Организация таможенного контроля после выпуска товаров у участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства с учетом принципа смещения акцентов таможенного контроля с этапа декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска

В «Стратегии развития таможенной службы до 2020 года»1 и Плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования»2 особое внимание уделено смещению акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров и развитию системы таможенного контроля.

Для осуществления этого в настоящее время таможенными органами совершенствуются как информационно-технические составляющие, так и административно-правовое регулирование.

Упрощение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза позволит усовершенствовать таможенные операции и процедуры, сделает их более простыми, быстрыми, прозрачными и менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного

'Распоряжение Правительства РФ от 28. 12. 2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2013. № 2. Ст. 109.

"Распоряжение Правительства РФ от 29. 06. 2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования» (в ред. распоряжений Правительства РФ от 6. 09. 2012 № 1613-р, 26. 03. 2013 № 440-р, 17.08. 2013 № 1459-р, 26. 09. 2013 № 1721-р).

контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения его акцентов на этап после выпуска товаров.

Планируемые «дорожной картой» мероприятия по сокращению срока осуществления таможенного контроля до выпуска товаров; автоматический выпуск товаров выводят на первый план необходимость совершенствования системы таможенного контроля после выпуска товаров.

В комплекс мер по совершенствованию форм и методов таможенного контроля входит в том числе отнесение участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) к лицам, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска нарушения таможенного законодательства. Отнесение основывается на двух подходах: отраслевом и категорировании.

Участники ВЭД с низкой степенью риска

Участники ВЭД , в отношении которых определена степень выборочное™ применения мер по минимизации

Автопроизводители

приказ ФТС России от 08.04.2016 № 706

Участники ВЭД отнесенные к низкому уровню риска по результатам автоматического категорирования

Производственные предприятия

приказ ФТС России от 11.04.2016 № 732

Импортеры рыбной продукции

приказ ФТС России от 26.06.2013 № 1179

Импортеры мясной продукции

приказ ФТС России от 11.04.2016 № 733

Экспортеры товаров собственного производства без вывозных пошлин приказ ФТС России от 11.04.2016 № 731

Рис. 1. Участники ВЭД с низкой степенью риска

При отраслевом подходе в рамках СУР к лицам данных категорий относятся:

  • - импортеры мясной продукции товаров, классифицируемых в товарной группе 02 Товарной номенклатуры ВЭД Евразийского экономического союза (TH ВЭД ЕАЭС) (приказ ФТС России от 11.04.2016 № 733);
  • - крупные производственные предприятия, осуществляющие ввоз сырья, оборудования и частей, используемых в производственной деятельности в отношении товаров, перемещаемых лицами, осуществляющими производственную деятельность (приказ ФТС России от 11.04.2016 № 732);
  • - импортеры рыбной продукции, классифицируемой в товарной группе 03, товарных позициях 1604,1605, товарной субпозиции 1603 00 TH ВЭД ЕАЭС (приказ ФТС России от 26.06.2013 № 1179);
  • - экспортеры товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины (приказ ФТС России от 11.04.2016 № 731);
  • - автопроизводители, осуществляющие ввоз автокомпонентов и их частей, узлов и агрегатов, используемых при промышленной сборке на территории РФ моторных транспортных средств, и другой сопутствующей продукции (приказ ФТС России от 08.04.2016 № 706).

В части своей компетенции Главное управление проводит анализ документов и сведений, представляемых участниками ВЭД в ФТС России, для принятия решения о неприменении отдельных мер по минимизации рисков в соответствии с приказами ФТС России по отнесению их к лицам с низкой степенью риска.

Второй подход - это категорирование участников ВЭД в СУР путем:

  • - разработки критериев оценки участников ВЭД;
  • - использования информационной базы «электронное досье»;
  • - внедрения единых критериев, исключающих субъективный фактор при категорировании участников ВЭД.

Следующим этапом стало совершенствование технологий таможенных операций без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов.

Разработаны алгоритмы автоматической регистрации и выпуска деклараций на товары, поданных лицами с низкой степенью риска нарушения таможенного законодательства в форме электронного документа, в соответствии с таможенной процедурой:

  • - экспорта (распоряжение ФТС России от 30.01.2015 № 32-р «Об утверждении алгоритма автоматической регистрации декларации на товары, поданной в форме электронного документа, в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей вывоз товаров, и алгоритма автоматического выпуска декларации на товары, поданной в форме электронного документа, в соответствии с таможенными процедурами экспорта и выпуска для внутреннего потребления»).
  • - импорта (распоряжение ФТС России от 08.04.2016 № 99-р «О практической реализации автоматического выпуска деклараций на товары, поданных в форме электронного документа в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления»).

Смещение акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров предполагает регулярный мониторинг деятельности таких участников ВЭД в целях выявления рисков возможного нарушения таможенного законодательства и выборочного проведения таможенных проверок, в том числе профилактического характера.

В целях реализации данной задачи Главным управлением проводится работа по повышению качества, эффективности и оптимизации организации таможенного контроля после выпуска товаров путем методического обеспечения подразделений таможенного контроля после выпуска товара.

Подготовлены:

  • - временный порядок планирования таможенных проверок в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле, утвержденный приказом ФТС России от 30. 06. 2014 № 1236;
  • - инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении мониторинга и анализа информации о таможенном декларировании товаров участниками ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле, утвержденная приказом ФТС России от 16.06.2015 № 1167;
  • - технология организации таможенного контроля после выпуска товаров у участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ, утвержденная распоряжением ФТС России от 16.06.2015 № 172-р;
  • - методические рекомендации по проведению аналитической работы в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска несоблюдения права ЕЭС и законодательства РФ о таможенном деле, направленной на выбор объектов проведения профилактических таможенных проверок, утвержденные распоряжением ФТС России от 01.03.2016 № 51-р;
  • - распоряжение ФТС России от 26. 02. 2014 № 69-р «О ежеквартальном плане проведения профилактических проверок».

Посредством применения на практике данных правовых актов осуществляется выбор объектов таможенных проверок, отвечающих наибольшим рискам нарушения таможенного законодательства и требующих профилактического таможенного контроля со стороны таможенных органов.

Так, Временным порядком планирования таможенных проверок в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства предусмотрено автоматическое формирование планов профилактических проверок с использованием комплексного программного средства (КПС) «Постконтроль» по следующим основных ориентирам:

  • - планирование и проведение профилактических проверок осуществляется ежеквартально;
  • - организация проведения проверок в том региональном таможенном управлении (РТУ), где зарегистрировано лицо;
  • - выбор количества профилактических проверок осуществляется, исходя из принципа равномерного распределения нагрузки на должностных лиц подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, оптимальное значение которых определяется, исходя из плановых значений количества таможенных проверок на квартал;
  • - выбор объектов таможенного контроля на основании анализа изменения показателей декларирования;

- мониторинг и анализ деятельности лиц за предшествующие 2,5 года.

Выбор объектов таможенного контроля и планирование таможенных проверок в условиях смещения таможенного контроля на этап после выпуска товаров являются достаточно трудоемким процессом и при условии предполагаемого роста числа данной категории лиц требуют внедрения новых технологий.

В этой связи одним из основных направлений по проведению данной работы явилась автоматизация расчетов показателей декларирования и формирование отчетных форм, в том числе первичного плана профилактических проверок по результатам мониторинга с использованием КПС «Постконтроль».

Расчет»*» лжазателi Исказят w Товары (2 лга 7Н ЮД ЕАЭС]

5

Отметка о сушествоеак* потекла/ьмого риска марушек» таножекег о

показателя в амалофуемом | квартале от значения в кварта/». пре имеет в укхдек анализируемому

Показатели декларирования которые могут свидетельствовать о потенциальном риске нарушения

пжамтеля

  • 01 02 03
  • 04
  • 05
  • 06 07 06
  • 09 10

Средн* »*десс тамахемем стоимости товаров

Среди* индекс уплачу*» таножекл платежей

Сопоставителк* нлдекс тамокеней стоимости товаров

Сопоставителк*» индекс уппачр**а таможен*» платежей

Средневзвешенная стажа налога на добавлентую стоимость .. Доля товаров, в откроем* которых гриелотся ставки ев... Доля товаров, в отношен* которых псяимаотся номе ста...

  • 10.1 Доля товаров, е стихиен* которых применьотся стаж» вв...
  • 10.2 Доля товаров, в откхиен* которых грихвяяотся ст авки ев...
  • 11 Доля усложомаиклен*» таможен*» платежей по товара...
  • 12 Доля стомюстм товаров, меоблагэека налогом на добавлен ..
  • 13 Доля стонюстм товаров, облагав*» налогом на добавлен^...
  • 14 Доля таяоженей стотостм товаров, лроисходвша из стр»*. м
  • 15 Доля тамаженей стоиюстм товаров по товар** поста*сам,.м
  • 16 Средке соотмошен» веса брутто и ктто задекларирована...

Суш ус/ов*а негост

ПоягоауА

*

Расчет сумм условных непоступлений таможенных платежей в федеральный бюджет

Потентат**** риск

  • -13,45
  • •19,69
  • •13,45
  • -19,69
  • •17,53
  • •12,96
  • •10,49 0 0,10 •7,76
  • *12.22

О о о о

Потекдиальный риск

Потекла/**** риск

Поттха/*»** риск

Потекла/**** риск

Рис. 2. Функции, реализуемые в КПС «Постконтроль»

В настоящее время программное средство позволяет осуществлять ряд расчетов, в том числе: средний индекс таможенной стоимости, средний индекс уплаченных таможенных платежей, средневзвешенную ставку НДС (сумма НДС / таможенная стоимость), сумм возможных непоступлений таможенных платежей в федеральный бюджет в связи с изменениями значений показателей декларирования.

Отклонения автоматических расчетных показателей декларирования, повлиявших на определение значительных сумм условных непоступлений таможенных платежей в федеральный бюджет, ложатся в основу выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров с последующим его планированием.

В рамках проведения профилактических таможенных проверок перед подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров стоит задача по установлению причин возникновения автоматически рассчитанных условных непоступлений таможенных платежей.

При сопоставлении сведений, содержащихся в документах, представленных при декларировании, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в ходе таможенной проверки, получают документально подтвержденные обоснования выявленных рисков нарушения таможенного законодательства, минимизируя тем самым риски, выявленные на этапе декларирования.

В результате данной работы подразделениями таможенного контроля организованы и проведены таможенные проверки профилактического характера:

  • - в 2014 г. - 778 таможенных проверок, по результатам которых доначислено 117,3 млн. руб., взыскано с учетом штрафов 86,8 млн. руб., возбуждено 280 дел об административных правонарушениях.
  • - в 2015 г. - 1027 таможенных проверок, по результатам которых доначислено 1,1 млрд, руб., взыскано с учетом штрафов 112,7 млн. руб., возбуждено 221 дело об административных правонарушениях и одно уголовное дело.
  • - в первом квартале 2016 г. - 222 таможенных проверки, по результатам которых доначислено 25,4 млн. руб., взыскано с учетом штрафов 20 млн. руб., возбуждено 38 дел об административных правонаршениях и одно уголовное дело.

Данная статистика свидетельствует о том, что:

  • - разработанные и внедренные инструменты таможенного контроля после выпуска товаров позволили увеличить количество таможенных проверок на плановой основе, тем самым минимизируя риски, возникшие на этапе декларирования товаров;
  • - несмотря на представленные таможенными органами соответствующие решения в части неприменения отдельных мер по минимизации рисков в отношении рассматриваемых лиц, нарушения таможенного законодательства продолжаются.

С.Н. ТРЕТЬЯКОВ

главный инспектор отдела по борьбе со схемами уклонения от уплаты платежей Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >