СОВРЕМЕННАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Блог как явление современной книгоиздательской практики

Интернет как важнейшая часть современной культуры объединяет и явления литературы, и формы функционирования произведений в обществе, и, безусловно, само читающее общество. Созданное в сети открытое коммуникативное пространство позволяет интернет-текстам переходить и в сферу художественной литературы, становясь на современном этапе развития ее органической частью. Это сложное взаимодействие характеризует как литературные произведения, так и сферу повседневности, которая осмысляется в художественных образах, а также и тенденции книгоиздательской практики, в которой отражаются и черты культуры, и желания читателя.

Процесс возрастания публичности интимных текстов, начавшийся еще в начале XIX века (появление художественных произведений в форме дневника и мемуаров, издание мемуаров и дневников, таких, как записи А. Т. Болотова, Н. Брешкова, Э. Кемпфера, А. А. Яковлева [Болотов 1870; Брешков 1826, Кемпфер 1827; Яковлев 1824]), становится все более и более активным. И дневник, а особенно дневник писателя, из сферы повседневности переходит в пространство общественной и даже государственной жизни. Литературный быт начала XXI века характеризует обширное число публичных интернет-дневников (блогов, принадлежащих людям разных профессий и социального статуса, которых объединяет и стремление к публичности частной жизни), повышенное внимание блоггеров (пользователей Интернета, участников общения в сети) к этим автодокументальным текстам и ориентация повествования в блоге на художественный дискурс.

Интерес читателя (или, скорее, пользователя) определяет содержательные и формальные признаки публикуемых в сети текстов, создает условия для появления случаев межжанрового и межродового синтеза, как, например, это происходит с автодокументальными жанрами, жанрами эссе и рецензии.

Помимо такого влияния на фундаментальные теоретико-литературные основы литературного процесса, внимание читателя к сетевой литературе и шире - к словесности в сети - приводит к изменениям в книгоиздательской практике: все чаще появляются прецеденты публикации (как параллельной Интернету, так и исключающей связь с ним) произведений и текстов интернет-литературы. На наш взгляд, знаковым явлением современной писательской и издательской деятельности становится публикация блогов, значимых как в содержательном, так и в художественном отношении. Так, известны публикации российских блоггеров: например, художника П. Ловыгина (lovigin.livejoumal.com), Е. Гришковца в издательствах «Махаон», «АСТ».

Но публикация блога как формы писательского (или традиционно-бытового, или литературного) дневника требует внимания к особенностям поэтики жанра, не менее значима связь текстов блога со спецификой интернет-общения и сетевой литературы.

В традиционном книжном издании дневников особенно важно передавать не только точный текст произведения, но и его изменения во времени и пространстве. Исследование поэтики дневников эмигрантских писателей «первой волны» [Булдакова 2008; 2009] показало, что в этом специфическом тексте соединяются черты художественного и документального дискурсов, при этом его «переходность», маргинальность выражается в самой системе художественно-выразительных средств. Среди них особую роль играют зачеркивания и вставки на полях, положение текста на странице, рисунки, демонстрирующие процесс создания текста записи (эстетика черновика), поиск точного слова, зримое движение мысли автора. Актуализация эстетической функции графики, различные по характеру интерполяции обозначают дискурсивность дневникового текста и во многом формируют дневниковую поэтику. Указанные черты появляются и в тексте блогов, их специфические форма и содержание определяют особенности адекватной передачи дневникового сюжета и дневникового дискурса, в том числе и графического оформления текста, при публикации блога.

Одним из наиболее успешных и популярных издательских проектов такого рода является трилогия Е. В. Гришковца «Год жжизни», «Продолжение жжизни» и «151 эпизод жжизни» (издательства ACT, «Махаон», 2008-2010 гг.), основанная на блоге писателя, который автор вел на протяжении пяти лет в рамках русской версии «Livejoumal» - «Живой журнал».

Стиль и поэтику блога характеризует специфическая коммуникативная ситуация. Общение в блогосфере занимает важное место: значительная часть блога уделяется комментариям читателей-блоггеров и ответов на эти записи. В результате этого общения соавторами блога становятся и его читатели. Блог сочетает свойства различных форм коммуникации в сети (форум, чат), так как одновременно является «персональным гипертекстовым документом, созданным на основе заданной сайтом структуры, и интерактивным инструментом речевого взаимодействия в форме полилога» [Новикова 2005].

Так, Е. Гришковец инициирует общение читателей его литературного дневника. При этом сам факт связи с читателями и обмена мнениями понимается автором как основная функция дневника: «Пока не понимаю, что для меня ЖЖ в моей жизни. Отчетливо отделяю его от творчества. То, что я пишу в ЖЖ - не писательская тренировка и не разминка, для меня это общение. Особенное, какого прежде не было» (29 декабря) [e-grishkovets.livejour-nal.com]. Поэтому писатель как провоцирует это общение, так и пытается его контролировать в соответствии со своими представлениями о содержании и стиле текста. Планомерно удалялись комментарии, демонстрировавшие агрессию, неуважительное отношение, излишнюю критичность по отношению как к автору, так и к рядовым читателям дневника: «Я удаляю отдельные комментарии чаще всего по той причине, что они недоброжелательны или поверхностно сердиты. Это комментарии тех, кто бродит по тёмным коридорам Интернета с недобрыми и невнятными желаниями» [e-grishkovets.live-journal.com]. Такое поведение Гришковец объясняет своим желанием создать коммуникативное пространство, комфортное для него и других читателей, а также не противоречащее его эстетическим и нравственным принципам: «А атмосфера ЗДЕСЬ есть, и я ее берегу. И радуюсь, когда симпатичные мне люди начинают ЗДЕСЬ общаться между собой» (30 ноября) [e-grishkovets. livejournal.com].

Одна из важнейших возможностей блога - это процесс формирования личностного пространства и постулирования собственного Я во взаимодействии с сознанием Другого, то есть в коммуникативном пространстве блогосферы как сообщества личностей. Блог, как и жанр дневника, предельно субъективен: автор обращается к описанию тех ситуаций и лиц, которые интересны именно блоггеру. Содержание интернет-дневников известных авторов (в том числе и Е. Гришковца) определяется как субъективными авторскими интересами, так и ориентацией на внимание читателей, потенциального адресата, и включает актуальные, злободневные темы.

Динамичность интернет-дневника связана не только с содержанием записей (это отражение течения жизни), но и с организацией общения: текст блога не фиксирован, он может постоянно пополняться как записями автора, так и комментариями читателей. При этом существование дневника в глобальном информационном пространстве обусловливает отсутствие непосредственного контакта блоггеров и их анонимность, но также определяет этику поведения в этой коммуникативной ситуации.

Необходимость передачи интонационных параметров устной речи, а также авторский замысел определяют активное использование паралингвистических и графических средств. Подобный синтез характеризует стиль литературного интернет-дневника Е. Гришковца: «А слово “ЗДЕСЬ” выделяю большими буквами для уважения и к атмосфере и к тем, кто ко мне зашёл» (30 ноября) [e-grishkovets.livejournal.com]. Автор сознательно отказывается от популярного символа смайлик, в разных вариантах функционирующего на языковом пространстве сети. В сетевом, а далее и литературном дневнике автор последовательно использует ремарку «улыбка»: «Написал ещё, но ведь я диктую <...> к тому же слишком длинные тексты выкладывать не стоит. Да и жизнь впереди длинная (улыбка)» (26 ноября), «<...> гораздо приятнее считать и ощущать себя человеком удачливым и везучим, чем человеком работящим (улыбка)» (16 января) [e-grishkovets.livejoumal.com]. Только в одном случае слово улыбка заменяется на традиционное обозначение символа в виде графических средств: «Друзья <...> прислали одну-единственную эсэмэску: “Как же нам теперь ходить здесь в наши рестораны:(”» [e-grishkovets. livejoumal.com].

На подчеркнуто литературный характер ремарки указывает как заключение ее в скобки, так и связь с функцией ремарки в сюжете. Завершение фрагмента текста ремаркой «улыбка» демонстрирует эмоциональное состояние автора или его отношение к описанным событиям, либо рассказ о комической ситуации и стремление вызвать определенную реакцию читателя. Тем самым также поддерживается коммуникативная природа блога и в форме опубликованного литературного дневника.

Связь интернет-дневника с художественными жанрами определяет и черты стиля сетевого текста Гришковца: отказ от сленга, формулы вежливости, ориентированные на традиционные формы коммуникации (например, письмо): «Здравствуйте!», «Ваш Гришковец»

[odnovremenno.com/diary], критика увлечения аббревиатурами (такими, как ИМХО). При этом в тексте литературного дневника часть этих признаков исчезает: вместо регулярных приветствий, открывающих сообщение в блоге, в тексте повести появляются Предисловие и Послесловие автора. Структурно эти части произведения не выделены, но они обеспечивают коммуникацию писателя и читателя и необходимы для композиционной целостности повести.

Коммуникация в блоге связана со сложной структурой этого феномена. Записи автора и комментарии формируют формально-смысловое единство, где последовательность обращений, реакций, комментариев, ответов на комментарии, прикрепленных к исходному сообщению, создает ветвящийся гипертекст. Так, в состав дневникового текста включаются и различные ссылки на другие интернет-сайты, а также фотографии, видеозаписи и аудиозаписи.

Гипертекстовая организация блога отражается и в структуре книги: Гришковец приводит ссылки на свой блог, адреса страниц livejoumal.com и odnovremenno.com, где хранятся фото- и аудиоматериалы. При этом и само издание сопровождается вкладками иллюстраций, что также позволяет создать определенное впечатление об интернет-дневнике писателя.

Популярность блогов как формы общения в сети обусловлена стремлением современного человека обозначить место своего Я в мире. Формирование интернет-пространства влияет на восприятие сетевых текстов: это не столько способ самопознания и рефлексии, как это происходит с традиционным дневником и традиционной художественной литературой, сколько открытая и свободная коммуникация. Художественные возможности блога не только позволяют сопоставлять его с традиционными печатными формами бытования произведения литературы, но и указывают на специфику этого текста [Гришковец 2008], влияющую на современные тенденции развития книгоиздания.

Примечания

Блог Евгения Гришковца // URL: e-grishkovets.livejoumal.com

Блог Евгения Гришковца // URL: odnovremenno.com

Болотов 1870: Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. 1738-1795. - СПб., 1870.

Брешков 1826: Брешков Н. Отрывок из записок Н. Брешкова / публ. И. Гайворонского // Исторический, статистический и географический журнал, 1826. - Ч. 4. -Кн. 2. - Отд. «Смесь». - С. 160-163.

Булдакова 2008: Булдакова Ю. В. Особенности автометаописания в дневниковом дискурсе «незамеченного поколения» (дневник Б. Ю. Поплавского) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. - № 4(1). -С.154-158.

Булдакова 2009: Булдакова Ю. В. Лирическое начало в жанровой структуре дневника писателя (на материале литературы русского зарубежья) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров: Изд-во ВятГГУ. - 2009. - № 3(1).-С. 102-106.

Гришковец 2008: Гришковец Е. В. Год жизни. - М.: ACT: Астрель, 2008. - С. 5-6.

Кемпфер 1827: Кемпфер Э. Diarium itineris ad aulam Moscoviticam indeque Astra-canum suscepti. Anno MDCLXXXIII. [Пер. отрывка по рукописи с латин., предисл., прим. Ф. Аделунга] // Аделунг Ф. Барон Мейерберг и путешествие его по России. СПб., 1827. -С. 321-372.

Новикова 2005: Новикова Е. Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневников: дис. ... канд. филол. наук. - Ставрополь, 2005. - С. 138.

Яковлев 1824, 1825: Яковлев А. А. Карманный журнал Яковлева // Отечественные записки, - 1824,-Ч. 20,-№54.-С. 74-91; 1825.-Ч. 23,-№63.-С. 85-102.

М. В. Веркова

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >