапкин — доктор, специалист по традиционным системам оздоровления. Ведущие ток-шоу «Врачи» — четыре доктора, специалисты в разных областях медицины. Изучая эти программы, мы обращали внимание на тематику, достоверность и надежность информации (участие врачей, ученых), доступность предъявления информации, зрелищность, характер целевой аудитория, меру полезности.

Тематическая структура всех передач сопоставима: это информация о болезнях и способах их профилактики и лечения; здоровый образ жизни и его составляющие; просветительские материалы о физиологии человека, окружающей среде, жизненных установках в целом; полезная информация о быте, привычках, стандартах потребления; информация, адресованная отдельным аудиторным группам; советы врачей; сведения о лекарственных средствах. Одни программы предпочитают возвращаться к актуальным темам постоянно, развивая и продолжая их, другие выбирают комплексный подход, стараясь осветить тему одновременно с разных сторон. Все программы конкурируют в поиске способов подачи общих для всех тем.

Научность, достоверность и надежность информации обусловлена участием в передачах врачей и ученых. Они выступают в роли ведущих, экспертов, зрителей, присутствующих в аудитории. Приглашаются квалифицированные врачи-специалисты для дискуссии в рамках специальных тем.

Доступность и зрелищность — едва ли не основные проблемы, которые решают авторы передач. Необходимо донести сложную информацию до аудитории так, чтобы она не упрощалась, была понятна и при этом соответствовала законам зрительского восприятия. Создатели передачи решили эту задачу: сложные медицинские термины объясняются доступным языком, доходчиво, просто, ясно. Этому помогает визуализация материала: наглядная демонстрация сложных процессов при помощи компьютерных моделей, графиков, макетов. Для большей эффективности популяризации медицинских знаний в передачах участвуют звезды эстрады и кино. В студию приглашают людей с заболеваниями — им предлагают советы и рекомендации с разъяснениями применения. Для наглядности важные советы появляются в виде телетекста. Присутствующие в студии принимают участие в различных экспериментах: для этого используется специальное медицинское оборудование.

Самая зрелищная из всех программ — передача «О самом главном», которую ведут актер М. Полицеймако и врач С. Агапкин. Актер активно работает со зрительным залом. Он организует интересные, связанные с тематикой здоровья, викторины, и знатоки получают призы. Одна из передач была посвящена гипнозу, и в студии был загипнотизирован зритель. В другом выпуске Полицеймако изображал различные травмы, а люди из зала пытались ему помочь (была даже инсценирована автомобильная катастрофа). Все это очень привлекательно для зрителей, однако возникает закономерный вопрос о допустимых границах таких приемов. Не превращают ли они передачу на серьезную тему в развлечение? Существенны также этические проблемы прямого участия зрителей в демонстрационных эпизодах.

Целевая аудитория всех передач рассчитана на широкий круг зрителей; но в первую очередь на людей среднего и пожилого возраста. Передача «О самом главном» могла бы привлечь и молодежную аудиторию, если бы ее показывали в другое время, например, вечером.

Полезность передач определяется возможностью получить большой объем компетентной информации и привлечением внимания к правильному образу жизни, необходимости обращаться к врачам. Полученные во время передачи знания можно применить в повседневной жизни, например при покупке тех продуктов, о которых шла речь в выпусках, или для приготовления полезной, здоровой пищи. Все советы передачи «О самом главном» ориентированы на их применение в повседневной жизни. Передача совмещает полезность и развлекательность, что импонирует широкой аудитории. Действительно, следование принципам здорового образа жизни не должно ассоциироваться с чем-либо занудным и тягостным. А вот в ток-шоу «Врачи» на ТВЦ, на наш взгляд, слишком много длинных, довольно скучных разговоров, обилие научных терминов, сложных для понимания; советы часто очень быстро проговариваются, аудитория их плохо усваивает. Ставка делается на приглашенных звезд, но даже это не спасает передачу.

Итак, сегодня нет недостатка в телепередачах о здоровье. Все они приглашают профессиональных врачей, в отличие от ранее существовавшей и вызывавшей обоснованную критику передачи «Малахов+». Это говорит о том, что пришло, наконец, осознание ответственности за те рекомендации, которые даются зрителям с телеэкранов. Понимая, что для того, чтобы выжить на современном медийном рынке, необходимо привлечь внимание аудитории, каждую передачу ее создатели стараются сделать более зрелищной, наглядной, интересной, иногда — превышая разумную меру и превращая ее в развлекательное шоу. Между всеми рассматриваемыми передачами есть свои различия, но главное, что все они направлены на просвещение людей в плане сохранения и укрепления здоровья и с этой главной задачей справляются. Стоит задуматься о создании специальных телепередач о здоровье для детей и особенно молодежи, ведь именно в детстве и юности у человека формируется тот образ жизни, которому он будет следовать в дальнейшем.

Маргарита Коржук. Тематические страницы о здоровье на сайтах массовых изданий

Социологические опросы показывают, что аудитория СМИ, в том числе и Интернета, проявляет устойчивый интерес к информации о здоровье и медицине. Возникает вопрос о качестве данного контента, а также о характере использования его аудиторией. Мы изучили сайты популярных газет «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты» за ноябрь 2010 г.

При наличии большого числа серьезных проблем и слабой системы здравоохранения, а также невежества граждан в отношении собственного здоровья, необходимо серьезно задуматься о том, как освещать темы здоровья, стремиться к полноте и глубине тематики, привлекать максимальное внимание к состоянию системы здравоохранения. Рассмотрим, направлена ли информационная политика изданий на реализацию этих целей?

На любом сайте есть возможность разместить очень большое количество материалов, в разы превышающее число статей, напечатанных в бумажных СМИ. Большой объем текстов создает иллюзию насыщенности, достаточности, у читателя возникает ощущение полной осведомленности в каком-то вопросе. Нередко это приводит пользователя к самолечению, самостоятельной постановке диагноза и т.д. Происходит подмена качества информации ее количеством, что весьма опасно для людей, принимающих решения о своем здоровье на основании прочитанного.

На основании анализа основных тем материалов сайтов http://www. aif.ru/health и http://kp.ru/daily/health создается впечатление, что здо ровье — это красота и внешняя привлекательность, а не состояние организма, не качество системы здравоохранения. Общее впечатление от сайтов — это не та серьезная журналистика, которая способна быть полезной современным, активным и занятым людям. Есть сомнения и в том, что журналисты, пишущие о здоровье, осознают ответственность за свои слова, предвидят возможные опасные для читателей последствия. Попытаемся аргументировать свои выводы.

Почти половина статей ориентирована на женскую аудиторию. Материалы, посвященные диетам, избавлению от морщин и т.п., наиболее часто читаются и наиболее активно обсуждаются на форуме. Но это мало относится непосредственно к здоровью.

Сайт «Аргументов и фактов» почти не публикует материалов, затрагивающих вопросы реформирования здравоохранения в России в целом. За рассматриваемый нами период на сайте было помещено всего две статьи, одна из которых — о положении врачей («Россия: хороший доктор в хлеву»), вторая — о месте современной российской медицины в мировом рейтинге («Кудесники или бездари: российская медицина — отсталая или продвинутая?»), что составляет менее 2% от числа материалов, опубликованных на сайте за месяц. Небольшая часть текстов затрагивает проблемы здоровья и рассказывает о современных способах лечения. Как правило, выбираются широко распространенные и неопасные болезни: простуда, дисбактериоз, изжога, головная боль и мигрень; тексты написаны простым и понятным языком, что помогает читателям, не слишком сведущим в медицинской терминологии, легко усваивать их. Но есть опасность, что читатели будут считать: заниматься своим здоровьем — это также легко и просто.

Страница «Здоровье» на сайте «Комсомольской правды» за ноябрь 2010 г. по тематической структуре сходна с «АиФ»: из опубликованных за месяц 164 статей не было ни одной, посвященной системному кризису здравоохранения и состоянию медицины в стране. Все они рассказывали о наиболее часто встречающихся и не представляющих угрозы для жизни заболеваниях, о способах поддержания себя в хорошей физической форме, изредка приводили курьезные исторические факты, связанные с медициной («Как наследственную болезнь британского монарха клизмами лечили»).

Есть ряд особенностей подачи здравоохранительной тематики, которые привлекают внимание аудитории. Характерный для «Комсомолки» подход — эксперимент. В ноябре 2010 г. несколько журналистов, выбрав разные диеты, начали им следовать, чтобы определить, какая диета поможет быстрее похудеть к новому году. Подобная тактика позволяет заинтересовать посетителя сайта, заставляя его постоянно следить за ходом эксперимента. Зачастую пользователь, зашедший на сайт случайно один раз, становится его постоянным читателем. Кроме того, заголовки статей часто формулируются в виде вопросов («Спасут ли кожу от мороза крем и помада?», «Что нужно знать каждому о профилактике заболеваний печени?»). Это дает возможность выстроить материал по типу «вопрос — ответ». Подобный вид текстов легче усваивается за счет строго структурированной формы, что весьма важно, если учесть, что публикуются статьи на сайте.

Конечно, внимание к проблематике здоровья, любая просветительская информация полезны для российского читателя, в массе своей ведущего нездоровый образ жизни, часто не владеющего элементарными знаниями. Интерес аудитории к теме здоровья активно используется изданиями и сайтами для массовой аудитории, в этом же направлении действуют и тележурналисты, и популярные глянцевые издания. Здоровье — это красиво и легко достижимо, необходимо лишь пользоваться определенными товарами и услугами для его поддержания. Таков основной информационный посыл этих СМИ, который представляется нам чрезмерно облегченным и поэтому потенциально социально опасным.

Мария Блохина. Антиалкогольный медиадискурс российских СМИ

Алкоголизм — одна из самых острых социальных проблем России. Занимая четвертое место в мире по объему потребления алкоголя на душу населения, Россия уже давно обрела имидж самой пьющей страны в мире. Социальные последствия алкоголизма разрушительны и крайне опасны для развития страны: масштабы распространения болезни приобрели характер эпидемии, они прямо влияют на высокий уровень смертности, на рост преступности, на огромное число дорожно-транспортных происшествий; распространение алкоголизма разрушает семейные отношения; катастрофично воздействие алкоголя на судьбу отдельной личности и общества в целом. По негативному влиянию на жизнь и здоровье чрезмерное употребления спиртного занимает в современном мире третье место после голода и эпидемий — в России показатели смертности от инсультов, инфарктов, отравлений, убийств, самоубийств и различных травм гораздо выше, чем в развитых странах. Каждая третья смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем.

На конец 2010 г. статистика смертности в России такова: из 2,1 млн чел. в год алкоголь виновен примерно в 700 тыс. случаев, курение — в 350-400 тыс.; в автомобильных авариях на дорогах России ежегодно гибнет около 30 тыс. чел.

Ситуация, вызванная чрезмерным употреблением алкоголя, продолжает ухудшаться. Интересен такой малоизвестный факт: в Москве гибель от случайных отравлений спиртным снизилась на 23,3% (сказались меры борьбы с продажей некачественного алкоголя), однако общий уровень смертности от алкоголезависимых причин вырос на 4,5% — прямое свидетельство роста употребления. Сегодня оно в России превышает 15 л (по другим оценкам — 18 л) чистого алкоголя на душу населения. Алкоголизм становится важнейшим деструктивным фактором демографического, социального и экономического развития России. Отказ от чрезмерного потребления крепких алкогольных напитков в последние годы становится вопросом выживания России[1].

Наличие проблемы давно осознано и на государственном, и на бытовом уровне. Однако признать проблему и найти эффективные способы борьбы с ней — не одно и то же. Предпринимались попытки решения проблемы; однако — при том, что были достигнуты некоторые позитивные результаты (например, последняя «горбачевская» масштабная государственная кампания на короткое время привела к замедлению негативных демографических процессов) — добиться кардинальных перемен не удается. Напротив, каждая новая попытка приводит к очередному обострению проблемы. И в последние годы предпринят ряд конкретных мер по борьбе с алкоголизмом, связанных с ограничением продаж, однако общество восприняло их скептически. Почему?

В поисках ответа мы обратились к анализу публикаций двух влиятельных и популярных российских изданий — общероссийской газете «Известия» и еженедельнику «Русский репортер». Период исследования — вторая половина 2010 г. (июль-декабрь). В процессе анализа предметом внимания были объемы присутствия темы (доля в общем контенте), тематические аспекты, жанровые подходы, авторская позиция по отношению к проблеме.

Исходной позицией анализа было представление о том, что характер освещения социальных проблем в средствах массовой информации отражает степень понимания обществом самой проблемы и влияет на ее решение. Выбор пал на «Известия» и «Русский репортер» как на издания, проявлявшие интерес к социальной проблематике, сумевшие найти интересные, свежие, разнообразные средства подачи непростых для изучения

тем, и вместе с тем не склонные к упрощениям и популизму, характерным для массовых изданий. Ожидалось, что и для проблемы алкоголизма эффективные методы освещения ими найдены, что у редакций есть собственные концепции, как освещать проблему.

За этот период в «Русском репортере» было опубликовано 9 материалов, главной темой которых стала алкогольная проблема. Это в среднем по 1-2 материала в месяц. Основные жанры — репортаж и новостная заметка. Из 9 материалов только в 5 признается наличие проблемы употребления алкоголя населением и пагубных последствий этого употребления. Всего два по-настоящему глубоких материала с проникновением в суть проблемы написаны в ключевом для этого издания жанре репортажа-расследования, но в обоих отношение к проблеме алкоголизма крайне скептическое: журналисты не связывают перспектив с действиями в условиях текущих законодательных инициатив, не организуют выдвижение, обсуждение альтернативных путей борьбы с алкоголизмом.

Так, в материале «Крепкий сон», посвященном новой антиалкогольной мере, принятой в 2010 г., согласно которой была запрещена продажа алкоголя после 22 часов, автор проявил неверие в возможность разрешения проблемы или хотя бы положительную динамику. Он использовал только односторонние комментарии, согласно которым эта новая мера бесполезна и бесперспективна, но ни своих аргументов, ни позиций привлеченных экспертов, содержащих что-либо конструктивное, не привел. Текст — критический отклик на то, что предложено сверху; инициативы со стороны общества не рассматриваются.

«Русский репортер» стремительно ворвался на российский медиарынок и стал изданием-брендом именно потому, что заполнил пустовавшую ранее информационную нишу — нишу качественной нарративной журналистики о жизни социума. По темпам роста тиражей он опережает другие еженедельники. Недостаток внимания к острейшей для России проблеме — досадный просчет в его информационной политике; но этот факт подтверждает, что общество (а журналисты — его часть) не считает алкоголизм первоочередной социальной проблемой и еще не готово серьезно анализировать ее по существу, если даже профильное издание не уделяет ей должного внимания.

В «Известиях» за исследуемый период «алкогольная» тематика затрагивалась более чем в 130 материалах, можно наблюдать повышенное внимание к этой теме. Частота обращения к этой проблеме составляет 1-2 материала в номере. Важно, что во всех признается наличие деструктивного влияния алкоголизма на жизнь общества — твердость антиалкогольной позиции сомнений не вызывает.

Тематический разброс антиалкогольного дискурса «Известий» достаточно широк — это анализ государственной политики, позиция общества, освещение событий, драматические последствия которых связаны с употреблением алкоголя (особенно — вождение в нетрезвом виде), рост детского и юношеского алкоголизма, зарубежный опыт антиалкогольных кампаний и др. Тематическое разнообразие свидетельствует о постоянном внимании газеты к теме и полноте ее освещения.

Основные жанры — новостная заметка, расширенная информация, корреспонденция, статья, а также комментарий, репортаж, проблемноаналитическая статья, обозрение. Жанровое разнообразие свидетельствует о стремлении представить проблему с разных сторон, на разных уровнях.

Большинство публикаций, практически половина всего массива (65 текстов) посвящены изменениям в законодательстве — это сообщения о новых антиалкогольных мерах, прогноз относительно перспектив этих изменений, материалы об их реализации. «Известия» уделяют большое внимание политике государства, а также общественной дискуссии вокруг предпринимаемых мер: газета публикует сразу несколько разнообразных, в том числе прямо противоположных точек зрения на каждое из изменений. Часть текстов посвящена откликам на события, реакции массовой аудитории на предлагаемые законодательные поправки.

Особое внимание уделяется росту цен на алкоголь как одному из антиалкогольных механизмов: эффективность этого механизма, как известно, вызывает в обществе споры. «Известия» поддерживали антиалкогольную политику государства, включая такие меры, как ограничение продажи алкогольных напитков лицам моложе 21 года, хотя и признали, что на данном этапе эта политика не приносит ожидаемых результатов. Рассматриваются ее перспективы на ближайшее будущее.

В качестве примера можно сослаться на оценку редакцией двух конкретных мер: запрет ночной торговли крепкими спиртными напитками и введения минимальной цены на водку. Первую «Известия» рассматривают как более действенную меру, чем вторую: «ночной запрет» ограничит употребление для людей, страдающих от алкоголизма и склонных к хулиганству, а введение «минималки» будет стимулировать распространение нелегальной продукции и снизит качество, но не повлияет на уровень пьянства в стране. Обе позиции — дискуссионные; в данном случае важно, что обсуждение по существу проблемы поддерживается редакцией и стимулирует общественную экспертизу.

В «Известиях» выражается мнение экспертных лиц по поводу методов борьбы против массового алкоголизма, а также комментарии медиков, которые, опираясь на фактические данные, снова и снова подтверждают необходимость принятия радикальных антиалкогольных мер как средства борьбы с растущей деградацией человеческого потенциала страны. Привлечение к обсуждению темы профессионалов повышает эффективность дискурса.

В целом информационная политика «Известий» выглядит более продуманной, основательной, сбалансированной — и по тематике, и по подходам, и по привлечению экспертов. К сожалению, в «Русском репортере» признаки концептуального подхода обнаружить не удалось. Возвращаясь к вопросу о причинах неэффективности антиалкогольной активности в масштабах всего общества, мы не видим в публичном пространстве выраженного негативного общенационального отношения к проблеме алкоголизма. Общество до сих пор не видит в ней угрозы национальной безопасности.

Дарья Семененко. Проблемы психологического здоровья в журналах для женщин

Глянцевые журналы для женщин — популярная и активно развивающаяся группа изданий на медиарынке. Стандартная «начинка» любого женского журнала — материалы о моде, красоте, жизни знаменитостей и взаимоотношениях с окружающими людьми. Немалое место в контенте изданий занимает освещение психологических проблем, проблематика психологического здоровья. Женские журналы стали одной из первых типологических групп прессы, сделавших эту актуальную проблематику самостоятельным разделом содержания, чем не в последнюю очередь привлекли аудиторию, и не только женскую.

7% физически здоровых людей в России страдают от глубоких депрессий, страхов, навязчивых идей или плохого настроения. У 40% есть психические расстройства, еще не перешедшие в болезни. По мнению экспертов, к 2020 г. психические расстройства войдут в мировую пятерку болезней-лидеров и будут сравнимы с сердечно-сосудистыми болезнями как причины потери трудоспособности. Ежегодно в России совершается 60 тыс. самоубийств: это вдвое больше, чем гибнет на дорогах. Это люди, которые остались один на один с неразрешенной проблемой. Причиной гибели подростков чаще всего становится непонимание со стороны взрослых и одноклассников. Каждый год в России 8 млн чел. обращаются за психологической помощью, 300 тыс. чел. — тяжелобольные, находящиеся в стационарах, полумиллиону наших сограждан поставлен диагноз «шизофрения».

На этом фоне «простые» проблемы, знакомые каждому человеку — переживания, тяжелое настроение, внутренние конфликты или конфлик ты с окружающими, — кажутся не слишком серьезными и во внимание обществом не принимаются. Однако это громадное заблуждение: специалисты считают, что каждый россиянин теряет годы жизни, не решая свои проблемы. В неустойчивой психике наших соотечественников виноваты стрессы, кризисные ситуации, напряженная жизнь в мегаполисах. Но обращаться к психиатрам и психотерапевтам считается чем-то стыдным или неудобным. Среди причин — отсутствие национальной традиции обращения за помощью к врачам-специалистам в этой области; массовые заблуждения относительно необходимости и возможности легитимации, общественного признания потребности в психологической помощи, в публичном обсуждении проблемы. Наша ментальность не включает понятие психологической культуры; это считается слабостью. Однако признана проблема публично или нет — от этого она не перестает существовать. Так и живет большинство — не испытывая удовлетворенности жизнью, не чувствуя себя счастливыми. Последствия игнорирования проблемы — снижение личностного потенциала, неврозы и депрессии, соматические заболевания. Часто люди не подозревают, что выход есть, что им можно помочь. Конечно, даже нужная прочитанная информация не заменит консультации врача, но в большинстве случаев она необходима для повышения психологической культуры, для того, чтобы подсказать пути выхода из кризиса. Часто она важна сама по себе, ведь в большинстве случаев люди здоровы, просто им нужна поддержка, совет в трудных жизненных ситуациях, что во многих случаях не позволит проблеме стать болезнью.

Однако, несмотря на остроту потребности, в массмедиа очевиден недостаток соответствующей информации. Исключением стали гендерно дифференцированные журналы, т.е. издания для женщин и мужчин. Не секрет, что по популярности среди современных женщин на одном из первых мест находятся глянцевые журналы. Почему? Безусловно, сыграли роль общая рекреативная направленность журналов, их дизайн; но дело не только в этом. Журналы взяли на себя функцию собеседника, сделали попытку создать атмосферу доверительного общения и — самое главное — обратились к сфере чувств и переживаний, стали обсуждать психологические проблемы и трудные ситуации из различных областей жизни женщины.

В то время как большинство европейских и американских женщин регулярно посещают психолога или хотя бы раз в жизни обращались к нему за советом в трудной ситуации, российские женщины привыкли просить психологической поддержки у подруг. Шаг в этом направлении — помощь другого человека — журналиста, пусть и удаленная, на страницах журнала. Неизбалованная российская аудитория приняла эту помощь с интересом и благодарностью. Насколько адекватна и качественна эта помощь?

Целью данной работы было описание, анализ и оценка качества психологической проблематики в популярных изданиях для женской аудитории. Для исследования отобраны номера ежемесячных журналов Cosmopolitan и ЕПе Girl (публикации с сентября 2009 г. по ноябрь 2010 г.). Выбор именно этих изданий обусловлен некоторыми их особенностями. Эти журналы являются русскими версиями мировых изданий. Благодаря «раскрученности» их популярность существенно превышает популярность других изданий того же типа. Данные издания рассчитаны на разную возрастную категорию; материалы Cosmopolitan адресованы женской читательской аудитории в возрасте примерно 20-45 лет, а аудитория ЕПе Girl — это преимущественно девушки среднего и старшего школьного возраста. Интересно проследить, как изменяются подходы в освещении психологического здоровья в зависимости от возраста читательской аудитории, а также как варьируются тематические аспекты. Cosmopolitan уделяет много внимания вопросам психологического здоровья. Несколько постоянных рубрик журнала полностью посвящены этой теме: «Твоя жизнь», «Ты&Он», «Непростая история», «Ее признания». На страницах рубрики «Форум: есть проблема» регулярно публикуются письма читательниц с интернет-форума Cosmopolitan с комментариями читателей и психолога. Тематика публикаций достаточно широка: отношения между полами, внутриличностные проблемы женщины, взаимоотношения с родителями и друзьями, частные ситуации и многое другое.

ЕПе Girl публикуем в каждом номере в среднем два материала, имеющих отношение к психическому здоровью. Статьи психологической тематики публикуются в составе постоянных рубрик журнала: «Важная тема», «Репортаж», «Гуру». Доля текстов о психологии в них достаточно велика.

Основной тематический приоритет журнала Cosmopolitan — взаимоотношения с мужчинами. Наибольшее внимание уделяется таким аспектам, как одиночество, расставание, мужская измена, конфликты темпераментов, трудности совместной жизни. Эти «вечные темы» по-прежнему волнуют читательниц. Немало текстов на темы практической психологии: бытовые конфликты, компромиссы; психология сексуальной жизни также заняла свое место. Набирает популярность такая тема, как психология карьеры. Внутренние конфликты, душевное состояние, неудовлетворенность жизнью, депрессии, неврозы и душевные расстройства — т.е. серьезная и отнюдь не развлекательная тема «я сама» также присутствует в журнале, но по объему информации значительно уступает и теме взаимоотношений, и практической психологии. Читательницы невольно делают для себя вывод: внутреннее гармоничное состояние может быть достигнуто женщиной при условии, что она умеет «ладить» с окружающими, и прежде всего с мужчинами, причем чаще при помощи психологических манипуляций, нежели в результате психологической грамотности, самостоятельности и внутреннего достоинства.

Контрасты в содержании ЕПе G/г/выражены еще резче: тематика взаимоотношений заботит аудиторию молодежного издания, пожалуй, даже больше, чем любая другая. Данное издание рассчитано на девушек в возрасте 13-17 лет. Это так называемый «переходный возраст»: тот самый возраст, когда в подростке появляется интерес к противоположному полу, в том числе сексуальный. ЕПе Gir/ъ этом деликатном вопросе достаточно четко обозначает свою позицию. Материалы носят характер «монолога старшей сестры»: доверительным тоном молодым девушкам сообщаются какие-то факты, касающиеся как духовной, так и физической стороны взаимоотношений, причем последней уделяется немало внимания. Проблема секса и сексуальности — совершенно новая, неизведанная область для подростка. Журналисты стараются донести до читательниц «простые истины» таких непростых взаимоотношений между полами. Авторам журнала удается, используя в тексте различные термины, тактично толковать их. Не секрет, что многие (особенно старшее поколение) упрекают современную молодежную прессу в пропаганде излишне свободных нравов, «свободной любви» и безответственных половых связей. В отношении журнала ЕПе Girl так сказать нельзя, поскольку издание много внимания уделяет созданию медиаобраза читательницы (именуемой в нем «настоящая ЕПе Girl» — девушка в стиле ЕПе}. Это ученица старших классов школы, прилежная и ответственная, стремящаяся к самосовершенствованию и интересующаяся модой, красотой, стилем жизни.

Но когда читаешь материалы журнала, создается впечатление, что такую девушку мало беспокоят другие психологические проблемы. Внутреннее психическое здоровье не получает столь же широкого освещения, как вопросы межполовых взаимоотношений. Публикации такого плана встречаются очень редко. Тема психологического здоровья личности представлена в журнале лишь тремя публикациями за год. И написаны они не так интересно, как статьи об отношениях между девушками и молодыми людьми. Материалы, посвященные проблемам отношений с обществом, присутствуют на страницах издания тоже в ничтожно малом количестве — в 12 номерах всего 2 текста. В процессе анализа не было обнаружено ни одного материала, посвященного взаимоотношениям с родителями. Между тем, этот вопрос является одним из важнейших в жизни молодой девушки. Налицо заметная тематическая несбалансированность, односторонность в освещении психологических проблем. Предположение подтверждается анализом писем, публикуемых в журнале: в них нет тематических предпочтений. Вопросы читательниц в равной степени касаются как взаимоотношений между полами, так и отношений с родителями, друзьями, и внутренних психологических проблем. Может быть, журналисты излишне педалируют значимость для девушек психосексуальной проблематики?

Рассмотрим круг авторов и формы подачи текстов психологической проблематики. Комментарий психолога — важный составляющий элемент многих текстов. Авторитет специалиста делает текст более убедительным. Психолог в сознании читателя — человек, который знает истину, дает правильную интерпретацию проблемы, говорит о мотивах и способах ее решения. Психолог делает либо обобщающие выводы по нескольким ситуациям, либо комментирует каждую историю в отдельности. Еще одна группа экспертов — знаменитости, так называемые гуру. Их ответам посвящена специальная рубрика в ЕПе Girl: формат рубрики — письма читателей и комментарии звезд. В каждом выпуске рубрика занимает один разворот; на каждой полосе публикуются письма и ответы. Конечно, задавая вопрос знаменитости, нельзя ждать в качестве ответа нечто вроде истины в последней инстанции; гуру — не специалист, не эксперт. Однако журналисты охотно используют интерес девушек к знаменитостям. Зачастую звездам не удается оставаться беспристрастными в своих советах: они пускаются в рассказы о своей личной жизни и подают не самые лучшие примеры. Гуру руководствуются личным опытом, отвечая читательницам, а те принимают все их высказывания на веру, как рекомендацию эксперта.

Для журналов в целом и для психологической проблематики в частности характерен ситуативный подход: письма читательниц, рассказанные истории, исповеди, смоделированные ситуации отражают стремление подавать материал конкретно, наглядно, эмоционально. Заметно стремление к прагматичной ценности текстов. В подаче материалов журналисты довольно изобретательны. В Cosmopolitan есть постоянная рубрика «Форум: есть проблема», которая уже на протяжении нескольких лет пользуется популярностью у читательниц. Журнал публикует в каждом номере по три письма читательниц с интернет-форума издания. В письмах женщины описывают свои проблемы и просят совета. К каждому письму прилагается по нескольку коротких комментариев читательниц с форума и достаточно объемный и обстоятельный комментарий психолога. Именно здесь дается слово читательницам журнала, на этих страницах они могут заявить о своих проблемах и получить ответ на волнующие вопросы.

Подводя итог, можно отметить стремление женских журналов уравнять в правах проблемы психологического, душевного самочувствия с другими темами, показать их высокую значимость для человека. Такой подход можно только приветствовать, несмотря на то, что в его реализации немало уязвимых мест: это упрощенное понимание проблем психологического здоровья, нередко патриархальное, не соответствующее современным потребностям понимание социальной роли женщины — при всей видимой «крутости» контента. Необходимо отметить, что, учитывая высокую популярность журналов для женщин, качество освещения проблем психологического здоровья еще пока не полностью отвечает запросам аудитории.

Елена Потапова. Здоровый образ жизни в глянцевых журналах для женщин и мужчин

Здоровый образ жизни — одна из основных составляющих контента глянцевых изданий. Плохая экология, образ жизни современного офисного работника, нехватка времени — все это отражается на самом ценном, что есть у человека, — его здоровье. Мало кто может позволить себе дорогостоящее лечение или бесплодно стоять в очереди на бесплатное медицинское обслуживание, а тем более уйти на больничный перед самой сдачей очередного проекта. А еще современные люди — как мужчины, так и женщины — хотят выглядеть красиво и естественно, не прилагая к этому больших усилий. Есть ли панацея, способная осуществить эти и подобные им желания? Глянец весьма преуспел в том, чтобы мы поверили в ее существование. Здоровье — успех — престиж: такая устойчивая связь отличает сознание целевой аудитории этой группы СМИ, и потому создателям журналов легко овладеть вниманием своих читателей, активно стремящихся к успеху.

В данной работе анализировались материалы о здоровом образе жизни в журналах для разных гендерных категорий: мужчин и женщин. Также рассматривалась роль рекламы в журналах, чтобы определить: противоречит ли она здоровому образу жизни, поддерживает его или же просто навязывает потенциальному покупателю товар. Исследовались все номера журналов Cosmopolitan и Men’s Health за 2010 и 2011 гг., а также публикации на сайтах этих журналов.

Cosmopolitan — это типично глянцевый журнал, главные акценты в котором делаются на моде, взаимоотношениях с противоположным полом и уходе за своей внешностью. Рубрика «Твое здоровье» занимает около десяти страниц, тогда как общий объем журнала составляет порядка 400 страниц.

Основной жанр, используемый в рубрике «Твое здоровье», — «вопрос — ответ»; материалы, написанные на основе опросов читательниц; подборки занимательных фактов о здоровье. Тематика рубрики разнообразна, но всегда непосредственно связана с потребностями современной женщины с учетом ее занятости. Самым полезным разделом является «Личный доктор», так как здесь решаются конкретные проблемы. Хотя тут есть свои минусы: специалисты часто весьма поверхностно представляют описанную в письме проблему и не могут дать конкретных советов, а обычно отвечают парой общих фраз и стандартными рекомендациями.

Для меняющихся подрубрик пишут журналисты, но при этом они обязательно консультируются со специалистами. Часто информацию подбирают с помощью электронных ресурсов, порой статьи представляют рекламодатели. Это не всегда в пользу читателя. Так, актуальная зимой статья «Грипп? Врага надо знать в лицо!» фактически сводится лишь к рекламе поливитаминов.

Рекламные материалы, сопутствующие темам о здоровье, представляют товары, которые в первую очередь могут заинтересовать женщин: средства личной гигиены, дезодоранты, контактные линзы, каши для завтраков, питьевая вода и т.д. Между статьями в рубрике «Твое здоровье» ловко размещены рекламные тексты, замаскированные под обычные познавательные статьи. Так, один из номеров содержал не только рекламу зубной пасты, цифрового теста на овуляцию, но и целые страницы под знаком «соз/лопромоушн» с рекламой как потребительских товаров, так и ресторанов, отелей. В журнале есть реклама алкоголя (в основном это игристые вина и коктейли) и сигарет.

В целом материалы, публикуемые в рубрике «Твое здоровье», подаются достаточно легко и непринужденно — так, чтобы читательницы могли узнать что-то новое, но при этом не вдавались в сложные подробности, не пугались неприятных фактов или шокирующей статистики. В таком объемном издании можно было бы выделить больше места для освещения здорового образа жизни, для более углубленных консультаций специалистов. Ведь если человек охвачен психофизическим беспорядком, то ему нужны солидные консультации серьезных специалистов, а не фрагментированная и богато иллюстрированная информация из журнала. Нездоровому человеку вряд ли поможет даже тонна косметики, ведь если непорядок у него внутри организма, то нужно заниматься основательным лечением, а не покупкой дорогих средств по уходу за собой или сбалансированных каш на завтрак.

Men's Health — это журнал, специально посвященный здоровому образу жизни. Здесь много подробных и качественных статей про различные аспекты здорового образа жизни, при этом вольная и дружеская по отношению к читателю подача материалов весьма привлекательна. Информация проверяется специалистами из разных областей медицины, поэтому достоверность материалов очевидна.

В журнале довольно много страниц посвящено рациону и правильному питанию, предоставлены рецепты различных полезных блюд. Несколько разделов выделено для освещения различных видов спорта, зачастую экстремальных. Рекламы относительно немного, и она практически не относится к теме здоровья. Но, к сожалению, в журнале про здоровье есть реклама алкоголя — пива и дорогих спиртных напитков.

Тема здоровья в журнале Men’s Health освещается качественно и со вкусом. У читателя не возникает претензий по поводу публикуемых материалов о здоровом образе жизни. Однако хотелось бы, чтобы журнал был более ориентирован на проблемы россиян. Критические статьи о вреде алкоголя и курения с весомыми пояснениями специалистов и красноречивыми показателями из реальной жизни не испортят рейтинг журнала, зато могут повлиять на формирование полезных привычек у читающих его мужчин.

По итогам анализа выяснилось, что в издании для женщин здоровью уделяется слишком мало места, к тому же статьи построены по принципу «больше развлечений, меньше волнений». Интересные, но малополезные факты о здоровье на нескольких страницах в довольно объемном издании выглядят неубедительно. Еще один негативный фактор — это наличие рекламы спиртных напитков и сигарет, хотя и в небольшом количестве. Тем не менее это досадный минус, из-за которого происходит бессознательное подчинение рекламе и покупка вредных для здоровья вещей. Очевидно, что для такого солидного издания увеличение страниц о здоровом образе жизни не только не будет проблематичным, но и прямо показано.

Журнал Men’s Health — узкоспециализированное издание. Тут действительно гораздо больше полезных и разнообразных статей о здоровье, при этом, несмотря на легкость языка, пишутся они на серьезные темы. Но реклама алкоголя и сигарет недопустима в данном типе журналов, тем более что его главная и явная цель — поддержание здорового образа жизни у мужчин молодого и среднего возраста, что так важно для нашей страны.

Достоинством обоих журналов является то, что на вопросы читателей отвечают квалифицированные специалисты. Однако было бы хорошо, если бы в штат редакций журналов были включены психологи или психотерапевты, которые помогают решать в первую очередь проблемы, связанные с душевным здоровьем, что тоже немаловажно в наш нервный и полный стрессов век.

Виталий Паршутин. Освещение проблем здорового питания в журналах для мужчин

Идея здорового питания как основного элемента здорового образа жизни становится популярной, активно пропагандируется средствами массовой информации, осваивается все более широкими слоями населения. Однако следовать принципам здорового питания не так просто. Характер питания человека совсем недавно (по историческим меркам) резко изменился. Наши предки на протяжении тысячелетий жили в чистой окружающей среде, ели натуральную полноценную пищу: растительные продукты, выращенные на чистой плодородной почве. Всего за несколько десятилетий люди так загрязнили окружающую среду, что чистых продуктов практически не осталось. Патриархальный тип питания вследствие значительно выросшей численности населения и изменения образа жизни в настоящее время невозможен. Появилась и массово используется пища, которую наши предки не знали: маргарин, промышленные консервы, продукты быстрого питания, генетически модифицированные продукты и т.п. В результате мы вынуждены питаться более загрязненной химическими добавками и менее полноценной пищей. Немалую роль в нездоровом питании играют и социальные условия.

Согласно официальным данным, в последние десять лет состояние здоровья россиян ухудшилось: продолжительность жизни в стране значительно ниже, чем в развитых странах, кроме того, у большей части населения выявлено отсутствие полноценного питания. В 2008-2010 гг. дефицит полноценного белка в пище составлял 25-30%, витаминов группы В — 30-40%, витамина А — 30%, основных природных антиоксидантов — витамина Е и витамина С — 70-90%. Повседневный рацион большинства россиян — это пища «бедняков»: углеводисто-жировая, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом пищевых волокон, витаминов и микроэлементов. По мнению специалистов, это связано с низкой покупательной способностью россиян, а также с плохим качеством продуктов.

Здоровое питание должно широко и грамотно рекламироваться в средствах массовой информации. Необходимо бороться с неосведомленностью людей, доводить до них достоверную и нужную информацию, бороться с условиями, стимулирующими потребление некачественной пищи. Аудитория СМИ нуждается прежде всего в достоверной информации. Однако медийные каналы переполнены совсем другой информацией: сейчас в интересах производителей активно навязывать питание в фаст-фудах, употребление высокожировых рафинированных продуктов, газированных напитков, напичканных химикатами. Чипсы, гамбургеры, хот-доги, супы и лапша быстрого приготовления, «бутербродный» стиль питания, различные разбавленные концентраты под видом молока и сока — вот реалии нашего времени.

Если бы все те средства, которые тратятся на агрессивную рекламу пива и энергетических напитков, потратить на пропаганду здорового рационального питания и здорового образа жизни, мы бы были гораздо более здоровой нацией. Но на стороне тех, кто считает нормой есть только чипсы и пить газировку, — агрессивная реклама в СМИ, где нередко даже популяр ные артисты убеждают население, что так питаться — это не просто норма, а единственный залог успеха. Против них выступает небольшое количество диетологов и медиков других специальностей, утверждающих, что все эти продукты отнюдь не полезны. Но у них нет весомой медийной поддержки, поэтому их призывы слышны гораздо слабее. Исследователи из Университета Ньюкасла провели первое полномасштабное исследование рекламы, публикуемой в самых популярных британских журналах. Как оказалось, примерно половина всех объявлений, размещаемых в них, рекламируют вредные продукты. Такая же ситуация сложилась и в России.

Журнал Men’s Health — одно из немногих глянцевых журналов в России, для которых здоровье, как вообще, так и мужское в частности, является основной тематикой издания. Потому и проблема здорового питания поднимается в этом журнале регулярно, становясь предметом постоянных рубрик: «Рацион», «Организм. Бюллетень», «Стресс. Бюллетень», «Элементарно. Рацион», «Мужские ответы», «Элементарно. Форма», «Экстра. Рацион», «Экстра. Пропитание», «Знание», «Мясо», «Персональный тренер», «Жизнь», «Еда», «Специальный репортаж».

На основании анализа текстов было установлено, что примерно четверть (23%) статей посвящены проблемам питания. Из них наиболее часто встречаются статьи, рекламирующие блюда быстрого приготовления, которые далеко не всегда относятся к здоровому питанию. Часто встречается реклама всевозможных шоколадных батончиков, газированных и спиртных напитков, мороженого и др.

Журнал Maxim Detox — уникальное дочернее издание Maxim, существующее только в России. Оно целиком посвящено вопросам здоровья — как физического, так и психологического, что как нельзя более актуально для современного мужчины. В данном журнале значительное место уделяется здоровому питанию, оно является темой постоянных рубрик: «Преодоление еды», «Стройматериалы», «Реформа ЖКТ», «Беспечный едок», «Миксер» и др. В журнале примерно 17% от общего объема материалов посвящено проблеме правильного питания. Читателям предлагают рецепты простых блюд, истории о происхождении кушаний, диеты для похудения, рекомендации по режиму питания и др.

Комплексный анализ журналов Men’s Health и Maxim Detox за полугодовой период показал:

  • • проблема здорового питания оценивается редакциями обоих изданий как важный элемент содержания, журналисты понимают заинтересованность и нужду целевой аудитории в ее освещении;
  • • материалы, посвященные здоровому и нездоровому питанию, освещают данную проблему с разных сторон, заставляя обратить внимание потенциального читателя на ее особенности, выделить основные ее аспекты и найти пути решения лично для себя;
  • • в обоих журналах преобладают публикации с описанием рецептов, полезных качеств и биохимических свойств только натуральных, чистых и безвредных продуктов питания;
  • • оба журнала пропагандируют здоровый образ жизни: здоровое питание должно входить в жизнь мужчины (потенциального читателя) вместе с общим здоровым образом жизни, отказом от вредных привычек и занятием спортом, поэтому публикации о здоровом питании тематически связаны со статьями о разных видах спорта и силовых нагрузках;
  • • оба журнала не всегда последовательны в приверженности принципам здорового питания: встречаются материалы с описанием продуктов, которые не могут быть отнесены к «здоровым». Из них наиболее часто вызывают вопросы тексты с описанием блюд быстрого приготовления. Как правило, это контекстная реклама, опровергающая основные пропагандируемые принципы;
  • • присутствие рекламы шоколадных батончиков, газированных напитков, мороженого, чипсов, фаст-фуда противоречит содержанию журналистских текстов и уменьшает их ценность, порой сводя ее на нет;
  • • реклама спиртных напитков также представляет серьезную угрозу главной миссии журналов. Для глянцевых журналов такая ситуация характерна: дорогая реклама создает экономическую базу для успешного функционирования изданий, но она противоположна смыслу концепции. Решение этой проблемы пока не найдено.

Уровень знаний аудитории о здоровом рациональном питании достаточно низок. Неосведомленность в сочетании с устаревшими семейными традициями организации питания, психологическая инертность, агрессивная реклама вредной пищи создают реальную угрозу здоровью нации. Сегодня только некоторые специализированные издания планомерно ведут тему, при этом, в силу их типологической специфики, сталкиваясь с ощутимыми противоречиями. Однако и этот опыт может быть полезен.

Фролова Татьяна Ивановна - кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики МГУ, руководитель научнообразовательного центра «СМИ и здоровье нации»

Блохина Мария, Коржук Маргарита, Паршутин Виталий, Потапова Елена, Рябова Дарья, Семененко Дарья - студенты факультета журналистики МГУ

Марина

С.-Петербургский университет

ТЕЛЕВИДЕНИЕ О ЗДОРОВЬЕ:

  • [1] Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Алкоголизация и наркотизация как важнейшие факторы демографического кризиса в России // http://demoscope.ru/ weekly/2005/0227/analitO3.php; Фролова Т.И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике: Уч. пос. по социальной журналистике. — М., 2009; Николаев А.В. Антиалкогольные кампании XX века в России // Вопросы истории. — 2008. — № 11. — С. 67-78.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >