Обобщение опыта и разработка рекомендаций по совершенствованию таможенного контроля после выпуска товаров

Одной из основ совершенствования таможенного контроля и соблюдения баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства в современных условиях является упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, и сокращение времени совершения таможенных операций при переносе акцента на таможенный контроль после выпуска товаров (далее - ТКПВТ) [1]. Совершенствование ТКПВТ определено как одно из «основных стратегических направлений развития таможенной службы Российской Федерации» [2].

ТКПВТ представляет собой контроль на основе методов аудита и определяется как меры, позволяющие таможенной службе убедиться в правильности заполнения деклараций и достоверности указанных в них сведений путем проверки имеющихся у заинтересованных лиц соответствующих книг учета, счетов, документооборота и коммерческой информации» [3].

Всемирная таможенная организация (далее - ВТамО) издает так называемые «Рекомендации по пост-таможенному аудиту», которые определяют «основные цели пост-таможенного аудита: получение гарантии правильного заполнения таможенных деклараций, что сумма выплат была правомерно определена и уплачена, что товары, подлежащие импорту/экспорту правильно декларированы, в том числе определены запреты и ограничения, лицензии, квоты и т.д.» [4].

Нормативно-правовым актом ЕАЭС, регламентирующим ТКПВТ, является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТКТС), в национальном праве- это Федеральный закон от 27.11.2010 № ЗН-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Приказ ФТС от 17 апреля 2012 г. № 724 «Об утверждении Положения о Главном управлении ТКПВТ», Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года», Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования».

Для обзора международной практики применения ТКПВТ обратимся к Рекомендациям ВТамО по пост-таможенному аудиту. В зарубежных источниках, как правило, фигурирует понятие «пост-таможенный аудит», что, стало быть, эквивалентно «таможенному контролю после выпуска товаров». Но таможенные службы мира уже не используют термин «таможенный контроль с использованием методов аудита», широкое распространение получили термины «таможенный аудит», «пост-таможенный аудит», «аудит после очистки». Согласно европейской терминологии, «таможенный аудит» - это деятельность, направленная на предотвращение и выявление нарушений таможенного законодательства с целью определения суммы недоимки или излишне уплаченной суммы.

Самое главное, что хотелось бы выделить из Рекомендаций ВТамО, - это положения, касающиеся управления рисками, поскольку именно этот институт и является основой ТКПВТ. Здесь «процесс управления рисками включает в себя: создание контекста, оценку риска, идентификацию риска, анализ риска, оценка рисков и определение приоритетов, обработку риска, запись, контакты и консультации, мониторинг и обзор» [4]. По рекомендациям ВТамО за пост-таможенный аудит отвечает специализированная организация при таможенном органе» [5]. В ряде государств, в частности США, Канаде, странах ЕС, Японии и даже Казахстане, рекомендации аудиторов носят добровольный характер, и участник ВЭД решает самостоятельно, в какой мере стоит к ним прислушиваться.

Процесс отбора участников ВЭД эффективно работает в таможенной службе Японии. ТКПВТ в Японии основан на контроле с использованием методов аудита. Так, в Японии выделяются 6 классов риска: высокий риск, низкий риск, нейтральный риск, новый участник ВЭД, таможенный аудит не проводился в течение долгого периода времени, другое. «В связи с этим ТКПВТ в зарубежных странах стал достигать до 90% от всего таможенного контроля. Например, контроль после выпуска в Южной Корее стал оставлять 88% от всего объема контролируемых товаров» [5]. По мнению ЮНКТАД «таможенный аудит имеет наибольшую эффективность, чем остальные формы таможенного контроля, и должен составлять 80-90% от всего его объема» [6].

Таким образом, таможенный аудит в развитых странах основан на сотрудничестве между таможенными администрациями и участниками ВЭД и взаимодействии между таможенными органами (подразделениями). То есть, наблюдается полная модель информационного сотрудничества. Согласно ТКТС и национальному законодательству, ход таможенной проверки подразумевает только процессы, так называемые, «государство-для-государства», и не предусмотрена возможность участнику ВЭД провести внутренний аудит и добровольно указать на совершенные ошибки. «Существует мнение, что пост-контроль сегодня стал неудобен и неэффективен не только для участников ВЭД, но и для самих таможенников, несмотря на ежегодные отчеты о совершенствовании и рекордные показатели» [7]. Действующая в России «система ТКПВТ в корне отличается от зарубежного пост-таможенного аудита. В России - это, прежде всего, таможенный контроль, который осуществляют сотрудники таможенных органов. Основная его цель -выявить нарушения законодательства и взыскать неуплаченные платежи в бюджет, а не формировать имидж и определять уровень риска конкретной компании, и здесь мало общего с понятием «аудит». Именно по этой причине существующий у нас ТКВПТ - это еще одна возможность для сбора платежей, хотя, следуя зарубежному опыту, его и обозначили одним из самых приоритетных направлений» [8] во всех стратегических документах.

Таможенная служба России на самом деле не реализует тот зарубежный постконтроль, прописанный в международных стандартах. И проблема не только в том, что сами таможенники осуществляют его не так, у нас законодательно прописаны абсолютно иные нормы. То есть, «наш ТКПВТ» - это тот же таможенный контроль, только начинается он не на таможенной границе, а в течение 3-х лет после выпуска товаров, а значит, законодатель априори не ставит его вровень в посттаможенным аудитом. А ведь осуществить это не так-то просто. Полностью придется изменять всю таможенную систему и не ставить во главу списка приоритетов сбор таможенных платежей. Так называемая, «подмена понятий» - далеко не единственная проблема существующей системы. «В 2015 году Счетная палата провела контрольное мероприятие «Проверка эффективности ТКПВТ»» [7]. Ведомство не только обнаружило множество слабых мест и несоответствий международным стандартам, но и в целом признало, что работа проводится непродуктивно. Во-первых, в России недостаточно связаны системы ТКПВТ и система управления рисками (далее - СУР). А требуется это и международными конвенциями, и договорами, и ТКТС. У нас в большинстве случаев анализируемая информация в рамках ТКПВТ используется только для доначисления платежей. Ко всему прочему, в таможенных органах не было найдено такого программного средства, которое было способно категорировать участников ВЭД для проверки, автоматически подвергать анализу их деятельность. Имеющийся КПС «Постконтроль» представляет собой лишь свод данных по ранее проведенным проверочным мероприятиям. Это означает, что анализ не проводится в данном программном продукте, а именно: не учитываются динамика изменения объемов торговли, номенклатуры товаров и т.д.

Таким образом, основными способами устранения проблем ТКПВТ являются: полное нормативно-правовое обеспечение «зарубежного» типа постконтроля, поскольку он оправдал себя надежностью и эффективностью. Второе предложение - это проведение взаимных межведомственных проверок: открытость, предсказуемость и эффективность - ключевые принципы на пути к совершенному таможенному контролю. В-третьих, «создание методологической базы на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности» должно воплотиться-таки в жизнь, но ни в коем случае не ограничиваются сбором информации. И в-четвертых - это создание достойного программного продукта или модернизацию КПС «Постконтроль», главным образом в вопросе того, что основываться программа должна на СУР и проводит анализ данных, не только их сбор.

Список использованных источников

  • 1. Приказ Федеральной таможенной службы от 7 декабря 2007 г. № 1516 «Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств».
  • 2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
  • 3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция). Киото, 1973.
  • 4. Рекомендации ВТамО по пост-таможенному аудиту. Неофициальный перевод: Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ GmbH) «Содействие региональному экономическому сотрудничеству в Центральной Азии».
  • 5. Горячев В.А. Международный опыт таможенного контроля после выпуска товаров. 2015.
  • 6. UNCTAD Trust Fund for Trade Facilitation Negotiations. Technical Note 5. Post-clearance audit.
  • 7. Быркова E.E. ТКПВТ: почему в России не работает зарубежная практика? [Электронный ресурс]. Режим доступа: WorldWideWeb. URL http://rn.proved-partner.ru/.
  • 8. Костин А.А. Риск-менеджмент в таможенном деле: основные проблемы и перспективы использования // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 4. С. 34-39.

Е.А. ПАВЛОВА студент факультета таможенного дела Российской таможенной академии

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >