Опасности коммерциализации контента в журналах для родителей

Издательский бум последних лет дает богатую пищу для размышлений и исследований. Стремительное освоение информационного пространства идет сразу по нескольким направлениям, в том числе по пути создания целых групп новых изданий. Среди них сегодня газеты, журналы, радио- и телепередачи, интернет-издания о здоровье матери и ребенка. Издания для родителей не только востребованы рынком, но и обильно представлены на нем.

Поколение родителей 1970-1980 гг. должно было довольствоваться рекомендациями доктора Б. Спока, советами старших товарищей, медицинского персонала детских поликлиник и женских консультаций — в советское время подобных изданий не существовало. Сейчас одним из наиболее активно развивающихся сегментов российского информационного рынка стала специальная периодика для родителей. Она насчитывает около двух десятков изданий.

Познакомимся с тремя изданиями для будущих родителей: «Роды.ги» (ИД «Мамина школа», издается с 2004 г.), «Хочу ребенка!» (ИД «Свит-Групп», издается с 2005 г.), «Жду малыша» (ЗАО ЭДИНПРЕСС-КОНЛИГА, издается с 2009 г.) Продолжающиеся процессы фрагментирования аудитории и ее потребностей привели к образованию периодики этой группы. Маркировки журналов: «Семейный консультант в интерактивном режиме» («Хочу ребенка!»), «Главный советчик будущих мам» («Жду малыша»), «Журнал о том, как родить ребенка в России» («Роды.ги») — отражают специфику каждого. Согласно программам редакций, размещенным на сайтах, целевое назначение этих изданий следующее:

«Роды.ги» — журнал о том, как родить ребенка в России. «Мыхорошо знаем специфику российской акушерско-гинекологической службы, системы родовспоможения и педиатрической помощи. Мы регулярно бываем в российских роддомах, женских консультациях, детских клиниках, центрах репродуктивного здоровья. Мы каждый день видим счастливые лица. Мы уверены, что от беременности, родов и процесса воспитания малыша мамам и папам можно получить колоссальное удовольствие. Мы хотим поделиться своими знаниями и опытом, чтобы вы тоже рожали с удовольствием!».

1

Сайт журнала http://www.mama-journal.ru/

«Хочу ребенка!» — семейный консультант. Издается при поддержке Департамента здравоохранения г. Москвы. Информационное сопровождение экспертами родительских ожиданий на всех этапах: зачатие, беременность, роды, развитие малыша от нуля до трех лет. Это — «сообщество профессионалов, ведущих врачей-практиков, психологов, юристов, научных работников, представителей госорганизаций, которые много лет работают на рынке медицинских услуг. Мы готовы ответить без посредников на самые актуальные и острые вопросы зачатия, бесплодия, беременности, прохождения родов, первых лет жизни малыша, его развития»[1] .

«Жру малыша» предлагает будущим мамам достоверную и исчерпывающую информацию о новом для них состоянии, «рекомендует, как заботиться о здоровье беременной, а значит, и о здоровье и развитии ее будущего ребенка. Помогает подготовиться к родам и появлению в жизни совершенно новых проблем и интересов. Дает почувствовать уверенность в своих силах, рождает ощущение спокойствия и гармонии*».

Эти журналы предоставляют информацию о деторождении от экспертов (акушеров-гинекологов, педиатров, юристов, психологов, диетологов, косметологов и др.) на всех его этапах: от подготовки к беременности, рождения до ухода за малышом в течение первых лет жизни. Акцентируется позитивный настрой, позволяющий каждой маме ощутить уверенность в своих силах, а значит, убедиться в возможности решения задачи любой сложности. Одной из приоритетных тем изданий этой типологической ниши являются передовые медицинские технологии в области репродукции человека.

У каждого из журналов есть своя специфика, хотя у них общая целевая аудитория. В журнале «Хочу ребенка!» ведущие рубрики: «Беби-планета», «Школа для будущих мам», «Я беременна!», «Ребенок родился», «Малыш растет», «Витрина» (так называемый «магазин на диване»).

Контент журнала «Жду малыша» содержит больше обзоров по грудному вскармливанию, делается акцент на психологическом и эмоциональном аспекте взаимоотношений будущих родителей с малышом. Пользуется популярностью рубрика «Мой дневник», которую из номера в номер ведут сами читательницы, будущие мамы, делясь своими ощущениями, заботами, физическим и эмоциональным самочувствием, что позволяет сообща выявлять проблемы, информировать о позитивном опыте. Пишут и рядовые читательницы, и известные люди. Например, в ноябрьском номере за 2011 г. в материале «Аура цвета индиго» делится своими новыми мыслями

и ощущениями в ожидании ребенка российская писательница Анна Мата-ри. Изюминка журнала — «отрезной раздел» «Первый год». Для удобства будущей мамы материалы этого раздела можно вырезать и создавать домашний архив.

«Роды.ги» как тип издания рассчитан на аудиторию с более высоким уровнем доходов и относится к элитным глянцевым изданиям. Стоимость одного номера в два раза выше, чем у двух других. Постоянные рубрики: «Беременность/здоровье», «Беременность/красота», «Новорожденный», «Роды — практикум», «Звездные родители», «Мамина красота», «Магазин». В журнале читатель находит большое количество информации для будущих родителей (прежде всего «где, как, по какой цене» можно приобрести качественные и красивые предметы детского обихода, а также мебель, бытовую технику и т.д.).

В изданиях для будущих родителей, несомненно, есть дельная информация, полезные советы. Но обилие рекламы порождает массу вопросов. Да, средства массовой информации в условиях рыночной экономики — особый товар. Деньги, полученные за размещение рекламы, дают им возможность организовать сбор и публикацию той самой информации, которая ожидается от них читателями.

Однако приходится констатировать и другое. Чрезмерная коммерциализация контента разрушающе действует на эти журналы. Интересы рекламодателей и издателей в ущерб миссии и концепции — то, что мы наблюдаем сегодня. Эта черта всего «глянцевого» журнального рынка именно в «родительских» журналах вызывает серьезные опасения: с коммерциализацией связан целый ряд этических проблем, связанных с работой журналистов. Многое из того, о чем пишут журналы, — не однозначно и дискуссионно, например, вопросы биоэтики, которые пока не получили однозначного общественного одобрения; в спорах еще не поставлена точка. Однако эти медикобиологические технологии приносят немалый доход и становятся, в обход всех этических норм, предметом рекламы и торговли. Если в медицинских корпорациях потребитель приобретает услуги и товары добровольно, то в СМИ ситуация не так однозначна. Предоставляя информацию как журналистский текст, ее авторы обязаны придерживаться правил журналистской корпорации и давать честную, объективную информацию, действовать в интересах аудитории. Всегда ли это так? Обратимся к примерам.

Большую часть этих изданий составляют рубрики-консультации, где читательницам рекомендуется обращаться в то или иное родовое учреждение для ведения беременности и родов. В журнале «Роды.ги», например, есть рубрика «Экскурсия», содержание которой — заметки, интервью с врачами и персоналом роддомов, родившими женщинами.

Заголовки текстов звучат очень позитивно: «Большое счастье» (о родильном доме подмосковного города Видное), «Обыкновенное чудо» (о родильном доме при горбольнице № 8 г. Москвы), «Нежное рождение» (о родильном доме № 3 г. Москвы). Основная цель публикаций — мотивировать женщину заключить контракт на роды с тем или иным роддомом. А это — дорогое удовольствие. Например, в Центре планирования семьи и репродукции стоимость контракта на роды — около 120 тыс. руб. (Роды.ги. — 2011. — № 11). Предлагаются контракты на ведение беременности с заверениями, что психологически будущей маме будет легче рожать под наблюдением врача, который вел ее в течение всех 9 месяцев. Здесь же размещена и реклама: в среднем по Москве стоимость контрактов на ведение беременности — 60 тыс., присутствие психолога — еще 40 тыс. руб.

Во всех репортажах из роддомов звучат одни и те же слова: именно данный роддом имеет серьезную научную базу, богатейший практический опыт и коллектив опытных профессионалов; акушерки и сестры окажут незамедлительную помощь молодым мамам в любое время суток, обучат правильному обращению с малышом и правилам грудного вскармливания; врачи и психологи поддержат и помогут решить любые проблемы, возникающие у женщин в связи с рождением детей; специально разработанная именно для этого роддома физиотерапия и комплекс лечебной гимнастики помогут восстановиться после родов.

Рекламные «уши» торчат из многих журналистских материалов: в интервью медицинский персонал заявляет, что если будущая мама заботится о своей жизни и жизни будущего ребенка, то будет рожать именно у них. Женщин завлекают сказочными условиями. Например, все платные палаты в роддомах оборудованы по последней моде специально для мягких родов. Здесь обязательно присутствуют удобные кровати-трансформеры, приспособления для релаксации, имеются туалет и душевая кабина или ванна-джакузи, кондиционер, холодильник и телевизор (с интерьером таких палат можно ознакомиться на сайте журнала «Роды.ги»).

На роды по контракту с собой можно взять музыкальные диски, фильмы, ароматические свечи, красивую одежду для мамы, массажирующие средства и пеленку для ребеночка: чтобы сразу началось заселение не больничной, а домашней флорой. Заметим, что на бесплатные роды в этих же самых больницах не разрешают с собой брать ничего, кроме влажных салфеток, носков и тапочек.

В рекламных целях опубликовано и множество фотографий счастливых женских лиц, которые либо только поступили в отделение, либо уже родили и держат на руках новорожденного. Каждая фотография снабжена приблизительно такого рода комментарием счастливой мамы: «Ро жать здесь очень понравилось — было абсолютно не больно, все врачи профессионалы — знают свое дело» и т.п.

Выбор роддома стал неотъемлемой частью беременности. Похоже, эта мода внедрилась уже по всей России. Еще несколько лет назад женщины ехали в тот роддом, который ближе к их дому, потому что все были одинаково бесплатными и государственными. Сегодня даже государственные роддома продвигают идею платных родов и предлагают новые услуги — роды в воде и экзотические роды, например, танцуя. Эта коммерческая практика роддомов поддерживается информационной политикой изданий для будущих родителей. Беда не только в том, что комфортные условия могут быть обеспечены лишь небольшой группе женщин, а большинству об этом не приходится и мечтать; опасность в том, что журналисты не говорят о доступности таких услуг класса люкс.

Еще один ракурс — этические аспекты освещения деликатной тематики, связанной с родовспоможением. Рубрика «Спецпроект» в издании «Роды.ги» необычна, популярна и — этически сомнительна. Его цель — зафиксировать на видео весь процесс родов. Так, в материале «Истинный день Рождения» (Роды.ги. — 2010. — № 12) женщина, участвовавшая в этом спецпроекте, рассказывает, как это было. С первых минут пребывания в роддоме и вплоть до выписки она была под прицелом съемочной группы. Фотографии опубликованы в журнале. Читательницы смогли увидеть все, что так волнует, но обычно остается за кадром, — весь процесс родов, работу врачей на практике. Представлены довольно натуралистические фотографии женщины, но под определенным, щадящим углом зрения. Именно этот раздел пользуется большой популярностью у будущих матерей. Интересно, что может подвигнуть женщину пойти на такой шаг — пригласить съемочную группу на свои роды? Журналистка, ведущая рубрику «Спецпроект», рассказала, что в редакцию поступает много звонков с приглашениями на роды. Взамен на разрешение публикации фотографий в журнале «Роды.ги» будущие родители получают бесплатный контракт на роды с лучшим врачом медучреждения. Мамы признаются: им спокойнее рожать, зная, что за процессом пристально наблюдают камеры — это гарантия, что все должно пройти нормально. При выписке из роддома женщина получает еще и видеофильм. При всех выгодах, на которые надеется женщина, согласившись участвовать в проекте, нельзя не признать, что его суть вступает в серьезные противоречия с общественной и врачебной моралью. Врачи должны исполнять свой профессиональный долг независимо от условий. Разве для этого нужны «видеогарантии» за отдельную плату? Отсутствие видеокамеры может повлечь за собой некачественную работу медперсонала? Эти вопросы журналистами не задаются.

Сегодня в журналах для будущих родителей очень популярна тема Y3M-3D. Благодаря ультразвуковому исследованию существует возмож-ностьувидетьзародившуюся жизнь. УЗИ по медицинским соображениям — это понятно; но есть и другие мотивы: платежеспособный контингент подвергает процедуре своего еще не родившегося ребенка из-за желания как можно быстрее познакомиться с ним. Благодаря УЗИ-ЗБ можно снять плод в утробе матери на электронный носитель (услуга платная, диск стоит более 3 тыс. руб.), и к моменту появления малыша на свет уже будет смонтирован целый видеофильм о его жизни до рождения. Журналы настойчиво предлагают эту услугу: « Трехмерное ультразвуковое исследование в сочетании с видеозаписью является прекрасной и современной частью семейной хроники» (УЗИ XXI века // Роды.ги. — 2010. — № 4). На чьей стороне журналисты?

Известно, насколько остры в России демографические проблемы. Показатели можно было бы значительно улучшить, решив проблему бесплодия. Руководство страны считает заботу о будущем поколении первостепенной задачей и не раз заявляло о господдержке лечения бесплодия, в том числе с применением технологий ЭКО (экстракорпорального оплодотворения). Широко обсуждается вопрос о том, что ЭКО должно быть доступно и оплачиваться государством.

Как ведут себя журналы в этой ситуации? Удивляют своей безапелляционностью и открытой рекламой дорогостоящих услуг. В статье «Диагноз: “бесплодие”» (Хочу ребенка! — 2010. — № 1) автор советует читателям обращаться в частные клиники: «Не во всех медицинских заведениях удастся получить высококвалифицированную помощь, услышать верный диагноз и пройти соответствующее лечение. В женских консультациях и поликлиниках делают основные анализы, однако возможности обследований и лечения в этих учреждениях ограничены, поскольку существуют они за счет государственного бюджета', врачи-гинекологи в обычных женских консультациях иногда годами “гоняют "пациенток на приемы, хотя причины бесплодия не выяснены. Так стоит ли терять время на какие-то не очень достоверные методы лечения? Я уверен — не стоит, лучше сразу обращаться в специализированный центр», — пишет автор статьи. В текст помещена врезка на полполосы — реклама клиники репродуктивного здоровья.

Еще одно направление в современных репродуктивных технологиях, этическая сторона которого неоднозначно оценивается обществом, — суррогатное материнство. Журналы активно продвигают его. Суррогатное материнство — технология репродукции человека, при которой женщина добровольно соглашается на имплантацию эмбриона с целью выносить и родить ребенка биологически чужого ей, который будет затем отдан на воспитание генетическим родителям. Об этом журнал «Роды.ги» писал еще в ноябрьском номере 2006 г. Сегодня к услугам российских суррогатных матерей обращаются не только семьи, для которых это единственный шанс получить генетически родного ребенка, но и родители, чьи сыновья погибли, а есть возможность иметь внуков, так как генетический материал находится в спермобанке. Обращаются также женщины, которые не хотят портить фигуру беременностью или слишком заняты на работе, чтобы выкроить 9 месяцев для вынашивания младенца. Назойливая гламурная реклама, пропагандирующая бесконечные средства для похудения, анти-целлюлитные программы, мода на стройных делают свое дело. Немало и «репродукционных туристов» — иностранцев, в чьих странах суррогатное материнство вне закона, и мужчин, которые хотят иметь детей, но не желают вступать в брак.

В России суррогатное материнство разрешено. В Законе РФ «Об охране здоровья граждан» говорится, что каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Но есть ряд аспектов, которые законодательно никак не оговариваются. Например, иногда генетические родители разводятся и отказываются от ребенка, бросая «свою» суррогатную маму на произвол судьбы. Бывает, что они просто исчезают, узнав, что ребенок, которого вынашивает суррогатная мама, имеет патологии. Случается, что суррогатные матери в результате неудачно проведенной процедуры имеют проблемы со здоровьем или даже сами лишаются возможности иметь детей. Женщины участвуют в этой программе исключительно по коммерческим соображениям, хотят улучшить свое материальное положение. На сегодняшний день современное российское законодательство таково, что даже если генетически ребенок принадлежит семейной паре, юридически он считается родным суррогатной матери. В роддоме она должна подписать отказ от новорожденного и согласие на то, чтобы родителями записали других людей. Проблема очень сложная, имеет много противоречивых аспектов. Не перечисляя далее спорных вопросов, связанных с суррогатным материнством, констатируем лишь — их немало.

Но что можно узнать об этом из анализируемых журналов? Информации много, но она крайне односторонняя. Журнал «Хочу ребенка!» регулярно публикует рекламу в рубрике «Витрина предложений» следующего содержания: «Приглашаем к сотрудничеству женщин до 33лет, имеющих детей, стать донором яйцеклеток (компенсация до 50 тыс. руб.), суррогатной мамой (компенсация до 600 тыс. руб.» (2011. — № 9.-С. 109).

Также в этом журнале предлагаются услуги Международного агентства репродуктивных технологий: «Вам нужна помощь суррогатной мамы, но вы не знаете, как ее найти? Вам необходим донор ооцитов? Вы не знаете, как правильно оформить документы? Вы сомневаетесь и хотите узнать опыт других семейных пар, уже прошедших путем суррогатного материнства? Мы поможем вам подобрать суррогатную маму и /или донора яйцеклеток. Возьмем на себя проверку здоровья, подготовку к беременности и расходы суррогатных матерей. Вы не одиноки. МАРТ всегда рядом!» (2011. — № 9. — С. 13). И это все, что может сказать издание по этому поводу?

Низкий уровень медицинской грамотности значительной части аудитории открывает возможность для различных манипуляций со стороны рекламодателей, извлекающих коммерческую прибыль из человеческой потребности и надежды иметь своего собственного ребенка. Журналы не пытаются разобраться в серьезных проблемах биоэтики, а фактически рекламируют деятельность производителей этих услуг.

В изданиях для будущих родителей присутствует еще одна животрепещущая тема, связанная с новой медицинской технологией — сохранение стволовых клеток пуповинной крови. Это «чудо XXI века» все издания преподносят как панацею. Но ни один генетик сегодня не может ответить на вопрос, сколько могут храниться стволовые клетки, так как технологию замораживания активно начали использовать только с 1999 г. Не известно, приживутся ли конкретные клетки в организме ближайшего родственника. Следовательно, гарантий не существует. Услуга эта стоит недешево — «Цена контракта на сбор и получение стволовых клеток пуповинной крови в России варьируется от 2000 долларов до 2000 евро» (Роды.ги.-2011,-№ 11).

Тексты исследуемой группы изданий не содержат серьезного анализа ситуации, связанной со стволовыми клетками. Они лишь размещают рекламу тех или иных банков хранения этих клеток: «Один из самых известных на сегодня российских именных банков пуповинной крови — Банк Стволовых Клеток “КриоЦентр”, созданный при поддержке Научно-практической лаборатории стволовых клеток человека на базе Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии. Среди клиентов банка — Ирина Слуцкая, Мария Бутырская, Ирина Дубцова» (Хочу ребенка! — 2010. — № 1); «У "КриоЦентра”налажены контакты со всеми роддомами страны. Обслуживаются и клиенты банка, проживающие за рубежом, например, во Франции, Австрии, Финляндии»; «Каждый из нас думает о завтрашнем дне. Помните: здоровье — бесценно, и только один раз в жизни, во время родов, природа дает Вам уникальный шанс сохранить стволовые клетки пуповинной крови своего ребенка», — делает заключение журнал «Роды.ги» (2011. —№ 11).

Некоторые публикации вызывают недоумение. В статье «Зачатие будущего» (Хочу ребенка! — 2011. — № 2) «эксперт» (член загадочной Ассоциации футурологов) живописует некоторые отличительные черты возводимого «дивного нового мира»: «В недалеком будущем не только зачатие, но и вынашивание ребенка будет происходить без участия родителей. Судя по темпам развития медицины и генетики, такие услуги могут появиться в ближайшие 15-20 лет». Возникает вопрос к редакции и журналисту, писавшему эту статью: насколько подобная информация об инкубаторах будущего необходима сегодня женщине, вынашивающей под сердцем своего ребенка?

Подведем некоторые итоги.

Расширение читательской аудитории таких изданий для их собственников в первую очередь осуществляется в целях достижения их большей экономической эффективности как бизнес-проекта. Рекламная функция в изданиях для будущих родителей реализуется весьма успешно. Больше всего рекламных материалов помещено в рубриках, которые мимикрируют под «новости», «новинки», «полезные адреса», «журнал рекомендует»; постоянно упоминаются торговые марки — как в авторских, так и в экспертных статьях; обязательно наличие «модного» разворота; особый вид рекламы — упоминание «по просьбе читателей» различных учреждений якобы по итогам опросов. С одной стороны, реклама, несомненно, несет в себе полезную информацию. Она говорит о том, какие товары предлагаются, где их можно купить, какие у них конкурентные преимущества. С другой стороны, журналы подобны политической арене, где кандидаты не уравнены в правах. Побеждает сильнейший — тот, у кого больше денег на размещение рекламы. Таким образом, читатель получает не объективную информацию, а выборочную, навязанную рекламодателем. Отметим следующие манипулятивные приемы изданий для родителей, связанных с коммерциализацией контента:

• Создание статей «под рекламу»

Рекламный модуль идет одним дизайнерским разворотом со статьей. Статьи пугают разными заболеваниями, которые лечатся только в определенных, обычно дорогих клиниках. Они рекомендуют рожать детей, заключив дорогостоящие контракты на роды, проходить предимплантаци-онную генетическую диагностику для того, чтобы выбрать пол будущего ребенка, пользоваться услугами суррогатных матерей, обращаться в банки хранения стволовых клеток и спермобанки. Статьи попросту призывают читателя к действию, озвученному в рекламном модуле.

* «Звездные» истории как провокация стремления к потреблению люкс-услуг

При невозможности их потребления, как утверждают психологи, может возникнуть фрустрация — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. На обложке журнала «Роды.ги» фотографии беременных «звезд», например, Тутты Ларсен, Анны Седоковой, Ольги Ломоносовой, Яны Лапутиной — обычное явление. Они могут себе позволить дорогие клиники. Женщины рассказывают о рождении собственных младенцев в особых условиях с большим оптимизмом. Но что должна чувствовать обычная и даже «средняя» женщина, которая ничего этого не может себе позволить?

• Реклама дорогостоящих бытовых стандартов, недоступных широкой аудитории

Типичные установки: «Лучше всего отдавать предпочтение известным фирмам-производителям, проверенным брендам: качество их продукции будет всегда на высоте»; «Мечта кормящей мамы... бюстгальтер от компании Emma-Jane по цене 3 тыс. руб.» (Роды.ги. — 2011. — № 7). Впечатляет информация в журнале «Роды.ги» (2011. — № 5) о коррекции фигуры с помощью талассотерапии — водорослевого обертывания (курс 12-15 процедур у косметолога 2-3 раза в неделю, стоимость одной процедуры — от

  • 3,5 тыс. руб.). В материале «СПА-ритуал для будущей мамы» делается удивительное открытие: «Многие женщины открывают для себя волшебный мир СПА, лишь оказавшись в интересном положении!» (Роды.ги. — 2010.-No 8).
  • * Создание новых потребностей

По мнению журналов, женщины просто обязаны до родов обзавестись разными сидениями и горшками, стульчиками различной высоты, качалками, шезлонгами, ковриками, матрасиками, пледами, пятью видами подушек со всевозможными наполнителями, линейкой детской косметики, в которую входят разные средства для разных частей тела младенца на все случаи жизни и все времена года; купить анализатор детского плача стоимостью около 4 тыс. руб. и т.д.

• Скрытая реклама в форме апелляции к экспертному мнению

Эксперты в своих статьях во многих случаях практически занимаются продвижением лекарственных препаратов или услуг специализированных клиник. Зачастую статьи рассматриваются читателями как симптоматическая рекомендация врача. Таким образом, снижается особенное положение лекарств и создается ощущение, что консультация с врачом не обязательна.

В журналах для будущих родителей мелким шрифтом, на модулях, которые не бросаются в глаза, сообщается, что «редакции не несут ответственности за содержание рекламных материалов, достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях». Но реклама в изданиях этой ниши должна находиться под особым контролем. Для решения этой проблемы необходимо внести изменения в законодательство.

К сожалению, большая часть острых проблем в изданиях этой ниши остается вне поля зрения, например, недостаточно уделяется внимания нравственным ценностям: продлению рода, радости родительства, любви, крепкой многодетной семье, домашнему очагу. Глубинные причины демографического кризиса, с которыми столкнулась Россия, лежат в аксиологической, а не экономической плоскости. В изданиях для особых групп населения коммерциализация контента становится опасной для общества, и задуматься над этим должно журналистское сообщество. Проблема преодоления этого противоречия — первостепенная профессиональная задача. Информационная политика в области укрепления семьи и поддержки родительства отличается особой сложностью и диктует необходимость тщательного и осторожного выбора коммуникационных стратегий.

Замотина Нина Николаевна - научный сотрудник факультета журналистики МГУ

чя

Алекса!

Московский университет

  • [1] Сайт журнала http://baby.deti-da.ru/index.php?option=com_content&view =article&id=10&ltemid=15 2 Медиакит издания http://www.konliga.ru/download/mediakits/jm_2010.pdf
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >