Актуальные и проблемные вопросы проверки соблюдения запретов и ограничений во внешней торговле товарами в рамках таможенного контроля после выпуска

Характерной особенностью развития таможенного дела в государствах - членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на сегодняшний день является необходимость баланса между единообразием таможенного администрирования на всей территории ЕАЭС и обеспечением точного и своевременного исполнения задач, которые ставят национальные правительства.

Опыт Европейского союза, который используется при формировании единой экономической территории, показывает, что полного единообразия, абсолютной унификации в деятельности таможенных служб достичь сложно. Все равно всегда будут оставаться определенные национальные особенности, которые не должны тем не менее влиять «на невольную» конкуренцию между таможенными службами государств - членов ЕАЭС в плане привлечения бизнеса и внешнеэкономических операторов «особыми» условиями.

Помимо вопросов совершенствования таможенных технологий, применения системы управления рисками, внедрения современных информационных систем, снятия излишних административных барьеров, очень важным и актуальным остается направление единообразного применения таможенного права ЕАЭС и национального законодательства.

На единообразие таможенного администрирования влияет множество факторов, в том числе и непротиворечивость, однозначность и транспарентность российского законодательства, согласованность его с нормами ЕАЭС.

Неоднозначность норм всегда приводит к недоразумениям, спорным вопросам при осуществлении таможенного администрирования, что является питательной средой для возникновения конфликта интересов, критики таможенных органов, барьеров для легального бизнеса.

В качестве примера можно взять такую область, как запреты и ограничения во внешней торговле. На таможенную службу РФ возложена функция обеспечения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, на оператора внешнеторговой деятельности - исполнение установленных правом ЕАЭС и национальным законодательством ограничений. Все субъекты процесса должны отталкиваться от единых, однозначно трактуемых норм.

Тем не менее, как видно из практики применения таможенного контроля, отдельные вопросы несогласованности между собой норм права ЕАЭС и законодательства РФ в данной области остаются.

Положением о ввозе в РФ и вывозе из РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (постановление Правительства РФ от 21.03.2011 № 181), установлено, что ввоз (вывоз) этой категории товаров, внесенных в российские перечни и не включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утвержденные Решением коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 21.04.2015 № 30, осуществляется при наличии разрешения Министерства внутренних дел РФ (МВД России) и/или сертификата Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

В Положении о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденное данным Решением коллегии ЕЭК, нет отсылок на возможность регулирования таких моментов национальным законодательством. При этом российскими нормами не установлено прямое требование о представлении данных документов в таможенные органы. Разумеется, при осуществлении таможенного контроля возникает вопрос: требовать или не требовать при ввозе или вывозе таких товаров, которые не входят в Единые списки, разрешения МВД России и/или сертификата Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения?

Хорошо если декларант эти документы представил, указал в декларации на товары. А если нет?

Это отнюдь не теоретический вопрос. Вся ответственность ложится на должностное лицо таможенного органа, который принимает решение. В случае если должностное лицо требует представления документов, то оно превышает свои полномочия, а если не требует - нарушает российское законодательство.

Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 930 утверждена номенклатура сильнодействующих веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16. 03. 1996 № 278, которое предусматривает, что ввоз в РФ и вывоз из РФ этих сильнодействующих веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, осуществляются по лицензиям, выдаваемым Министерством промышленности и торговли РФ (Минпромторг России).

В Едином перечне товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, нет такой категории товаров, как «сильнодействующие вещества». А в отношении таких препаратов, как эрготал, циклодол, цефедрин и др., которые присутствуют в номенклатуре сильнодействующих веществ РФ, Решением коллегии ЕАЭС экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 установлены ограничения как для лекарственных средств, которые не предусматривают оформление лицензии. Поэтому в требовании лицензии в данном случае содержится противоречие.

Статьей 49 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» установлено, что:

  • - при ввозе лекарственных средств в РФ в таможенные органы РФ представляется сертификат производителя лекарственного средства, удостоверяющий соответствие ввозимого лекарственного средства требованиям фармакопейной статьи, в случае ее отсутствия - нормативной документации или нормативного документа;
  • - эти документы представляются в таможенные органы РФ при прибытии лекарственных средств в РФ, т.е. - в пунктах пропуска. Это также не соответствует установленным нормам Союза.

Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза лекарственных средств и фармацевтических субстанций (утв. Решением коллегии ЕЭК от 16.08.2012 № 134), установлено, что контроль за соблюдением ограничений лекарств и фармацевтических субстанций осуществляется только при помещении под следующие таможенные процедуры: выпуск для внутреннего потребления, переработка для внутреннего потребления, реимпорт, отказ в пользу государства. В данном положении также нет отсылок на возможность регулирования таких моментов национальным законодательством.

Вопрос: требовать или не требовать при прибытии сертификат производителя лекарственного средства?

И еще вопрос - как проверить? А вдруг подделка? В рамках Системы межведомственного взаимодействия, применяемого в РФ, подобные вопросы решаются путем запросов в уполномоченные органы власти.

Таково положение и в других не менее важных областях таможенного дела.

Непротиворечивость, однозначность и транспарентность российского законодательства, согласованность его с нормами ЕАЭС должны стать одной из важных тем научного и правового анализа, в том числе в рамках деятельности Российской таможенной академии.

Е.В. НАФТАЛИЕВА

главный государственный инспектор отдела таможенного контроля после выпуска товаров Севастопольской таможни

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >