Здоровье для массовой аудитории: парадоксы популярных газет

В России высок общий коэффициент смертности; средняя продолжительность жизни на десяток лет ниже, чем в развитых странах; стране принадлежит одно из первых мест в мире по количеству самоубийств среди подростков; россияне неохотно расстаются с вредными привычками и занимаются спортом (только 23% делают утреннюю гимнастику, 63% отдыхают исключительно «у телевизора» — однако серьезно опасаются за свое будущее 72%). Состояние здоровья беспокоит и самих россиян: на вопрос «Что в настоящее время больше всего осложняет жизнь вашей семьи?» (исследование Левада-центра, 2011 г.) почти половина респондентов ответили: «Плохое здоровье, трудности с лечением»[1].

В обозначенном контексте понятно стремление каждого человека к доступной и полезной информации о здоровье, базовой основе всей жизни, причем в различных его аспектах. Из источников информации, к которым традиционно обращается большинство аудитории, следует выделить телепередачи, популярную просветительскую литературу, а также массовые газетно-журнальные издания. Как утверждают исследователи, базовой функцией массовых газетных изданий является информационноразвлекательная, они в разной степени «желты» и эксплуатируют тему человека как биологического существа. В то же время нельзя обойти вниманием тот факт, что эти издания популярны у населения. Следовательно, сколь бы скептическим ни было отношение к ним авторов научных исследований, массовые газеты могут и должны использовать свои возможности — в частности, донося до аудитории полезную информацию о том, как сохранить здоровье. Тем более, что россияне традиционно недостаточно привержены моделям здорового образа жизни. Обратимся к опыту «Комсомольской правды», представив результаты наблюдения, осуществленного в марте-ноябре 2011 г. В поле нашего зрения — основные тематические ракурсы; а также отдельные «знаковые» ситуации, создавшие основания как для позитивных, так и для критических оценок.

Газету читают во всей стране — в субъектах Федерации она представлена региональными выпусками. Еженедельник «КП» выходит тиражом в

2,5 млн экз., совокупный тираж ежедневного выпуска по стране еще больше; один лишь московский выпуск выходит тиражом около 700 тыс. экз. Проблематика здоровья — одно из ведущих тематических направлений газеты. Показатель объема внимания к теме — наличие постоянных полос: «Здоровье», «Подлечись-ка», «Медосмотр», «Консультация», «Помоги себе сам», «Скажите, доктор» и другие многочисленные рубрики, среди которых «Жить здорово» — публикация основных рекомендаций популярной передачи Первого канала ТВ с ведущей Еленой Малышевой. В тематической структуре можно выделить несколько основных разделов.

Здоровый образ жизни: народная медицина. Содержательное наполнение этого раздела, включающего несколько полос и рубрик, — многочисленные советы, консультации, предупреждения: как простыми, проверенными опытом народа средствами справиться с недугом, предупредить заболевание, укрепить здоровье. Как правило, это не журналистские материалы в традиционном понимании. Это справочная информация, отличающаяся более живым стилем. Заголовки почти всегда нестандартные, рифмованные (фирменный стиль «КП»), привлекающие внимание: «Долой бледный вид!», «Красота волос не требует жертв», «не каждый фрукт — товарищ и друг», «Коль купишь новый ты пиджак, пройдет осенний де-пресняк!». Материалы привязаны к определенному сезону и просвещают читателей относительно типичных, характерных для данного времени года недомоганиях и опасностях: весной газета обязательно напоминает об авитаминозе, летом — об опасности увлечения загаром, осенью — о вирусных инфекциях, зимой — о рисках, связанных с переохлаждением. В изобилии представлены тексты на темы, волнующие женскую часть аудитории — как сохранить красоту и как похудеть. Интерес к ним стабилен. Журналисты также подогревают его сенсационными заголовками: «Ради любимой Сергей похудел на 75 (!) килограммов» (3.11.2011). Тексты этого направления носят ярко выраженный прагматический характер. Все рекомендации отличает простота изложения, они оптимистичны, содержат значимый для читателя посыл — быть здоровым возможно. «Семь правил, чтобы стать долгожителем!» — такими бодрыми заголовками пестрят рубрики здравоохранительной тематики.

Приносят ли какую-либо пользу эти советы? Конечно, в ряде случаев они подскажут что-то дельное, но едва ли кардинально изменят образ жизни человека. Скорее, это психотерапевтическое чтение. На этот счет верно заметила Алла Демидова: «Когда я читаю книги по физкультуре, мне кажется, что я занимаюсь физкультурой». Отметим еще одну особенность «КП»: в газете постоянно размещаются тексты, содержащие информацию различных уровней достоверности и надежности. Рядом с разумными практическими советами газета помещает сомнительную, иррациональную информацию, потакая запросам малообразованной и непросвещенной части аудитории, склонной верить в «чудеса» вместо развития навыков здоровой жизни. Это разного рода лженаучные теории, «откровения» ведунов, предсказателей, астрологов. В преддверии 2012 г. «КП» предложили читателям астрологический прогноз небезызвестного Павла Глобы — «Ваше здоровье в 2012 г». «Предсказания» астролога обещают овнам ухудшение состояния сердца, тельцам склонность к простудам с возможными осложнениями, скорпионам — риск подцепить инфекцию. В таком духе «расписаны» все 12 знаков Зодиака. Такие публикации, как правило, привлекают внимание читателей. Но можно ли утверждать, что редакция поступает ответственно, прибегая к ним? Пользы, прямо скажем, немного, но воздействие на психику впечатлительных читателей (их немало), внушение страха заболеть, тревога и ожидание неприятностей определенно здоровья не добавляют. Соседство подобных публикаций с вполне достойными внимания текстами способно вызвать недоверие ко всей информации.

Государственная политика в области здоровья и медицины. Важное событие 2011 г. — принятие закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Еще на стадии обсуждения в Думе в статье «Как нас теперь будут лечить» (26.05.2011) разъяснялись положения нового документа, порядок и стандарты оказания медицинской помощи. Анализировались плюсы и минусы законопроекта. Закон, отмечалось, в теории хорош. Однако врачи-практики сомневались в том, что на местах, в обычной районной поликлинике, он будет реально функционировать, что дать пациенту лечение по полной программе, как прописано в законе, в теперешних условиях невозможно.

Судя по публикации, читатель проинформирован, предупрежден, сориентирован; указаны недостатки законопроекта. Однако столь серьезная тема изложена языком, к которому читатели, возможно, и привыкли, но сам предмет предполагает нечто иное, более сообразное. Ирония, разговорный стиль снижают и уровень анализа, и сам предмет: «Неужели и впрямь такая благодать настанет, что любой здоровый россиянин будет, как Карлсон, мечтать заболеть, чтобы ощутить райское наслаждение от лечения в отечественных клиниках?» Закон активно обсуждался в прессе летом 2011 г., вызвав много негативных отзывов, критики. Однако в октябре он был принят в окончательном чтении, в ноябре подписан президентом. Газета, естественно, откликнулась. Пригласили высказаться Леонида Рошаля (он был одним из главных противников первого варианта законопроекта). «Я рад, что закон наконец-то подписан. Было внесено

109 поправок. В законе хорошо прописаны права и обязанности врачей и пациентов. Правда, осталось много неясностей в главе о платной и бесплатной медпомощи. Надеюсь, со временем эти вопросы решатся, и закон будет корректироваться». Комментарий довольно лаконичен, и неясно: «Я рад» или «Осталось много неясностей»?.. В целом отклик положительный. Сравним оценку этого закона «Независимой газетой» — в тексте, озаглавленном «Со здоровья снимают охрану», читаем: «Скандальный закон продавили через второе чтение»; «Стране нужна разработка концепции здравоохранения... принятый закон резко ограничивает возможности для нормального взаимодействия государственной власти и профессионалов здравоохранения»[2]. «Независимая» отмечает фундаментальные недостатки нового закона, «КП» ограничивается невнятным комментарием. Достаточно? Для массового читателя — недостаточно.

Работа лечебных учреждений — еще один ракурс проблематики здоровья, связанный с государственной социальной политикой. Вопрос для аудитории важнейший, острый. Однако такие тексты встречаются нечасто. Главным информационным поводом для них становятся посещения первыми лицами государства медучреждений. В ходе визитов, как правило, «засвечивается» негатив и, если его озвучивает первое лицо, он попадает в итоговый отчет журналиста. Таким образом читатель и узнает обычно о проблемах в отрасли. Типичные примеры: в октябре 2011 г. В.В. Путин встретился с руководством Пензенской области и узнал, что капитальный ремонт медучреждений проведен плохо. В качестве «нейтрализации» негатива высокому гостю продемонстрировали новинку — эндопротез для позвоночника, за который пензенские мастера получили медаль в американской Кремниевой долине («КП», 15.10.2011). В ноябре 2011 г. председатель правительства приехал в Белгородскую область, посетил село Головчино и зашел в местную участковую больницу. Оказалось, что из всей медтехники в больнице в рабочем состоянии только бормашина. Нет у медиков ни аппарата УЗИ, ни маммографа. В начале октября 2011 г. С. Медведева посетила Московский научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии, где проводился международный форум «Пути снижения младенческой смертности: российский опыт» и озвучила цифру: в результате реализации комплекса мер по поддержке материнства и детства за последние пять лет удалось снизить младенческую смертность в России на 30%.

Все эти факты — заметим, важные и достойные освещения — стали известны читателю только потому, что медучреждения посетили первые лица. Сколько таких же фактов остается в безвестности только потому,

что ньюсмейкеры не посетили всех больниц! Информационная политика строится на использовании познавательного процесса, который является ущербным по существу: факт стал известен «значительному лицу» — значит, он достоин внимания аудитории. Траектория «есть проблема — журналистом собран фактический материал — читатель увидел текст» требует гораздо больших усилий и компетенции. Видимо, поэтому такие тексты встречаются нечасто. Справедливости ради нужно заметить, что подобные ситуации характерны для прессы в целом, однако, с учетом массовости аудитории, такие профессиональные просчеты в «КП» особенно значимы.

Впрочем, газетчики порой заглядывают в медицинские центры, больницы, поликлиники — «горячие точки» медицины. 18 ноября 2011 г. «КП» опубликовала материал «Сколько стоит вылечить рак в Москве»; жанровое уточнение — «расследование «КП». Речь идет о том, что бесплатное лечение онкобольных сопряжено с такими трудностями, что многие предпочитают заплатить персоналу. Тема сложная, этически неоднозначная, потенциально резонансная и, следовательно, весьма непростая с профессиональной точки зрения. Однако «расследование» фактически стало репортажем о пробежке автора по коридорам онкоцентра. Источники информации: люди в очередях «поделились», «знатоки» сказали; весомый аргумент — безымянное мнение интернет-сообщества. Написан текст живо, бойко, обильно приправлен разговорной лексикой: «снять последнюю рубаху», «крутое бабло», «дражайшие (?!) онкобольные», «Блохин-вальд» и т. д. Приведено два мнения самих медиков. Сообщается, что курс лечения больного раком обходится в 250—300 тыс. руб., а в 2011 г. государство выделяло 109 тыс. руб. С 2012 г. сумма квоты должна увеличиться почти в три раза. Вот и все «расследование». Облегченное восприятие и представление сложнейших проблем медицины и здравоохранения характерно для массовых изданий. Журналисты всего лишь касаются их, оставляя столь важную для аудитории проблематику без глубокого анализа, а аудиторию — в недоумении и разочаровании. В таких случаях «об-легченность» становится серьезной этической проблемой.

Еще одна ситуация, характерная для почерка массовых изданий. В сентябре 2011 г. известная актриса Римма Маркова очутилась на больничной койке в онкологической клинике. Там ее навестил широко известный публике Станислав Садальский. Впечатлением о медучреждении, в которое положили знаменитую актрису, он поделился в «Живом журнале». Газета, в свою очередь, использовала информацию в заметке «Больничная ЖЖуть». «На снимках, выложенных Садальским в блоге, помещения больше напоминают трущобы, чем медучреждение. Ободранные окна, стены и потолок, рваный матрас, в ужасном состоянии туалет». Однако, отмечает артист, само лечение качественное, но гнетущая обстановка тоже влияет на здоровье (20.09.2011). Сама героиня, Римма Маркова, больничные ужасы не комментирует. Работники онкоцентра сообщили корреспонденту «КП», что у них идет ремонт. Состояние наших больниц, действительно, далеко от идеала. Но журналисты не рассматривают проблему по существу — они «клюнули» л ишь на эмоции артиста, известного своей скандальностью. Сенсация налицо, проблема провисает, судьбы тысяч больных — за кадром.

Новости медицинских технологий. Газета радует сообщениями об успехах отечественной медицины, гордится достижениями российских медиков: Росатом приступает к реализации программы развития ядерной медицины; ядерная медицина позволит исследовать практически все системы человеческого организма с предельной точностью; через два года все жители Подмосковья (а их порядка 5 миллионов) будут записываться к врачу через Интернет; Росстандарт утвердил требования к медицинским приборам для самодиагностики и самотестирования — больные люди научатся самостоятельно контролировать содержание в крови сахара, холестерина и других веществ; российские хирурги впервые пересадили человеку клапан свиного сердца.

Такие публикации повышают уважение к той части отечественной медицины, которая занята наукой, сообщают долю оптимизма читателю, затрагивают в нем некую патриотическую струнку. К сожалению, систематического, планомерного освещения достижений отечественной медицины в газете нет; лишь спорадически сообщается об отдельных победах и прорывах.

К советам и рекомендациям, новостям медицины обращаются прежде всего люди старшего поколения; к немногим проблемным материалам, аналитике, текстам о состоянии отрасли здравоохранения в целом обращается социально активная, думающая, неравнодушная часть аудитории (если таковая окажется в числе почитателей массового издания). Что же адресовано молодежной аудитории?

Социальные болезни. Ситуация со здоровьем и поведением молодежи чрезвычайно серьезна. Наркомания, алкоголизм и табакокурение способны «проглотить» наше юное поколение целиком, оставив на просторах страны чахлых, немощных, слабосильных людей. Их жизнеспособность ставит под угрозу будущее нации. Директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков В.П. Иванов приводит такие данные: в России сегодня около двух миллионов только учтенных наркоманов; каждые сутки от одного лишь афганского героина умирает 62 молодых россиянина (это около 30 тысяч смертей в год); в последние годы число наркоманов растет; примерно 250 молодых людей каждые сутки становятся наркоманами[3]. Наркомания проникла в студенческую среду. Глава Российского

союза ректоров, ректор МГУ Виктор Садовничий на встрече с активом недавно созданного Российского союза студенческих организаций одной из первоочередных задач, помимо учебы, общежитий и трудоустройства, назвал борьбу с распространением наркотиков в вузовской среде. Студенты должны взяться за эту проблему сами под лозунгом «Университеты без наркотиков». «Ребятам, — сказал В. Садовничий, — употребляющим наркотики, у нас не место. Их надо либо лечить и помогать им, либо создавать вокруг них атмосферу нетерпимости». Серьезная постановка проблемы, однако в последующих номерах газеты эта тема — наркомания в студенческой среде — не нашла продолжения.

Наркотики — серьезная проблема и в армии. Наркоманов и психопатов выявят с помощью детектора лжи. Военных психологов обучают работе с новым программно-аппаратным комплексом «Имидж», который позволит проводить тестирование солдат на наркозависимость ( 29.09.2011). И снова — повод для разговора есть (создание нового прибора), а продолжения темы нет.

Контрастным на этом фоне выглядит основательное, на две полосы, расследование Ульяны Скойбеды о подростковой наркомании «Наркотик отгрызает у юных наркоманов руки и ноги» (3.06.2011 г.). Важная тема поднимается в статье «Почему американцы не остановят массовое убийство россиян» (21.09.2011). Представлены и мнения читателей на странице «Читательский форум». «Употребление дури» должно считаться тяжелым преступлением и жестоко наказываться — так, чтобы не возникло и мысли попробовать», — мнение читателя. Казалось бы, все предельно серьезно, и позиция издания ясна. Но снова и снова возникает вопрос о контрастах, непоследовательности, неровности в информационных стратегиях популярной газеты: на этот раз речь о тактике «засмеивания проблем».

Об этом очень точно высказался в статье «Ржать и жрать» в «Московском комсомольце» (другом популярном издании, демонстрирующем парадоксы информационных стратегий, подобных «КП») писатель И. Малышев: «Любую проблему, — пишет он, — можно решить, если внушить человеку, что это не проблема, а повод поржать под пиво. Надо просто сменить угол зрения, засмеять вопрос. Думаете, наркотики — это сотни тысяч смертей ежегодно? Бросьте! Нет в наркоманах ничего страшного. Безобидное смешное явление, ей-богу. Все это напоминает ситуацию, как если бы врач предложил больному вместо лечения посмеяться над своей болезнью» (22.10.2011).

В «Комсомольской правде» занимаются засмеиванием регулярно: о наркоманах, оказывается, можно рассказывать анекдоты. «— Я теперь наркоман. — Чего вдруг? — Да с бабульками у подъезда не поздоровался». Еще: «На таможне задержали мужчину с подозрительным чемоданом. Попросили открыть. Там порошок. Таможенник пробует его на вкус. — Это же героин! — Да! — А почему желтого цвета? — Теперь банановый!»... Нормы профессиональной этики, по всей видимости, понятие для газеты довольно размытое.

Алкоголизм — еще одна, исконная русская, беда, принявшая масштабы эпидемии. Однако, в отличие от наркомании, воспринимаемая обществом с большой терпимостью. Наркомания — скрываемый порок, быть наркоманом позорно. К алкоголикам отношение снисходительнее. Подобная позиция и у рассматриваемой нами газеты. Наркотики — страшное зло, а вот «питие», бытовое употребление алкоголя отнюдь не порок. Это отношение демонстрируют журналистские тексты. В большом материале о поездке в Кабул группы отечественных журналистов встречаем такой пассаж: «Как только в Кабуле наступила ночь, мои коллеги решили пойти и купить спиртное (здесь и далее подчеркнуто мною. — Т.В.). Мне не хотелось, но и остаться в номере означало бы опустить «Комсомолку» в глазах других газет». Главка «В поисках хмельного» описывает поиски искомого напитка. «Ребята тем временем выясняли, где можно купить бухло. Остановились на пиве. Товарищи заказали по банке. Я заказал две — согласно раскладу российских газет». («Кабул: водки нет,но полно героина»,22.09.2011) А вот заметка о ситуации в театре на Таганке. Подпись под фотографией: «Николай Губенко мечтает возродить былую Таганку. А пока они с Золотухиным под рюмочку договорились помогать друг другу» (24.11, 2011). Из кулинарного эссе Леонида Захарова: «...Я возьму кусочек мяса, макну в соус да с рюмочкой...».Звезда исполнительского фортепианного искусства, любимец публики Денис Мацуев рассказывает любимый анекдот: «Почему лучше летать бизнес-классом? — потому что, когда падает самолет, тележка со спиртным второй раз проезжает» (24.11, 2011).

Подобные примеры можно множить. Для пьющего читателя такие пассажи — однозначное одобрение и поощрение его пристрастий. Почему в текстах это допускается? Неприятие проблемы или тактика засмеивания? Похоже, из двух зол журналисты «КП» выбрали худшее.

Курильщики также нашли в газете поборников своих прав. В связи с рассмотрением в Думе законопроекта о табакокурении в прессе прошли бурные дискуссии. В процессе наблюдения возникло стойкое ощущение, что газета скорее на стороне курильщиков, чем некурящих граждан. Много пролилось газетных слез по поводу ущемления прав любителей табака, но — ни одной ссылки на ожидаемую пользу, которую принесет принятие закона некурящим, всему обществу и самим потребителям табака. Прямого отрицания пользы не было, но подтексты говорили сами за себя. Вот заголовок: «Курить запретят даже в подъездах и ресторанах (здесь и далее подчеркнуто мною. — Т.В.) (20.08.2011); «Россия еще не видела такого жесткого антитабачного закона»; «Курильщиков предлагают сделать изгоями». В своих заметках журналист Б. Клин и гендиректор ассоциации производителей табака В. Желнин сокрушаются: «Почему власти над нами, курильщиками, издеваются?»; «Чиновники Минздрава хотят запретить курение даже в тамбурах»; «Лишение возможности покурить причиняет физические и моральные страдания»; «Как только примут новый закон, я непременно обращусь в Конституционный суд. И других курильщиков призываю к тому».

Позиция защитников законопроекта также была представлена. Кардиохирург Лео Бокерия: «Уверен, что в результате у нас в два раза сократится заболеваемость раком легких»; Евг. Гонтмахер, член правления Института современного развития: «Антитабачный законопроект Минздравсоцразвития соответствует лучшим мировым практикам. Во многих развитых странах запрещено курить в общественных местах и в общепите» (25.08.2011). В этом вопросе газета пытается соблюсти объективность, предоставляя слово всем «участникам процесса». Но на деле громкими заголовками, соответствующей лексикой фактически защищает «права» курящих, явно смещая акценты. О правах некурящих практически не упоминается. Строгость будущего закона преувеличивается. За рубежом отношение к курящим еще более непримиримое. Например, в исландский парламент внесен законопроект, согласно которому сигареты можно будет купить только в аптеках. Сначала — визит к врачу, назначение медикаментозного лечения. Если это не помогает, врач ставит курильщику диагноз «наркоман» и выписывает рецепт на сигареты. На фоне строгих законов, принятых на Западе, стоны отечественных защитников курения выглядят странным капризом, анахронизмом и популизмом. Газета, вопреки и собственной миссии, и здравому смыслу, держит их сторону вместо того, чтобы привлечь авторитетных для молодежи людей и, используя их убеждения, силой своего яркого слова побуждать читателя покончить с табачным злом.

Здоровье и «звезды». Известные личности давно стали постоянными героями СМИ, без них немыслимо современное медиапроизводство. Их авторитет мог бы сыграть большую роль в продвижении здорового образа жизни, в благотворительных проектах — так, как это давно происходит в западной прессе. Например, продолжая тему борьбы с курением, уместно привести в качестве примера впечатляющий рассказ знаменитого голливудского актера Коллина Фаррела. Вот как он бросил курить:

«Это произошло накануне моего тридцать четвертого дня рождения. Целый день провел с сигаретами наедине. Курил одну за другой с ощущением, будто совершаю некое священнодействие. А потом написал письмо табаку: как я с ним познакомился, сколько лет мы были неразлучны, как он мне помогал в тяжелые моменты и так далее. Это было похоже на письмо человеку, с которым решил навсегда порвать отношения. И я бросил. Более того — физкультурой стал заниматься. Мне это нравится!» (7 Дней, № 7, 2011).

В «КП» встречаются поучительные примеры положительного отношения публичных персон к своему здоровью. Телеведущая Оксана Федорова рассказывает, какого образа жизни она придерживается: «Не приемлю фаст-фуд. Утром ем кашу, за день выпиваю два литра воды. В обед — обязательно суп и овощи» (20.19.2011). С большим интересом поклонники Н. Баскова, конечно, прочли о том, как он следит за своим весом: «Были периоды, когда я сбрасывал вес за счет сильной диеты, но это очень плохо для организма. Поэтому у меня сейчас щадящий режим. Я прошел обследование, получил рекомендации три раза в неделю заниматься спортом. И теперь кручу педали велотренажера». Никита Джигурда сообщил, что он не ест мяса и не пьет водки. Любимый напиток — вода с лимоном и медом. Правильно и позитивно смотрит на жизнь лидер группы «Браво» Евгений Хавтан. В день своего юбилея он поделился с корреспондентом газеты раздумьями: «Мне нравится трезвыми глазами смотреть на действительность. На мое поколение по большей части смотреть без слез невозможно. Это либо пивные животы, либо сильная обрюзглость... Я не даю советов, но если ты музыкант, то должен выглядеть достойно».

Но было бы гораздо более продуктивно, если бы к таким полезным высказываниям о «звездном» опыте здорового образа жизни привлекалось внимание читателей особым образом. Сейчас хорошие советы тонут в общем массиве текста. Давать их во врезках, выносить в заголовки и подзаголовки, выделять средствами дизайна — тогда польза от них была бы более реальной.

Реклама в газете занимает немалую площадь, что вполне объяснимо для коммерчески успешного издания. Среди объявлений одно из основных мест принадлежит рекламе лекарственных препаратов и медицинских услуг — как частных лиц, так и различных фирм. В формах и методах продвижения лекарств наблюдаются современные рекламные стратегии. В «КП» выходит «газета в газете» — рекламное издание «Здоровье». Это часть газеты, но она автономна, у нее свой регистрационный номер. Рассмотрим выпуск «Здоровья» от 16.11.2011. В материале о диабете убедительно развенчиваются мифы об этой распространенной болезни. Приводится мнение эксперта — врача-эндокринолога. К этому материалу подверстана заметка «Спасаемся от «плохого» холестерина». Ссылки на эксперта уже нет. Вот фрагмент заметки: «В регуляции липидного обмена большое значение имеет аминокислота гомоцитеин» (это вещество как раз повышает вредный холестерин). И тут же — реклама препарата, борющегося с этой вредной аминокислотой. Все просто: сначала — беседа с доктором (возникает доверие к газете); затем — заметка о «плохом» холестерине (у читателя — чувство страха: что же делать?); в этот момент ему «случайно» попадается размещенная на полосе реклама спасительного препарата. Мышеловка захлопнулась. Безусловно, взаимодействие рекламы медицинских услуг и лекарств с журналистскими текстами о здоровье требует изучения — речь о сложных процессах, происходящих в сознании читателя. Однако налицо использование манипулятивных практик, когда психологически незащищенный читатель верит производителю товара, преследующему исключительно коммерческий интерес, как эксперту, искренне заботящемуся о его здоровье. Заметим — качество товара на совести продавца, журналист формально не несет за него ответственности. Фактически же выступает не на стороне потребителя.

Итак, в массовой газете «Комсомольская правда» представлен разнообразный спектр материалов о здоровье. Тематически они разноплановы и в целом отражают проблематику здоровья и медицины; газета стремится к выразительности, нестандартности подходов, привлекательности текстов для читателя. Разумеется, ключевая позиция газеты состоит в активной пропаганде принципов здоровой жизни, защите интересов читательской аудитории и удовлетворении потребности в полезной информации. Однако наблюдения показывают, что в практике газеты немало особенностей, которые снижают эффективность основной информационной стратегии. В целом они отражают популистские ориентиры, опасения «перегрузить» читателя серьезной информацией. Отсюда упрощения, спонтанность, не-критичность по отношению к вредным привычкам, в ряде случаев — легковесность в оценке сложных проблем, пунктирность и необязательность в продолжающихся темах, мнимая «живость» в ущерб смыслу, сомнительность этических установок. Мы полагаем, что в определенном смысле содержательная концепция издания вступает в противоречие с тактической линией, и это противоречие рождает парадоксы функционирования массовых газет, что, в свою очередь, создает угрозу их стабильности.

Волкова Татьяна Григорьевна - научный сотрудник факультета журналистики МГУ

Нина 3ai

Московский университет

  • [1] «Огонек», № 36, 2011. — С. 55.
  • [2] «Независимая газета», 24.10.2011, с. 3.
  • [3] «КП» 21.09.2011.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >