ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА В АПТЕЧНОМ БИЗНЕСЕ

Кемеровская государственная медицинская академия Кафедра экономики и управления в здравоохранении Научный руководитель - канд. экон, наук Н. Ф. Апарина

Говоря о совершенствовании системы управления фармацевтической службой, не следует забывать, что фармация, как и любая другая коммерческая отрасль, нуждается в грамотном маркетинге.

Современное состояние аптечного бизнеса таково, что одиночные аптеки в крупных городах не имеют больших перспектив, так как с рынка их методично «выдавливают» более могущественные аптечные сети. Определенную долю могущества сетям добавляет работа отдела маркетинга, который позволяет быть аптеке впереди одиночных конкурентов.

Конечные задачи отдела маркетинга аптечных сетей, как правило, сводятся к увеличению среднего чека клиента, а также к увеличению частоты посещений аптеки потребителями. Поэтому результатом работы маркетолога в аптеках является повышение прибыльности каждой аптеки, а также развитие дополнительных услуг, новых идей и вариантов реализации их воплощения.

При возникновении проблем в качестве обслуживания маркетолог анализирует процесс продажи в аптеке. Потом составляет рекомендации по проведению мероприятий с целью улучшения качества обслуживания. Рано или поздно в каждой развитой аптечной сети встает вопрос о создании системы лояльности для потребителей аптек. Лояльность потребителей основана на формировании долгосрочных предпочтений покупателей в отношении какой-либо аптеки или аптечного бренда. Поэтому большую роль в маркетинге аптечной сети играет обслуживание клиентов.

Уровень обеспечения населения лекарственной помощью во многом зависит от качества подготовки специалистов фармацевтической отрасли. Различные изменения, происходящие на фармацевтическом рынке в целом и на российском в частности, не могут не сказаться на подготовке специалистов фармслужбы. Функции маркетолога могут быть закреплены за специалистом в рамках функциональной организационной структуры управления, но их также могут исполнять провизоры, обслуживающие клиентов - в рамках линейной структуры.

Стремительное развитие аптечного бизнеса в последнее время, обилие лекарств и их аналогов предъявляют к провизорам особые, повышенные требования. И в первую очередь это наличие коммуникативных навыков, знание основ маркетинга.

Интересен опыт аптечных сетей, которые проводят исследования с целью определения качества обслуживания в своих аптеках методом «Тайный покупатель». Они позволяют оценить, насколько улучшилось положение покупателя в аптеке и какие изменения необходимо осуществить в отношении управления персоналом аптечной сети.

Е. А. Сигина

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >