Секция 5. Теоретико-методологические основы педагогических (психологических) инноваций в современном образовании Егорова И.А. Теоретические аспекты психологического сопровождения клубных объединений

Егорова И.А.

Таганрогский институт управления и экономики, г. Таганрог

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основания и целевые ориентиры работы по психологическому сопровождению добровольных общественных объединений - клубов. Описаны психологические принципы и основные формы деятельности клубных объединений.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, клуб, компетенции.

В современных условиях модернизации российского образования одну из важнейших ролей приобретают общекультурные компетенции, связанные не столько с усвоением знаний и освоением умений и навыков, сколько с развитием определенных личностных качеств, установок во взаимодействии с другими людьми, с проектированием, планированием и регуляцией собственной деятельности, с поиском, обработкой и анализом больших объемов информации. Эти компетенции получили название компетенций XXI века, поскольку по прогнозам руководителей кадровых департаментов крупнейших компаний мира именно они в настоящее время становятся наиболее востребованными на рынке труда наряду со специфическими профессиональными компетенциями.

Развитие компетенций XXI века может быть осуществлено в рамках реальной или имитационной проектной или игровой деятельности, организованной таким образом, чтобы в ней актуализировалась необходимость применения и развития навыков самоорганизации, социально-коммуникативных, мыслительных, исследовательских умений.

В ситуациях совместной проектной деятельности проявляются и развиваются социальные, коммуникативные, презентационные умения, критическое и творческое мышление, умение налаживать сотрудничество и находить решения в нестандартных обстоятельствах. Благодаря междисциплинарному подходу и постановке реальных задач участники могут проявить свои основные умения в атмосфере поощрения самостоятельности, творческой активности, инициативы и ответственности, уважения личного выбора.

Погружаясь в игровую образовательную среду, обучающиеся развивают навыки проектирования, планирования и организации индивидуальной и совместной деятельности, получают возможность для проявления активности и креативности, включают логические мыслительные операции для анализа существующей и поиска новой информации. Если игра предполагает конкурентную среду, возникает необходимость договариваться и сотрудничать с партне рами, а также вступать в конструктивное взаимодействие с конкурентами, что, в свою очередь, ведет к развитию навыков эффективного общения.

Интересной формой интеграции проектной и игровой деятельности является клубное движение, приобретающее в настоящее время все большее распространение. Возникают детские, подростковые, молодежные клубы, разновозрастные клубы по месту жительства, женские клубы, клубы по интересам, творческие клубные объединения.

Люди со сходными взглядами и интересами объединяются в клубы и развивают совместную деятельность, проводят различные акции и мероприятия, занимаются совместным творчеством и самообразованием [2, 4, 6].

Необходимо отметить, что клубные формы организации деятельности детей и молодежи были широко распространены еще в дореволюционной России и продолжали свою деятельность в первые годы советской власти, уступив затем место пионерским и комсомольским организациям. Сегодня клуб как форма дополнительной образовательной деятельности переживает «второе рождение».

Клуб - это коллектив, созданный на основе общего творческого интереса его участников [3].

Клуб представляет собой пространство общения, совместной деятельности и совместного творчества, его деятельность базируется на принципах добровольности, активности и инициативы участников, проектируется ими самими. Для членов клуба очень важны простые и свободные взаимоотношения участников. В клубе они могут проявить аналитические, организаторские или творческие способности, поэкспериментировать со своим поведением в безопасной, дружелюбной и творческой атмосфере. Принципами работы клубов являются принятие и самопринятие, событийность, общность, учет индивидуальности, гуманизм, координация усилий всех образовательных агентов [4].

Клубы могут иметь разнообразные и разносторонние целевые ориентиры своей деятельности. Работа таких добровольных общественных объединений может быть направлена на самообразование, развитие психологической компетентности, повышение самооценки, формирование позитивного образа Я, повышение общего эмоционального фона, развитие навыков борьбы со стрессами, обучение способам эффективного разрешения межличностных конфликтов, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения [5].

Клуб, таким образом, выполняет важную функцию психологического сопровождения, оказывая конкретным участникам помощь в решении их проблем, поддерживая их систему ценностных ориентаций, выстраивая социальные отношения с окружающими людьми, обучая новым моделям взаимодействия с собой и миром, развивая целеполагание, социально-творческое проектирование, конструктивное общение [1].

Другими, не менее важными, функциями являются информирование о возможностях клубной формы организации досуга и совместной проектной и творческой деятельности, планирование и реализация акций, мероприятий и других событий в жизни клуба, обучение участников клуба технологиям организаторской работы, взаимодействие с другими социальными институтами, развитие личности участников клуба и клубного объединения как целостного сообщества.

Основными характеристиками психологического сопровождения деятельности клубных объединений являются процессуальность, пролонгирован-ность, свобода и добровольность, погруженность в реальную повседневную жизнь человека, равноправные и доверительные отношения между участниками.

Таким образом, в образовательную систему встраивается совершенно особенный социальный институт клубного объединения, который совмещает в своей деятельности сразу несколько функций и принципов, способен гибко реагировать на требования среды и пожелания участников, поддерживает их непосредственный интерес к деятельности как внутри клуба, так и за его пределами. Задачей клуба становится не столько передача знаний и формирование умений, сколько запуск процессов саморазвития и самообразования, которые будут сопровождать человека в течение всей его жизни и проявляться в любом виде его деятельности.

Литература

  • 1. Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М.Р. Битянова. - М.: Сентябрь, 1998.
  • 2. Егорова И.А., Потапчук И.Б. Женский клуб как форма психологического просвещения / И.А. Егорова, И.Б. Потапчук // Вестник ТИУиЭ. -2015,-№2 (22).-С. 83-86.
  • 3. Миннуллина Р.Ф. Клубы по интересам детей и подростков / Р.Ф. Миннуллина И Фэн-наука. - 2013. - №5 (20). - С. 30-32.
  • 4. Мычко Е.И., Немтинова А.А. Теоретические основы процесса социально-педагогического сопровождения детей в условиях подросткового клуба / Е.И. Мычко, А.А. Немтинова // Вестник БФУ им. И. Канта. - 2013. -№5.-С. 19-24.
  • 5. Рудко А.М. Модель педагогического сопровождения детских общественных объединений / А.М. Рудко // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №3. - С. 200.
  • 6. Спивак М.С. Клубные формирования как сфера учебно-воспитательной и досуговой деятельности / М.С. Спивак // Воспитание школьников. -2011.- №3. - С. 49-53.

СЕКЦИЯ 6. ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >