АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА РОДИЛЬНОГО ДОМА ПРИ РАБОТЕ ПО ПРИНЦИПУ «МАТЬ И ДИТЯ»

Кемеровская государственная медицинская академия Кафедра сестринского дела

Научный руководитель - д-р мед наук Е. Н. Гуляева

Известно, что в процессе реформирования системы здравоохранения пересматривается роль среднего медицинского звена в сторону увеличения его самостоятельности. Однако сложившиеся традиционные подходы к роли медицинских сестер в лечебно-диагностическом процессе отводят ей второстепенное место.

Следует четко представлять, что в конечном результате работы врача заложена немалая доля результата деятельности сестринского персонала. Процедура контроля качества сестринской помощи - одна из важнейших функций управления качеством и представляет собой новое направление деятельности сестринских служб. Она вменена в обязанности главной и старшей медицинских сестер. Руководители сестринских служб смогут успешно реализовать данный вид деятельности только в том случае, если будут разработаны соответствующие методы контроля и оценки, системы показателей, характеризующих качество сестринской помощи по различным сестринским специальностям, экспертные подходы [Гаджиев 2004; Кудрина 2005; Лучкевич 2007].

Цель исследования: проанализировать систему контроля качества сестринской помощи послеродового отделения родильного дома и оптимизировать критерии ее эффективности.

Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:

  • 1. Изучить организацию сестринской помощи в послеродовом отделении.
  • 2. Проанализировать систему контроля качества сестринской помощи за 2010 г. на основании использования ГКБ № 3 критериев оценки качества.
  • 3. Выделить чувствительные индикаторы качества сестринской помощи и оптимизировать оценку ее эффективности.

В результате исследования было выявлено, что среди наиболее часто встречающихся недостатков, выявляемых в ходе процедуры контроля качества сестринской помощи, особенно распространены:

  • - нечеткое выполнение врачебных назначений;
  • - нарушение технологий при выполнении сестринских манипуляций;
  • - несоблюдение правил асептики и антисептики;
  • - неправильный забор крови;
  • - небрежность и несвоевременность заполнения учетноотчетной документации.

Данные контроля служат фактическим материалом для анализа качества сестринского ухода и выработки мероприятий по коррекции недостатков и совершенствованию сестринской деятельности.

При разработке карты экспертной оценки КСП было выяснено, что контроль качества соблюдения технологии сестринского ухода затруднен в связи с отсутствием средств контроля процесса и результата ухода. Для оценки качества процесса оказания сестринской помощи и ее результатов стало необходимым документирование всех составляющих сестринского ухода и анализ документированной информации. Оказалось, что из уровней оценки качества исключены специалисты сестринского дела, современные критерии качества являются интегральными и не оценивают дифференцированно роль сестринского персонала в конечном результате лечебного процесса.

Выводы:

  • 1. Организация сестринской помощи в послеродовом отделении представлена в виде переходной модели от классической к инновационной и включает в себя линейно-функциональную структуру с элементами внедрения сестринского процесса.
  • 2. Применяемые критерии оценки качества сестринской помощи не являются дифференцированными и включают в себя элементы предварительного, текущего и заключительного контроля. При оценке качества сестринской помощи отсутствует объективный мониторинг стандартов деятельности и не разработаны индикаторы таких отклонений.
  • 3. Наиболее чувствительными и применимыми индикаторами качества сестринской помощи в послеродовом отделении ГКБ № 3 являются: результаты интегральной оценки качества сестринской помощи по разработанной для отделения карте экспертной оценки и данные анкетного опроса пациентов об удовлетворенности качеством сестринской помощи.

Л. А. Хвалеева

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >