ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА

Совершенствование культуры речи будущих бакалавров книжного дела

А. С. Бочкарёва

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ КНИЖНОГО ДЕЛА

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте высшего профессионального образования по подготовке бакалавров отмечается, что выпускник вуза должен обладать разными компетенциями: профессиональными, социально-личностными и общекультурными, общенаучными и т. д. В этом ряду, на наш взгляд, следует обратить особое внимание на инструментальные компетенции, которые включают способность выпускника «к письменной и устной коммуникации на государственном языке», владение «навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии».

Все это невозможно без правильной, грамотной речи. Однако наблюдения над речью окружающих людей показывают, что она далека от совершенства. Многие исследователи отмечают снижение уровня речевой культуры в нашем обществе. Это объясняется тем, что значительные изменения в политике и экономике, социальное расслоение общества привели и к изменениям в области русского языка, в частности культуры речи. Произошло расшатывание норм литературного языка, особенно акцентологических. Сейчас нередко можно услышать свеклА, рЕшим, красивЕе, средствА, улица СвЕрдлова и т. д.

При этом сами средства массовой коммуникации, которые призваны служить образцом в использовании богатства русского языка, быть ревнителями его чистоты и правильности, сознательно или бессознательно стали способствовать распространению речевого бескультурья. Многие теле-и радиопередачи ведут журналисты, а не дикторы, и в их речи нередко звучат слова с неверно поставленным ударением: берестА, вклЮчим, облЕгчить, закон облЕгчит и т. д.

Вот почему при подготовке будущих бакалавров книжного дела необходимо обратить внимание на их речевую культуру. Любой специалист, которого готовит вуз, - это прежде всего языковая личность - человек, владеющий основами русского литературного языка. К сожалению, в этой области существуют определенные проблемы, решать которые призван вуз.

В наш университет поступают учиться в основном выпускники Кировского региона. А как известно, среда, в которой живет и развивается человек, оказывает большое влияние не только на его умственное и физическое развитие, но и формирует его речевые особенности. Усвоенное с детства произношение слов не вызывает сомнений в правильности у многих из нас, хотя порой слова звучат с нарушением литературной нормы. Кроме того, следует отметить, что многие жители нашей области, как, впрочем, и других областей, не знают, что существует литературный язык, основной чертой которого является нормированность; существуют, в частности, произносительные нормы, которые содержатся в специальных словарях.

При подготовке бакалавров необходимо проводить работу по совершенствованию их речевой культуры. Для этого в первую очередь нужно эффективно использовать учебную дисциплину «Русский язык и культура речи». Начиная изучение данного предмета, студенты знакомятся с понятием русского литературного языка, его основными чертами, с типами существующих норм. Особое внимание уделяется словарям и справочникам, которыми в дальнейшем можно будет пользоваться при речевом общении. Следует отметить, что многие студенты не знают, как «читать» специальные словари, поэтому необходимо уделить внимание и этому аспекту обучения.

Прежде чем приступить к рассмотрению произносительных норм, проводим диагностирующий тест: предлагаем студентам поставить ударение в 20 словах. Результаты показывают, что каждый из студентов допускает ошибки в произношении того или иного количества слов (от 4 до 10 и более).

При обработке произносительных норм, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на вариантность произношения: как объяснить встречающиеся в речи варианты договОры, дОговоры, договорА? На занятии подчеркивается, что варианты бывают разные. Думается, можно выделить несколько их типов.

  • 1. Равноправные варианты (в словаре приводятся с союзом «и»). Кстати, список таких вариантов расширен в «Словаре ударений русского языка» И. Л. Резниченко, который вышел в серии «Словари XXI века». Приведем примеры: Августовский и августОвский, кАмбала и камбал А, лОмоть и ломОть, дОсыта и досЫта и др.
  • 2. Допустимые варианты (в словаре приводятся с пометкой «доп.»). Например, в «Орфоэпическом словаре русского языка» указывается такое произношение: инАче и доп. Иначе, твОрог и доп. творОг, кулинАрия и доп. кулинарИя.

Наличие таких вариантов объясняется развитием языка: в определенный момент в недрах языка зарождается новый вариант произношения, который получает распространение в обществе. Новое произношение, наряду с существующим, признается литературным и фиксируется в словарях. Постепенно один из вариантов «побеждает», вытесняя из языка другой. Равноправные и допустимые варианты являются представителями литературного языка. Вместе с ними существуют, так сказать, нелитературные варианты произношения. Это, на наш взгляд, следующие.

  • 1. Устаревший вариант (обычно приводится с пометкой «устар.»). Так, в «Словаре для дикторов радио и телевидения» Л. А. Введенской отмечается: асимметрИя (устар. асиммЕтрия), деньгАми (устар. дЕньгами), погнАлся (устар. погналсЯ).
  • 2. Просторечный вариант (имеет помету «просторен.»). Например, в словаре Л. А. Введенской указывается: берЁста (просторен. берестА), бухгАлтеры (просторен. бухгалтерА), переждалА (просторен. переждАла), новорождённый (просторен, новорожденный).
  • 3. Профессиональный вариант (нередко приводится с пометкой «проф.»). Например, в речи работников милиции и юристов можно слышать: дело возбУждено, осужденный, в стадии Алкоголя.

С пометкой «проф.» в указанном выше словаре приводятся такие слова, как шприцЫ, шприцОв; шоферА, шоферОв; штурманА, штурманОв; шАсси и др.

4. На наш взгляд, можно выделить так называемый поэтический вариант, когда постановка ударения диктуется рифмой. Приведем примеры.

До сих пор я тебя добротою не баловал,

Не умел ни жалеть, ни прощать,

Слишком горькие шутки в разлуке откалывал,

Злом на зло привыкал отвечать.

(К. Симонов)

Неправда, над нами не бездна, не мрак -

Каталог наград и возмездий.

Любуемся мы на ночной зодиак,

На вечное танго созвездий.

(В. Высоцкий)

Следует отметить, что иногда разное произношение слова связано с разным значением. Например, брОня - закрепление лица или предмета за кем-н. или чем-н.: заказать брОню на билет; бронЯ - защитная обшивка, кольчуга: покрыть машину бронЁй. Соответствующие глаголы бронировать и бронировАть.

Следует отметить, что часто к этой группе относят разную постановку ударения в слове «квартал»: квАртал - часть улицы, квартАл - три месяца. Необходимо обратить внимание студентов, что данное слово во всех словарях приводится только с ударением квартАл (в любом значении).

Таким образом, совершенствование культуры речи будущих бакалавров книжного дела является одним из аспектов формирования компетенций, необходимых для подготовки специалистов, способных применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

107

Н. С. Бурганова

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >