Вопросы осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции (по материалам практики прокуратуры г. Санкт-Петербурга)

При осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания на сегодняшний день прокуратурой Санкт-Петербурга выделены следующие основные проблемы:

неполнота предварительного следствия и его бессистемность;

необоснованное затягивание сроков следствия;

ненадлежащее взаимодействие следственных органов с органами. осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

отсутствие системного и тщательного ведомственного контроля.

Все это приводит к ненадлежащей уголовно-правовой защите прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовный процесс, в первую очередь потерпевших Следует подчеркнуть, что работа следователей и дознавателей по возмещению ущерба требует особого внимания со стороны органов прокуратуры. Тем более если вместо реальных мер по возмещению ущерба следственные подразделения пытаются искусственно и необоснованно завысить данный показатель.

Так, по органам следствия МВД в 2014 году возмещенный ущерб по направленным в суд уголовным делам составил почти 50 %, однако по итогам 2015 года данный показатель составил менее 10 %. Такое резкое снижение обусловлено принятыми проку рату рой города мерами, направленными на обеспечение досто-51

верности статистических показателей при формировании статистической отчетности.

По результатам проведенной проверки СЧ по РОПД ГСУ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области доля возмещенного ущерба снизилась с 68 % до 35.6 %.

В настоящее время работа на рассматриваемом направлении построена таким образом, что на оперативных совещаниях, проводимых в районных и специализированных прокуратурах с участием руководителей СУ и ОД, следователей, дознавателей и сотрудников ОУР, осуществляющих оперативное сопровождение, систематически заслушивается информация по находящимся в производстве поднадзорных органов предварительного расследования уголовным делам о преступлениях, которыми потерпевшему' причинен материальный ущерб, на предмет полноты и эффективности принимаемых мер по возмещению ущерба и установлению имущества подозреваемого, обвиняемого либо лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный подозреваемым, обвиняемым, стоимость которого обеспечивает возмещение причиненного имущественного вреда, и по наложению ареста на данное имущество.

На совещаниях прокурорами перед руководством органов расследования ставятся вопросы о мерах, предпринимаемых органами расследования по возмещению вреда, причиненного преступлением, указывается на необходимость принятия конкретных мер по возмещению ущерба и проведению комплекса следственных действий.

Вопросам соблюдения закона при обеспечении возмещения причиненного преступлениями ущерба особое внимание уделяется и в ходе выездных проверок в поднадзорные органы. Также усилена деятельность по координации работы правоохранительных органов. Так, 26 августа 2015 года в прокуратуре города проведено межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов Санкт-Петербурга на тему «Об эффективности мер, принимаемых органами следствия и дознания по возмещению ущерба, причиненного в результате совершения преступлений», по итогам которого принят комплекс мер, направленных на повышение эффективности данной работы.

Обсуждая вопросы осуществления прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, необходимо констатировать, что допускаются существенные нарушения при задержании подозреваемых, а также при избрании им меры пресечения.

Прокуратурой города отмечается негативная тенденция роста числа задержанных в порядке ст. 91 УПК РФ при уменьшении доли арестованных лиц. В 2015 году продолжено снижение данного показателя, в отношении лишь немногим более 60 % задержанных лиц в дальнейшем избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. При этом треть задержанных освобождается следователями из ИВС.

Более половины задержанных освобождаются в связи с отсутствием оснований для применения меры пресечения в виде заключения под стражу. В большинстве случаев основаниями освобождения явились установление личности подозреваемого в период содержания его в ИВС. наличие регистрации и постоянного места жительства на территории Российской Федерации, наличие несовершеннолетних детей, находящихся на его иждивении, совершение преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Формальный подход органов предварительного расследования к проверке наличия оснований для избрания в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, предусмотренной ст. 97 УПК РФ. а также к проверке учитываемых при избрании меры пресечения обстоятельств (ст. 99 УПК РФ) приводит к необоснованному возбуждению перед судом соответствующих ходатайств.

В целях усиления надзора на данном направлении деятельности выявленные прокуратурой города недостатки получили отражение в Информационном письме от 27.03.2015 № 20-25/71-16/15 о состоянии законности при задержании и заключении под стражу; в котором районным и специализированным прокурорам предложено провести оперативные совещания по данному вопросу, в целях обеспечения соблюдения конституционных прав граждан, задержанных по подозрению в совершении преступлений и заключенных под стражу, принять дополнительные меры по организации работы на данном направлении в строгом соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве», систематически анализировать причины освобождения лиц, задержанных в порядке ст. 91 УПК РФ. мерами прокурорского реагирования не допуская волокиты и нару шения требований ст. 6.1 УПК РФ по уголовным делам, по которым подозреваемым (обвиняемым) избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

При проверке прокурором ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей обеспечивается строгое соблюдение прав подозреваемого, обвиняемого, гарантированных ст. 22 Конституции Российской Федерации и вытекающих из ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Поддержание ходатайств органов предварительного расследования осуществляется только после проверки обоснованности подозрения в причастности лица к совершенному преступлению.

В целях обеспечения законности на данном направлении работы районные прокуроры требуют от следователей и дознавателей незамедлительного доклада в прокуратуру района о фактах задержания лиц в порядке ст. 91 УПК РФ либо проведения следственных действий, требующих судебного решения, с представлением соответствующих процессуальных решений.

Прокуратурой города поставлено на контроль надлежащее ведение районными прокурорами учетов задержанных в порядке ст. 91 УПК РФ. арестованных и впоследствии освобожденных лиц. Данные учеты и соответствующие накопительные наряды систематически изучаются сотрудниками аппарата прокуратуры города в ходе выездов в районные прокуратуры.

Принятыми прокуратурой города мерами удалось в 2015 году снизить на треть число отказов суда в удовлетворении ходатайств следователей ОВД о заключении подозреваемых (обвиняемых) под стражу, но до настоящего времени данная проблема далека от разрешения, что требует усиленной работы и в 2016 году. Так, прокуратурой города в текущем году запланировано проведение совещания, посвященного вопросам соблюдения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве органами предварительного расследования Санкт-Петербурга, особое внимание в рамках которого будет уделено исполнению законов органами предварительного расследования при задержании подозреваемых (обвиняемых) и избрании им меры пресечения.

Оценивая процессуальную деятельность органов дознания и предварительного следствия, необходимо учитывать соблюдение ими разумного срока уголовного судопроизводства.

По итогам 2015 года принимаемыми прокуратурой города мерами удалось достичь снижения на 6 % количества уголовных дел, оконченных следователями с нарушением срока, установленного УПК РФ. их число составило 3 024 дела (3 218 в АППГ). По линии дознания проблема роста числа таких уголовных дел пока сохраняется.

Нарушение требований ст. 6.1 УПК РФ происходит в результате бездействия следователей по уголовным делам, неквалифицированного проведения следственных действий, что влечет необходимость повторного их выполнения, производства дополнительных следственных действий с целью устранения возникших противоречий и нарушений, ит. д.

Таким образом, оперативности предварительного расследования, своевременности производства следственных и процессуальных действий неизменно уделяется особое внимание при проведении прокурорами соответствующих проверок, по результатам которых принимаются необходимые меры прокурорского реагирования.

В 2015 году аппаратом прокуратуры города проведена проверка соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства при производстве предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным по фактам совершения преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ. в ходе которой из районных следственных подразделений УМВД выборочно истребованы и изучены материалы 55 уголовных дел, находящихся в производстве и приостановленных производством.

При изучении уголовных дел выявлены системные нарушения закона, игнорирование следователями требований уголовнопроцессуального законодательства, отсутствие понимания предмета и пределов доказывания. Неполнота предварительного следствия, бессистемность расследования и отсутствие целенаправленного и систематического ведомственного контроля выявлены по всем изученным в ходе проверки уголовным делам.

В связи с изложенным прокуратурой города в адрес руководства ГСУ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу7 и Ленинградской области внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого девять должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

В заключение хотелось бы отметить, что анализ состояния надзора за исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания и предварительного следствия показывает, что принятые в 2015 году' прокуратурой города и районными прокурорами организационные и практические меры позволили направить деятельность правоохранительных органов на обеспечение охраны прав и свобод граждан должным образом. В 2016 году активная работа на данном направлении продолжается, запланирован ряд мероприятий, целью которых является повышение качества и эффективности предварительного следствия, исключение фактов нарушения прав и законных интересов граждан и организаций. а также выявление и устранение причин и условий допускаемых органами предварительного расследования нарушений.

А. В. МЕЛЬНИКОВ, начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Ленинградской области

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >