Телевидение о здоровье: в аспекте индивидуальной ответственности

Люди хотят быть здоровыми. Многочисленные опросы фиксируют здоровье как одну из базовых ценностей россиян, наряду с безопасностью, материальным благополучием и семьей. В то же время наблюдается определенный диссонанс между желаемым и действительным. Как показывает исследование Н. А. Захаровой, «характерно реальное противоречие между декларируемой большинством респондентов высокой ценности здоровья и здорового образа жизни и разительным несоответствием практики их бытия, весьма далекой от валеологических рекомендаций»1. По данным Федеральной службы Госстата РФ, основная причина быстрой убыли населения в России — вопиющее невнимание к собственному здоровью.

Между тем, А. Г. Вишневский утверждает: в новых условиях система здравоохранения и население как бы меняются местами — инициатива переходит к населению, поскольку причины сегодняшних заболеваний часто лежат вне зон влияния медицины: в питании, в окружающей среде, в привычках, поведении, стиле жизни. Соответственно, и новая стратегия борьбы со смертностью требует, чтобы на смену пассивному принятию проводимых органами здравоохранения мер пришла заинтересованная индивидуальная активность самого населения, направленная на оздоровление среды обитания, всего образа жизни, заботу о своем здоровье, искоренение вредных и внедрение полезных привычек.[1] С ним согласен В. А. Борисов: «Здоровье и продолжительность жизни все в большей степени по сравнению с прошлыми эпохами начинает зависеть от воли и усилий самого человека, отдельной личности».

Этим новым стратегиям и отвечают приемы популяризации здорового образа жизни, которые осваивает современное телевидение. Программы о здоровье имеют на телеэкране долгую прописку и давние традиции: от

старинных выпусков «Беседа врача», до, казалось, вечной передачи «Здоровье». Характерными для таких программ были медицинский авторитет ведущего, соответствие информации определенным стандартам здравоохранения, строгая форма подачи (телевизионный журнал, беседа, экспертное интервью). Несмотря на стоявшую перед такими программами задачу ликвидации медицинской безграмотности людей, стиль, форма, характер общения со зрителями — все предполагало в них послушных пациентов, которые не сопротивляются назначениям врача: по сути ответственность возлагалась не столько на индивидуальное поведение, сколько на работу системы здравоохранения.

Тема выбора и персональной ответственности за собственное здоровье стала очень популярной в СМИ в 90-е гг. Рынок медицинских услуг постепенно переформатировал зрителя-пациента в зрителя-клиента, предлагая ему самому разобраться в наиболее выгодных предложениях. С одной стороны, аудитория обязательно получала информацию о наличии возможностей решения проблемы: современные методы диагностики и лечения, новые лекарства, работа клиник и врачей, хотя за скобками оставался уровень доступности этих возможностей для всех, кому они необходимы. С другой — в этот период формируется направление «полезных советов», семейных рецептов, нетрадиционных методов лечения, как раз для тех, кто не в состоянии воспользоваться достижениями дорогой медицины. В 90-е годы Ю. Белянчикову в программе «Здоровье» сменила Е. Малышева. Возобновленная программа в 1997 году изменила формат, рассказывала не о болезнях, а о том, как их избежать, в ней стало больше конкретных советов относительно здоровья. Это отразилось и в рубриках программы — «Аптека», «Тема дня», «Тема недели», «Продукты питания», «Медицинские новости», «Народные советы», «Экспертиза» и др. В каждом выпуске — традиционная «детская рубрика» с занятными темами: «Что такое насморк и откуда он берется?», «Почему синяки разноцветные, и как их лечить?», «Как правильно переносить тяжести, чтобы не болел позвоночник?», «Как лучше всего достать из глаза соринку?» В программе по-прежнему принимали участие светила отечественной медицины, но приглашенными экспертами были звезды эстрады и артисты: Л. Долина, А. Джигарханян, И. Николаев и др. С осени 2002 года программа из студийной передачи превратилась в ток-шоу, в студии появились зрители, которые могли прямо во время записи проконсультироваться у известных врачей, сдать анализы, стать свидетелями уникальных операций. Достижения современной медицины, новые методы диагностики и лечения остались в центре внимания программы, которую более 20 лет на Первом канале продолжала вести кандидат медицинских наук Е. Малышева. При этом в программе появились элементы реалити-шоу: в борьбе за стройную фигуру принимали участие добровольцы, согласившиеся на участие в спецпроекте. Экспериментальная группа находилась под наблюдением специалистов, и зрители отслеживали результаты совместных усилий.

В этом же ключе действовали и другие телеканалы. В начале 2000-х в программе «Студия Здоровья» (РТР)(автор и ведущая И. Чукаева — зав. кафедрой поликлинической медицины РГМУ), выступали как профессиональные медики, так и гости из немедицинской сферы. Например, о красоте ног рассказывал специалист-флеболог и рассуждала манекенщица — человек, для которого здоровье ног — профессиональная проблема. В программе, посвященной метеочувствительности, участвовала ведущий научный сотрудник ВНИИЦ профилактической медицины Г.Т. Холмогорова и опытом преодоления метеопатии делилась поэт и композитор Вероника Долина. (2005. 17 окт.) А о проблеме алкоголизма в России говорили кандидат медицинских наук, врач- психиатр А.Ю. Магалиф и актер Никита Джигурда, который поведал о своей борьбе с «традиционной русской болезнью». (2005. 8 ноября) В программе уделяли внимание и «чудодейственным исцелениям», и анекдотичным ситуациям, и последним медицинским новостям.

Познавательная еженедельная передача о медицине «Без рецепта» (НТВ) вышла впервые 13.11.1999 г. Ее ведущим стал известный кардиохирург, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделением неотложной кардиохирургии в Институте скорой помощи им. Склифосовского Яков Брандт. Центральные темы программы — здоровый образ жизни, сбалансированное питание, физическая активность, а также достижения мировой медицинской науки, организация медицинской помощи, права пациента. Постоянные рубрики: «История болезни» - оптимистическая история о преодолении недуга, «Архив» - исторические занимательные факты, «Консилиум» — медицинские светила в студии обмениваются суждениями и опытом, дают рекомендации, «Экспертиза» — расследование сомнительных слухов и фактов. Среди тем программы — причины и профилактика артериальной гипертензии, хирургические методы лечения ожирения, заболевания глаз, использование стволовых клеток, остеопороз, заболевания десен и т.д. Как и другие программы, «Без рецепта» соединяла экспертные мнения и личный опыт «неспециалистов».

Перечисленные проекты объединяет традиция врача-ведущего и логика «от болезни — к излечению», характерная для любой истории болезни. По сути, в программах о здоровье на протяжении многих лет шла речь прежде всего о заболеваниях, а тема здоровья ассоциировалась с врачом, поликлиникой, больницей и процессом лечения, подкрепляя сложившийся стереотип, что за состояние здоровья человека отвечает медицина и система здравоохранения. Индивидуальный опыт известных людей выполнял роль приманки для зрителей, которые должны были получить квалифицированную информацию. Это были серьезные передачи для мотивированной аудитории, которая хотела лечиться и была готова воспринимать советы врачей. Коммуникативная традиция поучения и подчинения определяла соответствующие роли участников общения, исключая самостоятельное поведение и альтернативные решения.

В 2006 году в эфире появляется новый формат программы о здоровье — «Малахов +», ток-шоу с активным участием зрителей в роли экспертов: народные советы, нетрадиционные методы, самолечение. Несмотря на протесты медицинского сообщества, телекритиков и просвещенной публики, передача продержалась в эфире до 2010 г.[2] Популярность этого проекта выявила накопившееся недоверие общества к официальной системе здравоохранения, к коммерческим медицинским предложениям, реальную медицинскую безграмотность, несмотря на годы просветительской работы телеспециалистов и неожиданное доверие к нарочито непрофессиональному с точки зрения привычного просветительского телеформата поведению ведущего программы. Передача, нарушавшая все каноны подачи медицинской информации на ТВ, завоевала огромную популярность, занимая верхние строчки в измерениях доли утренней аудитории. Профессиональные врачи, принимавшие участие в программе, старавшиеся поддерживать стилистику квалифицированной медицинской консультации, оказывались неубедительны в телевизионном шоу и проигрывали в конкуренции с эмоциональными и самобытными персонажами представления. Какой интерес к своему здоровью! Какой провал медицинского просвещения на телеэкране! Феномен «Малахов+» продемонстрировал, с одной стороны, реальный интерес людей к своему здоровью, а с другой — необходимость изменить стилистику медицинского просвещения.

В 2009 г. на телеканале «Россия-1» стартовал проект «Подари себе жизнь» в формате реалити-шоу. Данный формат ранее мало использовался телевидением в медицинских проектах («Формула красоты» на Первом канале). Драматизм действия — в процессе преодоления негативного прогноза, который участники проекта получают после медицинского обследования. «Вам осталось жить...лет!» — сообщает ведущая Т. Шаповаленко, кандидат медицинских наук, главный врач клиники Минздравсоцразвития РФ, повер

гая очередную жертву в шок. И предлагает изменить катастрофическое развитие событий за восемь недель. За это время герою программы предстоит заняться спортом, изменить питание и образ жизни. Повторное исследование доказывает, что испытуемый, благодаря проделанным усилиям, добавил себе десяток, а то и пару десятков лет жизни. В роли участников выступают известные личности — звезды театра, шоу-бизнеса, а в роли их консультантов — люкс-диетологи, олимпийские чемпионы и т.д. Все они прилагают усилия, чтобы добиться результата, а сам герой испытывает танталовы муки, соблюдая диету, занимается до седьмого пота в спортзале и все же побеждает себя. Позитивная и интересная программа демонстрирует зрителям, что здоровье — это изнуряющий труд, и нужно много страдать, чтобы добиваться успеха. Но главное — необходимо стать звездой, чтобы пройти такое обследование, чтобы тобой занялись такие специалисты, что роднит процесс с далекими от реальности телесериалами.

Подобный проект существует на финском телевидении. Восемь участников, среди которых есть и узнаваемые в губернии люди, и обычные граждане, в течение 4 месяцев под наблюдением камеры стараются изменить свой образ жизни — учатся выбирать полезные продукты, правильно питаться, подниматься пешком по лестнице, отказавшись от лифта, заниматься спортом. Они выезжают на природу, осваивают активные игры, тренируются в ходьбе с палками и даже пробуют себя в тех видах спорта, о которых до этого только мечтали — например, в фехтовании и верховой езде. Первая группа за время проекта похудела в целом на 80 кг, желающих принять участие в реалити-шоу хоть отбавляй, организаторы реалити-шоу сделали уже несколько наборов. Ведут программу «Мисс Северная Карелия» и депутат муниципального округа А. Хейкура. «Ремонт образа жизни» — так можно перевести на русский название этой программы, главная идея которой — здоровым быть приятно, интересно, весело. Отличие российского и финского проектов — роль участников: в первом — известная персона становится объектом воздействия специалистов, которые поворачивают время жизни вспять, а во втором — каждый конкретный человек, организуя свою ежедневную жизнь, добивается поставленной цели.

В середине 2010 г. одновременно на двух главных каналах страны появились две программы о здоровом образе жизни — «Жить здорово» на Первом канале (сменившая шоу «Малахов+») и «О самом главном» на канале «Россия». Синхронность их выхода, одинаковое время и место в сетке вещания делает очевидной соревновательность проектов и облегчает их сопоставление.

Сначала — о сходстве.

  • • Оба проекта посвящены не сугубо медицинской тематике, а именно здоровому образу жизни и охватывают довольно широкий круг тем. В каждом выпуске «Жить здорово!» — четыре рубрики: «Про жизнь», «Про еду», «Про медицину» и «Про дом». Похожие рубрики и в программе «О самом главном» — "Качество жизни", "Продукт дня", "История болезни" и "Спроси доктора".
  • • Оба проекта являются ток-шоу, вовлекают в действие присутствующую аудиторию.
  • • Передачи используют разнообразные способы популяризации сложных научных сведений: наглядность, игровые методы, эксперимент и т.д.
  • • В обеих программах принимают участие авторитетные эксперты из мира медицины, и именно их рекомендации принимаются как истинные.
  • • Обе программы оптимистичны, настраивают зрителей на позитивное отношение к миру, на преодоление проблем и достижение результата.

Таким образом, казалось бы, обе программы направлены на то, чтобы в доступной и приятной форме дать широкой аудитории грамотную информацию о здоровом образе жизни.

Тем не менее, согласно опросу на сайте «Комсомольской правды», зрители гораздо больше доверяют ведущему программы «О самом главном» Сергею Агапкину, чем известной Елене Малышевой, и именно программа канала «Россия», по данным Gallup Media, не раз попадала в телевизионный топ-лист 100 программ, наряду с сериалами, играми и новостями.

Причину, думается, стоит искать в психологическом контакте, который выстраивают эти проекты со своей аудиторией, в драматургии взаимодействия со зрителем, в стилистике, манере общения, которые проявляют отношение к публике и формируют ее ответную реакцию.

Уже сопоставление названия программ и рубрик может дать ключ к пониманию различий. Первый из упомянутых проектов изначально утверждает результат, который для зрителей неочевиден, а рубрикация ориентирована на довольно формальный информационный подход. При этом «Про медицину» является отдельной профессиональной рубрикой в отличие от остальных. Второй проект заявляет о важности темы и дает разнообразные направления в рубрикации: конкретная проблема со здоровьем, конкретный продукт, характеристики качества жизни и ответы на вопросы. В первом случае — лекционная подача материала, во втором — скорее консультационная.

Персонажи проекта «Жить здорово!» вынуждены постоянно соответствовать оптимистичному названию: ведущая в разноцветных платьях-

1

http://kp.ru/daily/24597.3/764004

колокольчиках, восторженные обещания чуда исцеления, улыбки, радостные интонации, исполнения желаний — все это создает впечатление детского праздника. «Посмотрите, кто живет в наших перьевых подушках!» — ведущая подносит к объекту большую «лупу», через которую все должны увидеть копошащихся условных клещей. «Посмотрите, как удлиняет вам шею такой вырез!» — и отрезает кусок пуловера у смущенной зрительницы. В другой раз именно так Е. Малышева объяснила процесс мужского обрезания, чем вызвала бурную общественную реакцию. Зона действия ведущих напоминает сцену, что разделяет участников и выставляет пришедших на программу в качестве живых моделей для демонстрации тезиса. Совмещение в одном лице ведущей немедицинской передачи и эксперта-медика с огромным опытом ведения программы медицинской приводит к узурпации власти в программе, исключает равенство участников и дает примеры унижения тех, для кого все это было с таким размахом затеяно. Профессиональная назидательность находится в противоречии с формой нового проекта, сохраняет прежние отношения эксперта и публики.

Несколько по-другому складываются отношения в студии проекта «О самом главном», где появился персонаж, которого ранее не было в подобных программах. Ведущий М. Полицеймако стал замечательным звеном между зрителями и доктором Агапкиным, аудиторией и экспертами. Парное ролевое ведение по принципу «Холмс и Ватсон», построенное на скетчах, живых диалогах, импровизации, игре, способствует свободному общению участников, где ведущие играют вместе со зрителями: М. Полицеймако может исполнить роль недалекого пациента, продемонстрировать, как выполнять процедуру или упражнение, если это не очень удобно для участника из зала, поддержать компанию, принять удар на себя (например, пройти с надутым воздушным шариком между ног, чтобы объяснить, как тренировать мышцы при недержании мочи). Студия проекта поделена на несколько зон, между которыми участники могут перемещаться, а при необходимости прыгать, бегать, ползать; атмосфера непринужденной игры поддерживается сценарием — то ведущего поставят в угол «на горох», то козу живую на живом травяном коврике устроят, то организуют дегустацию свежих соков, то соревнование по выпечке блинов. При этом речь всегда идет о здоровье: оно оказывается вписанным в ежедневное бытование, и способы его сохранения усваиваются без лишней назидательности и драматизации. В проекте канала «Россия» удачно сочетаются полезная информация и развлекательность, экспертные оценки и народный опыт, игра и жизнь, и это позволяет представить живые модели решений и поведения в здоровой жизни.

В 2008 году бельгийские психологи пришли к выводу, что передачи о здоровье внушают человеку страх перед болезнями, а не настраивают на профилактику заболеваний. Теперь они планируют выяснить, какой телевизионный формат (документальный фильм, реалити-шоу, ток-шоу, сериал на медицинскую тему) позволяет донести необходимую информацию о заболеваниях, при этом не испугав телезрителя. Думается, что подобное исследование стоит провести и в России, изучив при этом воздействие позитивных моделей на формирование индивидуальной ответственности за образ жизни.

Бережная Марина Александровна - доктор филологических наук, профессор факультета журналистики Санкт-Петербургского университета

1

http: //www.zdr.ru/news/2008/09/24/programmy-o-zdorov-e-vyzyvajut-strax/index.html

Татьяна

Московский университет

  • [1] Захарова Н.А. Здоровье как социокультурный феномен в современной России. Автореф на соиск. уч. степени канд. соц наук. — М., 2007. — С. 16. 2 Демографическая модернизация России / Под ред. А.Г. Вишневского. — М., 2006.-С. 360. 3 Борисов В.А. Демография. — М., 2005. — С.260.
  • [2] См. напр.: Петровская, И. Остановите Малаховых. Известия, 21.04.06; Прусен-кова Н. Ге-ррой нашего времени. Как лечат на Первом? — Новая назета, 25.12.06; Кучук А. Блоггеры против Малахова: «Лечить диабет приседаниями — шарлатанство!» — Комсомольская Правда, 21.09.09. 2 http://www.1tv.ru/images/rating/sti_09_04_2010.gif.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >