Секция 4. Инновационный педагогический опыт: от концептуальной идеи к педагогическим технологиям

Эффективные пути усовершенствования учебного процесса в «Школе юного пешехода»

Симонова С.Н.

Центр детского творчества, г. Абакан

Аннотация. Представлен опыт работы в «Школе юного пешехода», перечислены инновационные методы, применявшиеся на занятиях

Ключевые слова: одаренные дети, инновационные методы, вождение.

Хороших методов ровно столько, сколько существует творческих идей.

В настоящее время в педагогике открываются большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Сегодня каждый педагог стремится найти наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повысить заинтересованность в обучении.

Я являюсь руководителем творческого объединения «Школа юного пешехода». Основная задача - подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении. Ежегодно проходит обучение более 600 детей из разных школ города. Я всегда думаю: Как сделать занятие эффективным, интересным для ребят? Как научить детей прогнозировать развитие ситуаций на дорогах? Интересы современных школьников достаточно широки, и однообразие учебного процесса, которое ограничивается пассивным участием в нем учеников, может сыграть плохую службу. Чем креативнее будет мыслить учитель, тем большую заинтересованность будут выказывать учащиеся.

Хочу рассказать, какие инновационные формы использую, чтобы занятие было эффективным, интересным для ребят. Для проведения занятий использую кабинет, учебные и наглядные пособия, рисунки дорожных ситуаций, плакаты, ТСО, мультимедийные программы и другое в зависимости от темы занятия. Но, изучив и внедрив в учебный процесс аппаратно - программный комплекс «Зарница» включающий, мультимедийную учебно-методическую программу по профилактике и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма, я пришла к выводу, что это очень хорошая возможность сформировать ключевые навыки безопасности дорожного движения у детей. Программа рассчитана на проведение уроков с детьми разного возраста. Она распределена на 3 основные возрастные группы школьников: 1-4 класс, 5-6 класс, 7-11 класс. И имеет обширный наглядный материал по разделам: «Дорога и ее элементы», «Участники дорожного движения», «Регулирование дорожного движения» и другим, яркие красочные иллюстрации, чтобы привлечь внимание детей к дорожной тематике и оживить образное мышление. Программа включает познавательные и своеобразные видеофильмы для детей различного возраста: «В стране дорожных знаков», «Происшествие в городе машин», «Катание на роликах», «Твой друг - велосипед», «Зебра - юмористический журнал». Для детей старшего школьного возраста видеофильмы с основами управления транспортных средств такие как «Педаль газа», «Педаль сцепления», «Стояночный тормоз», «Осмотр автомобиля». Включены и задания для учащихся в виде раскрасок, различных задач, вопросов на усвоение материала, билеты по Правилам дорожного движения, вопросы по оказанию медицинской помощи.

Уроки можно формировать из разделов программы, а также использовать «Магнитно-маркерные доски». С помощью проектора на белую магнитномаркерную доску проецирую изображение с городским ландшафтом и схемой дорог. Используя эту схему, моделирую различные дорожно-транспортные ситуации с помощью комплекта тематических магнитов «дорожное движение», «модели автомобилей» и специального маркера «white board» для рисования направления движения. Имеющиеся схемы «Азбука дорожного движения», «Безопасный маршрут школьника», «Светофоры в дорожных ситуациях» дают полный содержательный обзор возможных дорожных ситуаций для всех возрастных групп детей. Такое использование «Магнитно-маркерной доски» позволяет работать нескольким группам учащихся для совместного решения определенных задач, дорожных ситуаций, чтобы сосредоточить внимание детей на опасностях, часто встречающихся на проезжей части. Эффективность обучения состоит именно в том, чтобы учащиеся не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но и научились адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Очень важно сформировать навыки самоконтроля у детей. Учащиеся овладевают знаниями распознавания типичных дорожных «ловушек». Учатся прогнозировать развитие ситуации на дорогах, принимать правильные решения. Опасности могут подстерегать их и на проезжей части дороги и во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из общественного транспорта. Дети должны уяснить для себя и уметь ответить на такие вопросы: «Почему опасно перебегать улицу?», «Чем опасна стоящая машина?», «Кто должен уступить дорогу?». Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения реализовать на практике и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей и открывает большие возможности для коллективной познавательной деятельности.

Приложением к этому комплексу является специализированный компьютер «Веселый светофор», в котором включены тесты по проверке знаний: «Мы пешеходы», «Мы велосипедисты». Тесты распределяются по возрасту и степени сложности и представлены очень красочными иллюстрациями дорожных ситуаций. Дети с большим удовольствием проходят тестирование индивидуально или в парах. Кроме того, в аппаратно - программном комплексе «Зарница» предлагается методический материал для педагога и дополнительная информация.

Работу аппаратно - программного комплекса «Зарница» сочетаю с учебно-методическим комплексом (УМК) «Безопасность на дороге», где дорожные ситуации можно конструировать на компьютере из виртуальных образов до рожных знаков, светофоров и регулировщиков, элементов улиц и дорог, различных перекрестков, автомобилей и пешеходов, с позиции различных участников дорожного движения. Можно выбрать и установить различные элементы композиции на выбранную дорожную основу, а также осуществлять управление ситуацией. Управление конструктором позволяет создавать, сохранять и загружать созданные ситуации. Практическую работу проводим на виртуальном тренажере по вождению. Ребята получают первые уроки вождения легкового автомобиля. На нем можно проехать по автодрому и выполнить упражнения, которые включены в состав экзамена на получение права управления автомобилем. Маршруты по городу пролегают по основным и второстепенным улицам, мимо домов, остановок, через перекрестки и переходы. Неправильно управляя автомобилем, можно столкнуться со встречным или попутным транспортным средством, получить штраф за нарушение ПДД.

Работа с аппаратно-программным комплексом «Зарница» очень продуктивна и увлекательна. Соответствует современным запросам и интересам учащихся. Делает процесс обучения наглядным, более интересным для детей, доступным и психологически комфортным. Эта форма обучения легка для восприятия, расширяет творческие возможности учащихся, способствует развитию положительной мотивации и познавательной деятельности, позволяет обеспечить положительную динамику образовательного и воспитательного процесса.

Провожу поощрение и поддержку одаренности детей. Наиболее талантливых и заинтересованных ребят приглашаю на обучение по программе «Автошкола». Ребята старшего школьного возраста изучают правила дорожного движения Российской Федерации и учатся управлять автомобилем в реальной обстановке.

Литература

  • 1. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения. - М. Дрофа, 2007.
  • 2. Подласый И.П. Педагогика. - М.: «Просвещение», 1996.
  • 3. Ремизов А.А. Безопасность на дорогах методическое пособие для учителя. -М.: «Учприбор» 2009.
  • 4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.
  • 5. Якупов А.В. Безопасность на улицах и дорогах. - М.: ACT, 1997.

СЕКЦИЯ 5. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ) ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >