ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕДАКТИРОВАНИЯ

Редакторская подготовка визуального ряда издания

В последние десятилетия в специальных публикациях по издательскому делу крайне мало внимания уделяется редакторской подготовке визуального ряда издания. Можно объяснить это разными причинами, одна из которых связана с тем фактом, что собственно редакторская деятельность редко становится объектом анализа. Не исследуется опыт выпуска литературы, практически не разрабатывается теория редактирования, забываются многие позиции, обоснованные еще в прошлом веке, составляющие основу редактирования.

Внимательное рассмотрение массива изданий дает основание утверждать, что часто не выдерживаются самые элементарные правила включения в произведение литературы той или иной иллюстрации, непонятны принципы отбора изобразительного материала, оформление не отвечает задачам, которые ставятся изданием в целом. Вместе с тем именно редактор издания призван обеспечить высокое качество его оформления и иллюстрирования. Остановлюсь лишь на нескольких вопросах данной проблемы.

При подготовке издания довольно часто не учитывают жанр произведения и вид литературы, к которому оно относится. Особенно болезненно это проявляется в детской и учебной литературе. Речь идет о соответствии предметной и функциональной областей изданий их читательскому адресу и целевому назначению.

Редактор, создающий издание, хорошо знающий особенности этих параметров применительно к каждому литературному произведению, может обеспечить их реализацию в иллюстративном материале. Рассмотрим данное положение на примере двух учебников для средней школы.

Важнейшим качеством рисунка является соответствие его содержания основным смыслам текста. В учебнике по русскому языку для школы [Русский язык 2008] такая цель, видимо, не ставилась. Иллюстрации во многих случаях не отвечают данному требованию. Например, на странице 32 ученику предлагается написать по рисунку предложения на тему «Однажды в походе». Тема предполагает не просто описание поляны и расположившихся на ней путешественников, а рассказ об определенном событии, случившемся однажды. Но на изображении атрибуты какого-то события не представлены, а дана обычная ситуация, которая предполагает описание на тему «Дети в походе» или «Один день в походе»: двое сидят у костра, двое - у кастрюли с картофелем, другие ставят палатку и несут хворост. Так что предметная область рисунка не соответствует предмету содержания поставленного вопроса.

Не отвечает необходимым требованиям и функциональная область рассмотренной иллюстрации. Так, одна из задач рисунков - усилить интерес к содержанию учебной дисциплины, обратить внимание читателя на конкретные детали, заставить задуматься. Рассмотренный рисунок невыразителен, и, хотя здесь много детей, картина в целом безлика. Нет центральной точки, на которой должно сосредоточиться внимание, композиция расплывчата и не помогает понять смысл предлагаемого задания.

В учебнике по информатике [Босова 2011] на странице 23 приведено пять вопросов, а рисунков, подсказывающих ответы, - три. Это может дезориентировать ученика и подтолкнуть к поиску неверных ответов, так как недостаточность визуальной информации сбивает. Следовательно, сужается предметная область изображения. Не расширяет предметную область и избыточность иллюстраций. Так, на странице 43 приведены изображения слона, крокодила, верблюда, лошади, обезьяны, которые относятся к рассуждениям об информации о весе животных. Но, поскольку эти животные прекрасно известны школьникам, ясно, что их демонстрация не обогащает предметную и функциональную области учебника и данные иллюстрации излишни.

Напомним, что рисунки позволяют осовременивать, актуализировать содержание учебника. Достаточно использовать реалии сегодняшнего дня, хорошо знакомые школьнику. В первом из рассматриваемых учебников такая задача, очевидно, не ставилась. Иллюстрация, о которой говорилось выше (как, впрочем, и большинство рисунков учебника), представляется безжизненной вневременной схемой. Достаточно сказать, что одежда детей не соответствует одежде, которую носят ребята сегодня. Грешит тем же недостатком и одежда персонажей, изображенных на странице 59 второго учебника. Здесь дети и особенно солдаты плохо узнаваемы.

Подчеркнем, что дело не в условности изображения, которая необходима в учебниках по русскому языку и информатике. Суть в том, что создатели учебников формально отнеслись к содержанию иллюстративного ряда, лишив его тех качеств, которые повышают эффективность восприятия учебного материала.

Одно из важнейших направлений работы редактора - отбор иллюстраций. Учитывая функции каждой в содержательной структуре издания, редактор может обеспечить расширение предметной области издания (например, углубляя его контекст, что особенно важно в книгах по искусству), уточнение его функциональной области, наиболее эффективное восприятие читателем. Особенно важно это в научно-популярной литературе. Приведем только один пример. В целом прекрасно выполненный визуальный ряд книги, посвященной современному артисту Н. Цискаридзе [Николай Цискаридзе 2010], не избежал такого распространенного недостатка, как дублирование изображений. В сборнике на девяти фотографиях танцор изображен в прыжке, три портрета артиста повторяют друг друга, что не оправдано содержанием текста. Вместе с тем многие стороны балетной и педагогической деятельности остались за пределами изобразительного пространства, хотя могли бы в значительной мере обогатить повествование (театры и концертные залы, где танцевал артист, круг близких ему людей и другие).

Мы остановились лишь на трех изданиях и показали только некоторые недостатки подготовки визуального ряда изданий. Примеры можно было бы продолжить, поскольку иллюстративный ряд - слабое место в подготовке к выпуску в свет современной литературы. Полагаем, что при обучении студентов - будущих редакторов и издателей необходимо не только обращать их внимание на значение и возможности визуального ряда издания, но и полно, разносторонне раскрывать методику работы редактора над изданием в целом. В частности, очевидно, целесообразно ввести специальную дисциплину (может быть, как курс по выбору студента), посвященную вопросам работы редактора над оформлением и иллюстративным материалом.

Примечания

Босова 2011: Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Николай Цискаридзе: «Полета вольное упорство...» / сост. Н. Аловерт. - М.: Театралис, 2010.

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразов, учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - 35-е изд. - М.: Просвещение: ОАО «Московские учебники», 2008.

О. И. Колесникова, К. А. Ашихмина

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >