Инновационные ресурсы развития современного образования. Традиционные и инновационные образовательные технологии в образовании Башиева Г.О., Айдаралиева Ж.П., Хайдарова УК.,

Некоторые особенности экологизации учебного курса «Окружающий мир» в начальной школе

Башиева Г.О., Айдаралиева Ж.П., Хайдарова У.К., Асапова Р.И.

Володарская средняя общеобразовательная школа № 2, посёлок Володарский, Астраханская область

Аннотация. Поднимается актуальная проблема экологизации образования. Описаны особенности учебных курсов, осмысливается роль экскурсии в учебном процессе.

Ключевые слова: учебный процесс, начальная школа, экологические проблемы.

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды [2, 3].

Проблема экологизации учебных курсов в начальной школе имеет несколько особенностей. В частности, включение вопросов экологии в конкретный текст учебников по математике, окружающему миру, литературному чтению, русскому языку. Например, в учебнике русского языка мы видим большое количество текстов из литературных произведений о природе и взаимоотношениях человека и природы. Тексты заставляют задуматься о собственном поведении в окружающей природной среде. На уроках математики мы предлагаем задачи экологического характера, основанные на региональных данных, а также с использованием интересных фактов из повседневной жизни.

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир - источник чувств.

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы - в общем все то, что делает ребёнка умнее, сообразительнее, любознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение [1,4].

Экологизация предмета, окружающий мир непосредственно связана с понятиями науки экологии. Собственно, экология - это наука о взаимосвязях, поэтому для понимания младшими школьниками основ экологии их необходимо знакомить с разнообразными взаимосвязями, не ограничиваясь при этом только взаимосвязями в живой природе.

Многообразие и целостность мира могут быть раскрыты и поняты тогда, когда познание связано с осознанием связей, объединяющих предметы (природа, предметный мир, общество) и показывающих зависимость между разными областями (человек и природа, человек и другие люди, природа и общество и т.п.). Какие же связи, существующие в окружающем мире, изучают младшие школьники? Во-первых, это связи, которые характеризуют взаимозависимость существования и развития неживой и живой природы. Во-вторых, это связи, раскрывающие процессы взаимодействия в природе живых организмов. В-третьих, это связи, показывающие зависимость существования человека от природной и социальной среды. И наконец, это связи, которые характеризуют взаимоотношения людей [1, 24].

Школьный курс «Окружающий мир» носит интегративный характер. В нём объединены три ранее изучавшиеся в начальной школе дисциплины - естествознание, география, история (обществознание). Кроме этого, в него включено содержание из других образовательных областей - экологии, безопасности жизнедеятельности [3, 9].

Процесс экологизации курса «Окружающий мир» мы можем наблюдать при включении в учебный процесс школьных экскурсий в окружающую природную среду.

Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путём непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями, привлечение школьников к исследовательской деятельности. Экскурсию можно рассматривать как аналог научной экспедиции. На экскурсиях предоставляется возможность апробировать полученные на уроках знания о способах познания окружающего мира. Именно на экскурсиях предоставляется возможность непосредственно показать школьникам как негативные, так и позитивные последствия деятельности человека, привлечь их к выполнению несложных природоохранительных мероприятий, способствовать формированию умений вести себя на природе [3, 194-195].

Астраханская область расположена в южном Поволжье, на Прикаспийской низменности, при впадении Волги в Каспийское море. Находится в зоне полупустыни, поверхность территории в основном равнинная, почти безлесная, частично лежит ниже уровня моря (высоты от - 2,7 м на севере до - 27,5 м на юге) [https://www.mnr.gov.ru/maps/?region=30]. В нашем районе большое количество земли занято степями, особенно красивыми весной, позволяющие не только наблюдать, как пробуждается природа, но и разнообразие растительного и животного мира нашего района. Поэтому для младших школьников мы организуем экскурсии в степь.

Ниже предлагаем вариант проведения экскурсии в Астраханскую степь.

Цель: организовать наблюдение за разнообразием растительного мира степи, поведением насекомых весной, а также сделать фотографии природных объектов, с последующим определением видового состава.

Ход экскурсии:

  • 1. Подготовка учителя и учащихся к экскурсии.
  • 2. Выход на экскурсию.
  • 3. Подготовка полученного материала к оформлению.

Заранее учитель планирует маршрут экскурсии с обязательным прокладыванием экскурсионных дорожек. Необходимо выбрать наиболее удачные показатели характеристики исследуемых объектов.

Учащиеся получают задания - провести беседу с родителями для получения первичных представлений о видовом составе растительного и животного мира Астраханской степи.

Экскурсия начинается с входной беседы учителя с учащимися. Учитель кратко рассказывает историю появления Володарского района на карте Астраханской области, представляет (в виде слайд-шоу) изображения растений и животных степей, а также рельефа района. Далее переходит к формулированию целей и задач экскурсии и собственно экскурсии. По возвращению в класс происходит обобщение собранного материала, обсуждение увиденного и услышанного во время экскурсии с материалом до экскурсионного времени.

Такого рода экскурсии, носящие краеведческий характер, очень полезны для обучающихся, так как происходит формирование патриотических чувств, чувства гордости за свой район, а также познание окружающей природной среды с научной точки зрения, а не как потребителя.

Безусловно, экологичность предмета «окружающий мир» откладывает свой отпечаток на его содержание, и учителю необходимо информацию предмета переводить на уровень востребованности учащимися, при этом возрастает ответственность учащихся за приобретаемые знания и расширение их кругозора.

Литература

  • 1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. - М.: Вентана Граф, 2005. - 240 с.
  • 2. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2003. - 56 с.
  • 3. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания): учебное пособие / А.В. Миронов. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 510 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >