Организация информационно-аналитической работы в целях планирования таможенных проверок на примере Севастопольской таможни

В современных условиях интеграции России в мировое хозяйство, необходимости сокращения времени таможенного декларирования при одновременном повышении требований по соблюдению норм таможенного законодательства значительно возросла роль таможенного контроля после выпуска товаров как наиболее эффективная его форма. Данный вид таможенного контроля способствует упрощению и ускорению таможенных формальностей, тем самым решаются такие задачи, как рациональное использование ресурсов таможенных органов, что позволяет справиться с постоянно возрастающим объемом перемещения товаров, создание благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), что позволяет минимизировать их расходы.

Таможенный контроль после выпуска товара - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами после выпуска товаров, а также при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, путем проведения таможенных проверок и применения иных форм таможенного контроля, в том числе с использованием системы управления рисками (СУР).

Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ТС) и законодательством государств - участников ТС. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными обязанностями.

Функциональные и правоохранительные подразделения таможенных органов в целях выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров используют целый ряд источников информации. Это информация, содержащаяся в документах, представленных участниками ВЭД при таможенном декларировании товаров, база данных деклараций на товары, результаты проверочных мероприятий, сведения, представляемые Федеральной налоговой службой (ФНС России), данные сопоставительной статистики внешней торговли РФ с иными странами. Сюда также следует отнести базу данных валютного контроля, сведения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) о выданных сертификатах соответствия и санитарно-эпидемиологических заключениях, сведения, содержащиеся в открытых источниках, в том числе в Интернете, и другую информацию.

В целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений таможенного законодательства ТС и законодательства РФ о таможенном деле в рамках информационного взаимодействия функциональные подразделения таможенных органов осуществляют анализ имеющихся источников информации, в том числе с использованием СУР для выявления фактов, указывающих на возможные нарушения, анализ совокупности и полноты отработки мер по минимизации выявленных рисков и в случае необходимости - выработку предложений по применению после выпуска товаров форм таможенного контроля, установленных ст. ПОТК ТС.

Таможенному контролю после выпуска товаров предшествует аналитическая работа, под которой понимается совокупность поэтапных действий по сбору материалов, их рассмотрению, оценке, подготовке обоснованного заключения о целесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

Аналитическая работа состоит из следующих этапов:

  • 1) сбор материалов;
  • 2) анализ материалов, формулирование выводов и предложений по вопросу проведения таможенного контроля после выпуска товаров;
  • 3) составление информационно-аналитической справки.

Решение о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенной проверке может приниматься:

1) по результатам собственной аналитической работы уполномоченного подразделения;

  • 2) по результатам аналитической работы, проведенной функциональным подразделением вышестоящего таможенного органа;
  • 3) по результатам анализа информационно-аналитических справок (ИАС), поступивших от функционального подразделения таможни.

Организация информационно-аналитической работы в целях планирования таможенных проверок представлена ниже на примере деятельности в данном направлении Севастопольской таможни за 2015 г. - первый квартал 2016 г.

В 2015 г. основными направлениями проводимой информационно-аналитической работы в Севастопольской таможне стали:

  • - контроль достоверности заявленных сведений, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
  • - контроль достоверности сведений о классификационном коде товаров согласно Товарной номенклатуре ВЭД Евразийского экономического союза (TH ВЭД ЕАЭС);
  • - контроль достоверности сведений о заявленной таможенной стоимости товаров.

В первом квартале 2016 г. основными направлениями являлись:

  • - контроль соблюдения установленных таможенным законодательством ТС условий таможенных процедур (условий выпуска товаров, условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру), в том числе при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС;
  • - контроль достоверности сведений о классификационном коде товаров согласно TH ВЭД ЕАЭС.

Результаты информационно-аналитической работы, оформленные в виде ИАС, поступивших от функциональных подразделений таможни, информация от правоохранительных подразделений таможни и органов прокуратуры, собственная аналитическая работа отделения таможенного контроля после выпуска товаров таможни (ОТКПВТ таможни) послужили основаниями для проведения таможенных проверок.

Всего за период с начала 2015 г. функциональными подразделениями и таможенными постами в ОТКПВТ таможни направлено 17 ИАС. По 15 ИАС принято решение о целесообразности проведения таможенной проверки, по 2 приняты решения о нецелесообразности проведения таможенных проверок по причине:

отсутствия экономической целесообразности проведения проверок; реорганизации лица.

На основании указанных ИАС проведено пять таможенных проверок, результативность которых составила 100%. Доначислено таможенных платежей и наложено штрафных санкций в сумме 439,6 тыс.руб., взыскано - 383,3 тыс. руб. По результатам проверок, проведенных на основании ИАС, возбуждено шесть дел об административных правонарушениях (АП) по ч. 2 ст. 16.2, по ч. 3 ст. 16.2, по ч. 1 ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

За первый квартал 2016 г. от функциональных подразделений и таможенных постов в ОТКПВТ таможни поступило три ИАС, по всем принято решение о целесообразности проведения таможенной проверки.

В 2015 г. - первом квартале 2016 г. взаимодействие с правоохранительными подразделениями Севастопольской таможни осуществлялось в соответствии с приказом ФТС России от 17.05.2012 № 949 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки».

Всего за 2015 г. в ОТКПВТ таможни из правоохранительных подразделений Севастопольской таможни: оперативно-розыскного отдела, оперативно-аналитического отделения таможни, отдела административных расследований и дознания таможни поступило восемь служебных записок, по шести из них признано целесообразным проведение камеральных таможенных проверок. На конец 2015 г. завершено две камеральных таможенных проверки. По их результатам доначислено и довзыскано таможенных платежей, пеней на сумму 1 487,7 тыс. руб., что составило 57,2% от общей суммы доначислений по результатам проверок, проведенных ОТКПВТ. По результатам проведенных проверок дела об АП не возбуждались.

В первом квартале 2016 г. правоохранительным блоком таможни направлено пять служебных записок, по двум из них признано целесообразным проведение камеральных таможенных проверок. В настоящее время проверки не завершены.

Результаты взаимодействия ОТКПВТ Севастопольской таможни с функциональными подразделениями таможни за 2015 г. - первый квартал 2016 г. представлены в табл.1.

В 2015 г. на основании информации, поступившей от органов прокуратуры, ОТКПВТ таможни подготовлена одна ИАС, проведена одна таможенная проверка, по результатам которой сумма таможенных платежей и штрафов составила 234,1 тыс. руб. В первом квартале 2016 г. информация от органов прокуратуры не поступала.

Собственная аналитическая работа ОТКПВТ Севастопольской таможни представлена в табл. 2.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод.

Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров является одной из наиболее перспективных мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ. В целях принятия обоснованных решений о планировании таможенных проверок для достижения максимального результата необходимо проведение качественной информационно-аналитической работы и расширение спектра выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров функциональными подразделениями таможенных органов.

Таблица 1

Подразделение таможенного органа

Количество поступивших

НАС, служебных записок

Принято решений о целесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров

Проведено таможенных проверок

Сумма таможенных платежей и штрафов (тыс.руб.)

Возбуждено дел об АП

начислено

взыскано

2015 г.

I кв.

2016 г.

2015 г.

I кв.

2016 г.

2015 г.

I кв.

2016 г.

2015 г.

I кв.

2016 г.

2015 г.

I кв.

2016 г.

2015 г

I кв.

2016 г.

ОКТС

0

2

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

отп

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ОТНПТиТО

12

1

12

1

4

0

439,6

0

383,3

0

5

0

ОПСУР

2

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

ОТП и тк

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Таможенные посты

2

0

2

0

1

0

0

0

0

0

1

0

Правоохранительный блок

8

4

6

2

2

0

1487,7

0

1487,7

0

0

0

Всего

25

8

21

5

7

0

1927,3

0

1927,3

0

6

0

Таблица 2

Количество подготовленных НАС

Принято решений о целесообразности проведения таможенной проверки

Проведено таможенных проверок

Сумма таможенных платежей и штрафов (тыс.руб.)

начислено

взыскано

2015 г.

I кв.

2016 г.

2015 г.

I кв.

2016 г.

2015 г.

I кв.

2016 г.

2015 г.

I кв.

2016 г.

2015 г.

I кв. 2016

г.

10

0

10

0

4

0

383.7

0,00

169,7

0,00

Е.А. СЕДЕЛЬНИКОВ главный государственный инспектор отдела таможенного контроля после выпуска товаров Сибирского таможенного управления

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >