Немецкий кинематограф 20-х: от экспериментов к новой киноэстетике Д. Харькова. Изобразительное решение персонажей в фильме «Сталкер» как итог творческого союза режиссера и художника по костюмам

Научный руководитель — Клейменова Ольга Константиновна, кандидат искусствоведения, доктор философских наук, профессор

Аннотация: Костюм в кино является неотъемлемым элементом кинообраза: как образа конкретного героя, так и образно-художественного мира фильма в целом. Рассматриваются место и роль костюмов в фильмах одного из самых значительных режиссеров второй половина XX века — А.А. Тарковского, эволюция взглядов режиссера на костюм в кино на примере его творчества.

Ключевые слова: художник по костюмам, костюм в кино, изобразительная среда фильма.

Анализ творчества А.А. Тарковского проходит в направлении поиска соответствия визуальной образности и её смыслового наполнения. Место и роль костюмов в фильмах режиссера, способы их создания, эволюция взглядов режиссера на эту проблему ранее подробно не рассматривались.

Объект исследования — костюм в кино как компонент образной системы фильма.

Предмет исследования — роль и место костюма в фильмах А.А. Тарковского.

Данное выступление отражает решение следующих задач нашего исследования:

  • 1. Анализ работы художников по костюмам в фильмах А.А. Тарковского.
  • 2. Определение места, роли, значения костюмов в кинотворчестве А.А. Тарковского.

Более подробно остановимся на особенностях пластического выражения костюмов к фильму «Сталкер», созданных художником по костюмам Н.Е. Фоминой. На основании анализа работы художника над фильмами, бесед с художником, литературных и режиссерских сценариев и фильмов покажем, как конкретная драматургия определила весь изобразительный строй фильма и ансамбль костюмов. Рассмотрим костюмы героев в зависимости от характеров, заданных в сценарии, и от взаимоотношений этих характеров между собой, проследим, как художник подходит к изобразительному решению персонажей, решая поставленные режиссером задачи.

Выводы

  • 1. В ранних фильмах А.А. Тарковского работа художника по костюмам не выходила за рамки поиска реалистических аналогов знаковых и символьных форм костюма.
  • 2. Чем более условным и полифоничным становился художественный мир картин А.А. Тарковского, тем больше требований предъявлял он к достоверному виду и реалистическому костюму персонажей.
  • 3. В итоге костюм становится уже частью художественного универсума — это происходит в фильмах «Сталкер», «Жертвоприношение».

Литература

  • 1. Н. Фомина «Костюмы к фильмам Андрея Тарковского / Costumes for the Films of Andrei Tarkovsky». — M.: Cygnet, 2015. —C. 49
  • 2. Ромадин M. Совершенствовать кинематографический язык // Творчество. № 9.1967.
  • 3. Мир и фильмы Андрея Тарковского. — М.: Искусство, 1991. —398 с.
  • 4. Клюева Л.Б. Постмодернизм в кино. О некоторых аспектах постмодернистского дискурса в кино / Материалы по курсу Теоретический анализ фильма. — М.: ГИТР, 2006. — 96 с.

Д. Живов

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >